Музыка требует жертв

Ирина Мак 17 февраля 2018
Поделиться

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПЛАКАЛ
Режиссер Салли Поттер
Великобритания, 2000

Этот фильм в действительности не рассказ о еврейской девочке, которая проводит жизнь в поисках потерянного отца, — хотя именно такова сюжетная схема. И не история XX века, которую режиссер рассматривает на примере одной еврейской семьи. Этот фильм — очередной эксперимент Салли Поттер, с помощью которого она исследует возможности кино.

Очевидно, что Салли Поттер по природе своей режиссер‑исследователь и в каждом своем фильме ставит опыты на разном материале. Так было всегда, начиная с первого же ее полнометражного игрового фильма, знаменитого «Орландо», снятого в 1992 году. Этой единственной удачной экранизацией романов Вирджинии Вульф режиссер заново открыла актрису Тильду Суинтон, сыгравшую Орландо — странное двуполое существо, которое проносит через столетия свою неувядающую молодость и жажду жизни и любви. Когда смотришь «Орландо», не покидает ощущение театральности происходящего на экране. Многие упрекали Поттер в том, что она заимствовала эту театральность своих картин у Питера Гринуэя и Дерека Джармена (а у последнего еще одолжила и главную актрису). Однако театральность ее фильмов иного свойства. Из ныне действующих режиссеров аналогию можно провести скорее с Робертом Уилсоном, выдающимся мастером британского театра и одновременно известным художником: каждую сцену в спектакле Уилсона можно сфотографировать и повесить на стенку — и это будет законченный шедевр. Актеры же у Уилсона подобны марионеткам, двигающимся по заданной траектории. Откровений ждут не от них — только от режиссера.

У Салли Поттер актеры — тоже почти куклы. Только знаменитые, стопроцентно узнаваемые в профиль и анфас. И в фильме «Человек, который плакал» это еще скорее бросается в глаза, чем в «Орландо». Там зрителя преследует пусть странный, но такой манящий взгляд Тильды Суинтон, словно сошедшей с голландских портретов, но не все ее в 1992‑м знали, и уж наверняка мало кто узнавал в старухе Елизавете Анг­лийской блистательного Квентина Криспа. Тогда как в «Человеке, который плакал» от не просто блестящих, но кассовых имен дух захватывает: Кейт Бланшетт, Джонни Депп, Джон Туртурро, Кристина Риччи — и совсем неожиданный в такой плотной западной компании Олег Янковский — как вишенка на торте, наше все.

Персонаж Риччи — девочка Фейгеле, которая, оказавшись в Лондоне в 1927 году, обретает новых родителей и новое имя — Сьюзи. Она совсем не помнит русский, но память ее хранит обрывки идиша. Янковский сыграл отца Фейгеле, местечкового еврея, оставившего отчий дом где‑то в Галиции ради счастливой жизни за океаном. В новую жизнь он намеревался со временем забрать и дочь с матерью, да не успел. В Америке он стал сначала кантором в нью‑йоркской синагоге, а в финале достиг успеха на ином поприще. Хотя музыке не изменил.

Ни у кого из этих актеров в картине нет роли, ради которой стоило родиться. Они все тут во многом ради компании и статуса. От предложений Салли Поттер не отказываются. Это всегда шанс, и это репутация. И хотя пригласила она не абы кого, не просто звезд — оскароносцев, каждый из отметившихся в картине артистов, помимо блокбастеров, регулярно снимается в малобюджетном авторском кино. Это норма жизни и для Деппа, и особенно для Кейт Бланшетт: она легко отказывается от миллионных гонораров в пользу ролей, которые гарантированно не принесут ни денег, ни, скорее всего, даже славы — просто в силу ограниченного проката таких картин. И тут Бланшетт блестяще справилась со своей «кукольной» ролью. Она сыграла Лолу, русскую подружку героини, с которой они вместе снимают комнатку в Париже, подрабатывают на вечеринках и в театральной массовке. И австралийская актриса в этом ансамбле — единственная, кто принес фильму фестивальную награду как лучшая исполнительница второстепенной роли.

Забавно, что Кейт Бланшетт играет именно русскую — скорее, она здесь классическая Брунгильда. Но сказывается известная привязанность Салли Поттер ко всему русскому: так британские интеллектуалы почитают Чехова. Вспомним, что на «Орландо» с ней работал российский оператор Алексей Родионов — блестящий оператор, который снял такие неповторимые планы, что их и сегодня вспоминаешь, заметив на экране что‑то похожее. Эти перемещающиеся рывками, как в анимации, фигуры на экране — тоже его находка. В «Человеке, который плакал» ею воспользовался французский оператор Саша Вьерни. Мы смотрим на Сьюзи в морозном лесу — а видим Орландо в кринолине, так узнаваема цитата. И русские фразы мелькают там и тут.

Джонни Депп играет цыгана, циркового наездника: по прихоти Перльмана, директора театра, он занят в оперном спектакле. Лошадь выходит на сцену в «Трубадуре» — и сразу вспоминается «Иван Сусанин» в Большом театре, и «Кармен» в Иеру­салиме — там на сцену тоже выходила живая лошадь, и однажды животное не справилось с эмоциями и наложило кучу. Прямо как в кино Салли Поттер. Опять вспоминается Чехов: если ружье висит на стене, оно должно выстрелить.

Лошади на сцене противостоит Данте — его играет Джон Туртурро. Он тенор, и этим все сказано: Леонкавалло, Верди, Пуччини, непременные «Вернусь в Сорренто» и «Искатели жемчуга», откуда чарующей красоты ария «Je crois entendre encore», начинающая и венчающая фильм.

Под эти упоительные звуки Лола занимается любовью с тенором, под них же обладатель чудного бельканто потом выдаст полиции маленькую еврейку, и тот же голос будет сопровождать бравых французских полицейских, которые придут арестовывать консьержку, мадам Гольд­штейн. Наверняка Салли Поттер не упустила из виду биографических подробностей автора «Искателей жемчуга»: Бизе, пока не крестился, был евреем. Попутно звучит нежная песенка на идише, которую пел Фейгеле отец, и «Дидона и Эней» Перселла — уже из репертуара повзрослевшей Сьюзи, и заводные танцы румынских цыган, и «Gloomy Sunday» — американский шлягер 1930‑х годов. Саундтрек — безусловная удача фильма, его скелет, на который нанизываются операторские фокусы, актерские находки и даже сценарные ходы. Да, именно так: кажется, что не текст в этом фильме первичен, а музыка и те, кто ее создает. Потому что искусство не существует отдельно от жизни. И артист тоже отвечает за все.

«Пресвятая Дева Мария, что у меня есть кроме голоса, которым ты наделила меня! Дева Мария, я хочу петь, ради Италии, ради музыки даруй победу немцам!» Ох как это сегодня актуально! Искусство требует жертв. От всех.

Фильм упрекали в неточностях, и справедливо. Фактических ошибок столько, что приходит в голову крамольная мысль: Салли Поттер вставила их специально, демонстрируя показательное пренебрежение к деталям, принесенным в жертву главной идее. Как, скажите, в 1927 году маленькая девочка могла сесть на пароход и уплыть из Советской России в Англию? Как красотка Лола могла заниматься здесь синхронным плаванием, которое хоть и придумали в 1920‑х, но в Штатах, в СССР тогда элементарно не было бассейнов. И как Лола из города Кирова могла попасть в Париж? В сценарии есть намек: «Если бы не моя внешность, я бы никогда не смогла уехать из России». Англичанка Салли Поттер плохо себе представляет, что такое советская власть. Но такого рода подробности ее не заботят, она не занимается бытописанием — она сочиняет притчу. А в притчах все возможно, надо только суметь рассказать. И тогда эта история отверженных людей, история их унижений и взлетов, предательств и обретений зазвучит как в опере. И финал не покажется пафосным — мы же знаем, что реальная жизнь преподносит сюрпризы почище кино. И средства, которые использует Салли Поттер, решим мы, достойны благой цели. Ибо, как говорит Сьюзи, снова ставшая Фейгеле, «если сражаешься не на жизнь, а на смерть, надо знать наверняка, что Б‑г на твоей стороне. Иначе станешь убийцей».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сын Саула

Разумеется, существует цена, которую не стоит платить даже за то, чтобы сохранить жизнь. Но члены зондеркоманд — не тот случай. Они попали в ловушку. Одна из задач фильма «Сын Саула» — реабилитировать их. Нацистские лагеря уничтожения были созданы в ответ на запрос: как уничтожить наибольшее число евреев, вовлекая в этот процесс наименьшее число немцев? Было найдено дьявольски бездушное решение — грязную работу возложили на тех, кто сам являлся жертвой, лишив их даже утешения от сознания своей невиновности.

«Сева, ты мой самый любимый человек»

Знаменитому актеру театра и кино Всеволоду Осиповичу Абдулову, обожаемому Севе Абдулову сегодня исполнилось бы 75 лет. В памяти тех, кто знал его, кто общался с ним, навсегда останется его обаяние, лучащаяся доброта – все это помогало людям, с ним общавшимся, как говорится, и в радости, и в горе. И еще – в памяти тех, кто хоть раз видел улыбку Всеволода Абдулова, она останется навсегда.

Зиновий Высоковский. Мудрый шут

Сегодня актеру и писателю Зиновию Моисеевичу Высоковскому исполнилось бы 85 лет. Его кредо было: плачь перед Б-гом – смейся перед людьми. Его талант, ум и профессионализм ценил Аркадий Райкин, который безуспешно звал артиста в свой театр. Однако Высоковский обладал независимым и самостоятельным характером: в коллективе он всегда стоял особняком, наблюдал за происходящим со стороны.