Еще посмотрим

Молодогвардейцы Исаака Каплана

Алексей Мокроусов 16 сентября 2016
Поделиться

Молодая гвардия

Москва, Центральный музей Великой Отечественной войны

до 3.10

История действовавшей в Краснодоне Ворошиловградской области подпольной организации «Молодая гвардия» рассказывается из разных перспектив, в том числе кинематографической. Фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948, оператор Владимир Рапопорт), снятый по роману Александра Фадеева на Центральной студии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, стал одним из знаковых для своей эпохи. Музей кино предоставил для выставки около 20 экспонатов, включая эскизы декораций и костюмов, киноплакаты, а также зарисовки рабочих моментов. Среди последних — сцена «Казнь молодогвардейцев», запечатленная Исааком Капланом (1924–1997). Впоследствии Каплан стал выдающимся художником кино: среди его фильмов — «Старик Хоттабыч» и «Дорогой мой человек», «Три толстяка» и «Труффальдино из Бергамо» (многие сделаны в соавторстве с женой Беллой Маневич‑Каплан).

Исаак Каплан. Казнь молодогвардейцев. Зарисовка рабочего момента для фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия». 1948

Что остается

Хоэнемс, Еврейский музей

до 2.10

К своему 25‑летию австрийский музей подготовил небольшую, но отлично продуманную выставку. В огромных картонных коробках стоят письменные столы и витрины с самыми разными экспонатами, от пустых бутылок из‑под кошерного вина, найденных в домах в Хоэнемсе, где после войны жили евреи — «перемещенные лица» (см.: Алексей Мокроусов. Амнезия, характер, камень), до ключей, переданных не так давно на условиях анонимности сыном бывшего эсэсовца. Это ключи от еврейских домов и собственности общины Хоэнемса, ариизированной в 1938 году, — миквы, дома раввина, кладбища… Зачем их собирал, а главное — зачем хранил все эти годы солдат? Какое отношение он имел к событиям конца 1930‑х? Ставить вопросы — главное предназначение выставки, рассказывающей об истории музейного собрания — и истории экспонатов.

Мантия Торы. 1905

Многие из них редки, некоторые вообще впервые представлены публике, как, например, купленные на аукционе «Christie’s» в Амстердаме предметы XIX века — книга Эсфирь и набор для обрезания. После их приобретения в музее началась дискуссия — что мы, собственно, собираем? В итоге политика коллекционирования свелась к жизни Форальберга и Тироля, а также всего региона Боденского озера. Дискутировали долго, поэтому купленное на аукционе не забирали пять лет — так иногда продолжительное недействие оказывается предвестием успешного деяния.

Еще одним подарком к юбилею можно считать библиотеку и архив, открывшиеся в доме напротив виллы Хельман‑Розенталь, где располагается музей, — в старых помещениях им было слишком тесно, в новых есть где поработать людям со стороны.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Мы рассказываем историю успеха, а не историю выживания»

«В нашей истории такая глубина и богатство, что, если ее правильно не рассказать, люди не будут чувствовать своей связи, единения с ней... Мы не строим музей, чтобы рассказать историю вам. Мы делаем вас частью истории», — говорит председатель совета директоров Музея диаспоры Ирина Невзлина.

Еврейский круг Петрова-Водкина

Карьера, как почти у всех учеников Петрова‑Водкина, не задалась — шедевры вроде оперы «Джанни Скикки», к которой Эрбштейн делал костюмы, на сцене так и не появились (единственное исключение — «Дон Паскуале» в Малом оперном театре, 1931), зато приходилось оформлять оперу Арсения Гладковского «Фронт и тыл» об обороне Петрограда от войск Юденича. Эрбштейн сам участвовал в тех боях. Каково же ему было слушать звучавшее с подмостков «Ну что ж, настал наш час, мы перед смертью не виляем. / Сегодня вы убьете нас, а завтра мы вас расстреляем!»

Показать изнанку

«Фрики — те, кого я часто снимаю, — писала Арбус. — С ними я испытываю особые чувства — смесь стыда и благоговения. Дело в том, что многие из нас идут по жизни, пытаясь избежать травм и потрясений. Фрики рождаются с травмой. Они уже прошли это испытание. Они от рождения — аристократы».