Еще посмотрим

Мир Зинаиды Серебряковой

Алексей Мокроусов 30 июня 2017
Поделиться

Зинаида Серебрякова

Москва, Инженерный корпус Третьяковской галереи, до 31.7

Мир Зинаиды Серебряковой (1884–1967) полон ощущением домашнего уюта и защищенности частного пространства, у ее персонажей (особенно на автопортретах, прежде всего 1911 года) так очевидна внутренняя ясность, что думаешь — вот идеальное изображение идеального художника! Вот дальняя и в то же время такая близкая наследница Венецианова!

Впечатляющая выставка объединила малоизвестные или впервые показываемые в России работы с шедеврами, которые сделали Серебрякову известной еще до революции. Многие из них показывают в Инженерном корпусе, например «Беление холста», «Жатву» и «Баню». Неудивительно, что в 1917 году художницу выдвинули в Академию художеств, избранию помешала революция.

Зинаида Серебрякова. Еврейская девушка из Сефру. 1932

В эмиграции Серебрякова вынуждена была много заниматься коммерческим искусством. Жизнь в Париже она вела бедную, занималась заказными портретами и воспитанием детей, которых и запечатлела в бесчисленных листах графики и картинах. Серебрякова была фактически самоучкой, интуитивное понимание искусства не спасло в итоге от самоповторов, но изящество ранних работ с годами не исчезло. По‑прежнему впечатляет романтичный портрет Евгения Золотаревского (1922), будущего художника‑декоратора, сына скульптора и архитектора Исидора Золотаревского и Фанни Золотаревской, урожденной Бронштейн (двоюродной сестры Троцкого, между прочим). Картину предоставил Национальный художественный музей Белоруссии в Минске; вообще участников много, от московских галерей «Наши художники» и «Триумф» до Русского музея. Так, две пастели, запечатлевшие молодых евреек из Сефру (1932), показывает парижский Фонд Серебряковой — марокканским путешествиям художницы на выставке и в каталоге посвящен особый раздел.

Хорош и портрет искусствоведа Ефима Шапиро (1899–1979), уехавшего в начале 1920‑х годов в Германию, а оттуда перебравшегося в Лондон, где он стал художественным обозревателем Би‑би‑си. В Петрограде, перед эмиграцией, Шапиро издал книгу Льва Пумпянского, своего школьного репетитора в Вильно, — ради нее он даже основал издательство «Замыслы». Учитель и ученик переписывались вплоть до начала 1930‑х. Портрет Серебряковой создан в Париже, где Шапиро какое‑то время жил после бегства из Германии.

 

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Коллекция Алисии Копловиц: от Сурбарана до Ротко

Семейное богатство связано со строительным бизнесом, благодаря ему удалось собрать большую коллекцию искусства — официально она называется Alicia Koplowitz — Grupo Omega Capital (это одна из крупнейших испанских компаний сегодня). По широте охвата собрание явно достойно отдельного музея.

Эдуард Штейнберг. Ретроспектива

Ретроспектива, организованная тремя парижскими галереями объединяет работы всех периодов творчества Эдуарда Штейнберга, от фигуративной живописи 1960‑х годов до поздних опытов геометрической абстракции. Далеко ходить публике не придется — галереи расположены рядом, на rue Mazarine, 19, и rue des Beaux‑Arts, дома 2 и 7/9.