Кадиш

Марк Тайманов. Между Евтерпой и Каиссой

Василий Максимов 28 ноября 2016
Поделиться

На 91-м году жизни в Санкт-Петербурге скончался советский и российский шахматист, международный гроссмейстер Марк Тайманов.

Бывают люди, талантливые во всем, чья жизнь не вписывается в рамки представлений о человеческой биографии. За что бы они ни брались, всё у них спорится. Марк Евгеньевич Тайманов был из таких. Он с детства жил двумя параллельными жизнями – музыканта и шахматиста. Международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта, дважды чемпион СССР, четырехкратный чемпион Европы, чемпион мира среди молодежи, олимпийский чемпион 1956 года. И вместе с тем известнейший пианист международного уровня, музыкант, чьи концерты собирали полные залы.

Марк Тайманов родился 7 февраля 1926 года в Харькове. Его отец был инженером, мать – эстрадной певицей. Спустя полгода после рождения сына семья перебралась в Ленинград, где отцу будущего музыканта предложили место на Путиловском заводе, а мать оставила карьеру, посвятив всё свое время семье и сыну.

«Мальчик соображал молниеносно и блестяще считал варианты», – так отзывался о юном Тайманове отец-основатель советской шахматной школы Михаил Ботвинник, учеником которого стал Марк Евгеньевич. В шестнадцать лет он – мастер спорта, но к тому времени вся страна уже знала Тайманова и как звезду советского кинематографа: в 1936 году на экраны вышел фильм Владимира Шмидтгофа и Михаила Гавронского «Концерт Бетховена», в котором десятилетний Тайманов сыграл главную роль. Это был первый и последний его фильм. В одиннадцать Марк Тайманов начал заниматься шахматами в клубе Ленинградского дворца пионеров, а за три года до того поступил в престижную музыкальную школу при ленинградской Капелле по классу фортепиано. Затем была школа-десятилетка при Консерватории и класс Самария Ильича Савшинского…

Как оказалось, этому знаменитому педагогу суждено было сыграть немалую роль в судьбе своего ученика – он добавил к его традиционно сольному репертуару редко исполняемые тогда сочинения для двух фортепиано. И для начала предложил Тайманову и его соученице Любе Брук разучить дуэтные произведения Моцарта и Шопена. Савшинский на долгие годы предопределил творческую судьбу двух исполнителей и даже свел воедино их жизненные пути: лет через десять фортепианный дуэт Любовь Брук – Марк Тайманов обрел и семейный статус. Они прожили вместе двадцать семь лет. Кстати, не так давно фирмы Philips и Stcinway&Sons выпустили цикл альбомов под общим названием «Великие пианисты ХХ века», один из них посвящен знаменитому фортепианному дуэту – единственному дуэту во всем цикле.

Судьба Тайманова-музыканта складывалась очень удачно. Не хуже дело обстояло и с шахматной карьерой, хотя до определенного момента публика даже не догадывалась об этом alter ego пианиста.

Как музыкант и шахматист Тайманов побывал в шестидесяти странах мира, встречался со множеством интереснейших людей. С кем-то из них он играл в шахматы – как это было с Фиделем Кастро и Че Геварой, – с другими просто общался, как с Уинстоном Черчиллем или Никитой Хрущевым. Сегодня на прилавках книжных магазинов можно видеть книгу Тайманова «Воспоминания о самых-самых», в которой автор рассказывает о некоторых из таких встреч.

Журналистика – еще одно хобби Марка Евгеньевича. За долгую жизнь он сотрудничал с великим множеством газет и журналов, комментировал на радио и телевидении самые интересные шахматные матчи. Его имя и сегодня нередко можно встретить во многих тематических изданиях. А еще он написал около двадцати мемуарных и аналитических книг, в том числе «Защита Нимцовича», «60 лучших партий», «Я был жертвой Фишера».

…Это случилось в 1971 году. Матч четвертьфинала первенства мира в Ванкувере Тайманов проиграл американцу с разгромным счетом 0:6. Гроссмейстера лишили звания заслуженного мастера спорта и вывели из состава сборной, усмотрев в проигрыше… сговор с американским империализмом. На два года закрыли выезд за рубеж для участия в международных турнирах. Он не смел печататься, выступать с лекциями, ему пришлось даже прервать концертную деятельность. Поводом для наказания послужило таможенное нарушение: при досмотре в московском аэропорту по возвращении из Канады в багаже шахматиста обнаружили книгу опального Александра Солженицына «В круге первом». Впоследствии, с легкой руки виолончелиста Мстислава Ростроповича, прятавшего Александра Исаевича на своей даче, по Москве пошла горькая шутка: «Вы слышали о том, какие неприятности у Солженицына? У него нашли книгу Тайманова “Защита Нимцовича”». Но самому Тайманову было не до смеха…

По прошествии многих лет все обвинения были сняты, звания восстановлены, пианист был награжден орденом Почета и медалью «За трудовые заслуги». Он активно выступал с концертами в России и за рубежом, выпустил много пластинок. О нем пишут в энциклопедиях как о «знаменитом шахматисте и музыканте». Вся его жизнь была посвящена служению двум музам и сам он не мог однозначно ответить на вопрос о том, какая из них являлась для него главной.

(Опубликовано в №166 , февраль 2006)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Спортивное отношение к жизни

Зельдин был абсолютный актер актерыч, в старом, театральном, чеховском понимании этой формулы — «Как меня в Харькове принимали, батюшки мои!» Мечтал о военно‑морском училище — но глаза подвели, хотел танцевать в балете — не взяли. «Может, и к лучшему», — говорил он. И полвека не сходил с олимпа — не как старые великие мхатовцы, а так, как мог он один.

Одно последнее интервью

В его собственной жизни многие его самые невероятные мечты стали реальностью, начиная с мечты о возрождении еврейского народа на его родной земле после перерыва в две тысячи лет. Хотя Государство Израиль, безусловно, было бы провозглашено в 1948 году и без Переса, он, пожалуй, сделал больше для становления молодой нации с этого момента, чем любой другой человек.

Стивен Хилл. Миссия (не)выполнима

«Стивен всегда говорил мне, что, став религиозным, еще больше полюбил свою профессию», — рассказывает Шиллер, который работал вместе с Хиллом над его автобиографией, так и недописанной. «Актерская игра составляла для него смысл жизни — пока он не пришел к религии, он отдавал ей все силы. Уже став религиозным, он продолжал получать удовольствие от игры. Но теперь его личность этим не исчерпывалась».