Книжный разговор

Лорен Гродштейн написала исторический роман, действие которого происходит в Варшавском гетто

Подготовил Семен Чарный 13 декабря 2023
Поделиться

Архив «Онег Шабат» представлял собой секретный проект еврейских узников Варшавского гетто в годы Второй мировой войны: они записывали истории обитателей гетто в ожидании депортации в нацистские лагеря смерти. Писательница Лорен Гродштейн использовала этот исторический факт в качестве основы для своего нового романа «Мы не должны думать о себе». Об этом сказано в материале Associated Press.

Рассказчиком выступает вымышленный школьный учитель Адам Пасков, который якобы дал интервью архиву, когда влюбился в замужнюю женщину Салу Вискофф, с которой стал вместе жить в переполненных помещениях гетто. Гродштейн вдохновилась написать эту книгу после поездки в Варшаву, где впервые столкнулась с дневниковыми записями, пропагандистскими плакатами и другими материалами архива «Онег Шабат». Она преуспела в создании убедительных персонажей и сочинении правдоподобных диалогов. В образе Адама писательница выводит очень привлекательного героя, несмотря на его супружескую измену с Салой — столь же харизматичной героиней. До войны Адам жил тихой жизнью интеллигента в процветающем районе Варшавы со своей богатой женой-полькой. Они были влюблены друг в друга. Но после того, как жена умерла и нацисты захватили Польшу, Адама выгнали из их уютной квартиры («наполненной книгами и восточными коврами») в гетто, патрулируемое вооруженной охраной. Здесь он стал преподавать детям английский язык.

Адам и Сала флиртуют друг с другом почти с самой первой встречи. При этом Адам, немного мечтатель, изо всех сил пытается осмыслить реальность, в которую они погружены.

«Они не смогут убить всех нас», — говорит он Сале. «Неужели?» — иронично отвечает она. «Это нелогично, — рассуждает он. — А нацисты гордятся именно своей логикой».

Позже он думает: «Как, черт возьми, они смогли провернуть такое? И неужели мир… позволил им?»

Конечно, так и есть, позволил. Война затягивается, а условия в гетто все ухудшаются, и для Адама наступает момент расплаты…

Размышляя о цели проекта, начатого историком Эмануэлем Рингельблюмом и названного «Онег Шабат», или «Радость субботы», — именно в этот день происходили встречи участников проекта, — Адам думает: «Теперь я понимаю, что мы создаем коллективный портрет польских евреев в конце нашей истории».

Но конец для Адама будет иным. В сюжете, напоминающем известный роман и фильм «Выбор Софи», Адам, до войны вообще не считавший себя евреем, получает документы, которые позволяют ему и двум другим людям бежать на свободу. Но ему нужно решить, кем будут эти двое. И это оказывается глубоко трогательным завершением нового романа, достойного внимания читателей.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Секретное исследование врачей-евреев о голоде, проведенное в Варшавском гетто 

Официально немецкие нормативы по пайкам позволяли каждому заключенному гетто потреблять 180 калорий в день, то есть менее одной десятой дневной нормы калорий, необходимой для поддержания здоровья. Заключение в гетто должно было стать медленным смертным приговором для сотен тысяч евреев. Врачи, изучавшие голодание, понимали эту немецкую стратегию еще до того, как начали свои исследования.

Спасти их имена: размышления о восстании в Варшавском гетто, Мареке Эдельмане и феномене памяти

Кто помнит Хендусю Химфельфарб?.. Во время войны она работала в санатории для детей, больных туберкулёзом. У нее была арийская внешность и возможность уйти из гетто. Эдельман предлагал ей это. Но у неё же было сто пятьдесят маленьких воспитанников, которых ждала депортация. И она не смогла их бросить, как и Роза Эхнер, старая учительница из Вильно… Все остальные учителя и воспитатели разбежались. А Хендуся и Роза остались и вошли в вагоны со своими детьми.

Новая книга о полиции Варшавского гетто, которая отправляла на смерть своих собратьев‑евреев

Более 1 тыс. человек служили в Еврейской службе порядка в Варшавском гетто, подобные же организации были основаны в нацистских гетто и в других частях оккупированной Европы. В Варшаве еврейские полицейские подчинялись власти немцев, но находились под непосредственным надзором польской «синей полиции». Между тем их официальная роль заключалась в работе с еврейским советом, или юденратом, который номинально контролировал гетто.