Лидирует Хабад: рост вовлеченности в еврейскую жизнь после 7 октября
Согласно новому исследованию Федерации еврейских общин Северной Америки (JFNA), после 7 октября 2023 года наибольший рост еврейской вовлеченности зафиксирован среди тех, кто участвует в жизни движения Хабад‑Любавич. Эти данные, предоставленные изданию eJewishPhilanthropy, показывают: именно Хабад опережает по темпам роста все остальные направления американского еврейства, от ортодоксального до реформистского, а также и неаффилированных евреев.
44% евреев, участвующих в жизни Хабада, сообщили, что с начала войны в секторе Газа оказались активнее вовлечены в еврейскую жизнь. Для сравнения: среди ортодоксов такой рост составил 42%, среди консервативных евреев — 36%, у реформистов — 33%, а среди тех, кто не относит себя ни к одному из направлений, — лишь 24%. В целом, согласно опросу, 42% всех респондентов сообщили о росте вовлеченности в еврейскую жизнь после 7 октября.
JFNA назвала этот процесс «Тhe surge» («Всплеск»). Хотя, как отмечает исследование, к весне 2025 года темпы роста снизились (до 31%), но тенденция сохраняется.
При этом участие в жизни Хабада вовсе не означает принадлежность к самому движению. Из тех, кто регулярно участвует в мероприятиях Хабада, 39% считают себя реформистами, 20% — консервативными евреями, 21% — ортодоксами, а еще 15% не относят себя ни к какому из направлений.

Почему именно Хабад?
Как объясняет Мими Кравец, директор по развитию и аналитике JFNA, одна из причин может заключаться в географической доступности Хабада, ведь их шлухим действуют даже в самых малонаселенных уголках. Вторая важная причина — открытость и отсутствие барьеров.
Люди часто говорят, что не участвуют в еврейской жизни, потому что «ничего нет рядом». А у Хабада почти везде есть представительство. Более того, участие не связано с платным членством, как в случае с синагогами, и людям просто легче войти, — объясняет Кравец.
По ее словам, именно ощущение комфорта и открытости особенно привлекательно в тот момент, когда евреи ищут поддержку на фоне мировой волны антисемитизма.
Новый тип вовлеченности: вне синагог
Опрос JFNA выявил, что вовлеченность растет не только в синагогах. Среди тех, кто до войны не участвовал в еврейской жизни, многие стали вовлекаться через нестандартные форматы — группы в соцсетях, встречи в JCC, локальные культурные мероприятия.
Для федераций это очень важно, — отмечает Кравец. Надо уметь поддерживать и такие формы участия: вотсап‑группы, JCC, мероприятия вне религиозных организаций. Да, синагоги остаются ядром для вовлеченных евреев, но охватить новых можно и нужно иначе.
Также была выявлена интересная статистика по членству: среди ортодоксальных евреев, ставших более активными, около 75% уже были членами синагог. Среди реформатов и участников Хабада — примерно 50%, а среди неаффилированных евреев — более 90% не состояли ни в каких синагогах.
Вовлеченность и барьеры
Большинство участников опроса — от 83% до 93% — оценили свой новый еврейский опыт как положительный. Негативный опыт составил менее 5% и чаще был связан не с конкретной организацией, а с уязвимым положением самих участников: финансовые трудности, инвалидность, ЛГБТ‑идентичность. Эти группы чаще сталкивались с барьерами, вне зависимости от конфессиональной среды.
Это говорит о необходимости всей еврейской общине стать более инклюзивной, — подчеркивает Кравец.
В гостях у первой в мире галереи хасидского искусства
Посланники «Хабада» готовы работать дальше, несмотря на убийство раввина Цви Когана
