Трансляция

Hyperallergic: Крупнейший в мире онлайн‑каталог еврейского искусства

Клэр Вун 11 октября 2017
Поделиться

Каталог насчитывает 260 тыс. произведений еврейского искусства — от древнееврейских иллюминированных рукописей до синагог эпохи модерна, описанных в ходе 30‑летних изысканий.

Два года назад исследователи из Центра еврейского искусства в Еврейском университете в Иерусалиме отправились описывать синагоги Сибири. В ходе экспедиции они нашли множество старых синагог, давно заброшенных, в руинах или на грани разрушения. Еврейские кладбища также были заброшены, мацевы во многих местах упали на землю. Исследовательская группа описала и сфотографировала каждую синагогу и каждое кладбище и поговорила с местными общинами о необходимости сохранить эти места. Сделанные фотографии вошли в Каталог еврейского искусства имени Бецалеля Наркисса, недавно запущенный веб‑сайт, 1содержащий крупнейший в мире онлайн‑каталог еврейского искусства.

Мозаика с изображением Гелиоса на полу синагоги в Хамат‑Тверии. Израиль. 286–337 годы н. э.

Центр еврейского искусства запустил этот сайт в августе. Каталог насчитывает 260 тыс. описаний самых разных объектов, артефактов и мест из 41 страны мира, от античности до самых недавних лет. Примерно треть этих объектов классифицируется как еврейская ритуальная архитектура, включающая синагоги, дворцы и дома, а остальные объекты исследователи поделили на пять категорий: ивритские иллюминированные рукописи, сакральная и ритуальная утварь, еврейские кладбища, древнееврейское искусство и новое еврейское искусство. Ориентироваться в каталоге можно по этим категориям; также работает поиск по ключевым словам, дате, имени художника, месту, общине, художественной школе и стилю.

Главный молитвенный зал Большой синагоги в Джербе Тунис. Начало XVIII века

Изображения картин, скульптур, архитектурных проектов и многого другого — плоды 30‑летней деятельности Центра еврейского искусства по документированию произведений еврейского искусства, хранящихся в музеях, частных коллекциях, синагогах и учреждениях культуры. С момента своего основания в 1979 году Центр еврейского искусства регулярно формировал небольшую группу специалистов и аспирантов, которая бы ездила в разных страны, чтобы искать и описывать еврейские объекты и здания. Такие группы побывали на еврейских кладбищах в Египте, в модерновых синагогах Хорватии и самых разных музеях от Омского государственного исторического музея в России до Улциньского музея археологии в Черногории. Дополнительные шесть лет ушли на оцифровку результатов этих экспедиций.

Ави Биран. Бокал для кидуша «Цыпленок». 2007

К сожалению, многие здания или места, описания которых содержатся в базе данных, более не существуют или же до них невозможно добраться. Бывало, что исследовательская группа фотографировала произведения искусства на аукционах, с которых они уходили в частные коллекции. Таким образом, каталог не только документирует еврейское искусство, но и в каком‑то смысле сохраняет его. Он является крайне необходимым и не имеющим аналогов ресурсом как для исследователей, так и для всех интересующихся еврейским искусством.

Навершия катушек для свитка Торы. Афганистан. 1918

«Еврейскую культуру, как правило, считают культурой текстов и идей, а не образов, — заявил доктор Владимир Левин, директор Центра. — А наш Каталог еврейского искусства в роли крупнейшего в мире виртуального еврейского музея как раз служит инструментом для изучения визуальных аспектов еврейского наследия. Мы надеемся, что выкладывание этого каталога в открытый доступ будет способствовать дальнейшим исследованиям первоисточников и еще долгие годы будет служить стартовой площадкой для изучения исторического и культурного значения еврейского искусства».

Надгробие с еврейского кладбища Яблонов, Украина. XVIII век

Сейчас Центр готовится обнародовать результаты других своих исследований. Скоро выйдет в свет книга «Синагоги Украины: Волынь», монография Сергея Кравцова и Владимира Левина, описывающая 39 сохранившихся и 302 уничтоженные синагоги в этой восточноевропейской стране. В ноябре Центр запустит первый в истории каталог всех когда‑либо существовавших синагог Европы с описанием значимости каждого здания и его нынешнего состояния. Этот амбициозный проект — совместное детище Центра еврейского искусства и Фонда еврейского наследия. 

Оригинальная публикация: Explore the World’s Largest Online Database of Jewish Art, from Antiquity to Today

МИНИАТЮРА ИЗ «БЕЛЛИФОРТИСА» НА ИДИШЕ. ЮЖНАЯ ГЕРМАНИЯ. КОНЕЦ XV ВЕКА

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Рассказ о Симхат Тора в Лондоне в 1663 году

В конце они читают молитву за короля, чье имя они произносят по‑португальски, но молитва, как и все прочие, на еврейском. Но Б‑же мой! Там такой беспорядок, смех, игры и полное отсутствие внимания, неразбериха на протяжении всей службы, они похожи скорее на дикарей, чем на народ, знающий истинного Б‑га. Увидев такое, человек заречется когда‑либо заходить к евреям вновь. И я не видел никогда подобного и не мог представить, что в мире есть такая религия с такими абсурдными ритуалами.