Общинная жизнь

Колумбийские потомки криптоевреев заново открывают свои корни

Подготовил Семен Чарный 9 июня 2023
Поделиться

Около трехсот человек принадлежат к еврейской общине Белло, небольшого городка в Колумбии, пишет  журналистка The Media Line Дебби Монтблатт. Они посещают синагогу, соблюдают законы кашрута и изучают Тору. Менее 30 лет назад члены общины еще не считали себя евреями. С тех пор многие открыли для себя еврейские корни, скрытые традиции, которые соблюдали их бабушки и дедушки, опасаясь преследований, и обратились в иудаизм.

Их синагога, гармонирующая с другими бетонными сооружениями в скромном районе, — для прихожан центр еврейской жизни, молитвенный дом и место встреч.

Город Белло, Колумбия

Процессом создания еврейской общины в Белло (департамент Антиокия на северо-западе Колумбии) руководил раввин Элад Вильегас, который сам обратился в иудаизм, будучи пастором евангелической церкви с тремя тысячами прихожан.

«Самым важным решением, которое я принял в своей жизни, был уход с должности пастора церкви и обращение в иудаизм», — рассказывает Вильегас, ныне главный раввин общины в Белло.

Он вспоминает, как поехал в Израиль в 1998 году в качестве пастора. «Я был очень удивлен, увидев сходство между еврейской, израильской культурой и культурой Антиокии», — заявляет он.

Несколько лет спустя Вильегас решил вернуться в Израиль в поисках ответов на некоторые из своих богословских вопросов. После бесед с израильскими раввинами Вильегас решил принять иудаизм.

«В мои расчеты не входило, что около 600 человек из церкви последуют за мной», — заявляет он.

Возвращение к иудаизму в Колумбии

Антиокия, один из 32 департаментов Колумбии, известна тем, что 500 лет назад во времена испанской инквизиции туда приехало большое количество евреев из Испании. Многие приехавшие евреи обратились в католицизм, но продолжали тайно исповедовать иудаизм. Такие евреи известны как криптоевреи, или марраны (от испанского слова «свинья»).

Альберто Антонио Берон Оспина, профессор, специалист по истории Латинской Америки в Технологическом университете Перейры в Колумбии, рассказывает: несмотря на то, что большинство населения Антиокии христиане, на ее культуру сильно повлияли традиции сефардских евреев. Он отмечает, что на местный диалект повлиял ладино, также известный как иудео-испанский, и что здания здесь также имеют сходство с сефардским  архитектурным стилем.

43-летний раввин Эзра Родригес, член еврейской общины Белло, говорит, что его бабушка и дедушка придерживались некоторых явно еврейских традиций, несмотря на то, что называли себя христианами.

Утренняя молитва в синагоге в Белло. Апрель 2023 года

По словам Родригеса, у его бабушки и дедушки по материнской линии «была очень особенная жизнь»: «Мой дед всегда покрывал голову, аргументируя это тем, что так выглядит знак уважения к Богу, и не ходил на воскресные службы в церковь, потому что там его заставят снять шапку».

Он отмечает, что его дед лишь изредка покупал мясо на рынке и лишь после того, как сам был свидетелем забоя. «В доме моих бабушки и дедушки не было свинины», — свидетельствует он. Его бабушка и дедушка заставляли его мыть руки перед едой и молиться перед едой и после нее.

Во внутреннем дворе дома бабушки и дедушки, по словам Родригеса, «дед построил каменную печь, которая не работала весь год, но на Песах, который обычно совпадает с Пасхой, он все убирал в доме, поясняя, что эту неделю нужно встречать в чистоте и топить печь только для продуктов, не содержащих пшеницы».

Бабушка и дедушка Родригеса часто в речи использовали междометие «ну», которое обычно используется на иврите и в еврейских общинах для обозначения «продолжать».

«Их представление об Иисусе сильно отличалось от того, как это выглядит в христианстве, — говорит Родригес. — Мой дедушка утверждал, что Иисус был человеком, который хорошо толковал Библию, вот и все».

37-летняя Иехудит Агудело, жена Родригеса, делится подобными же историями и о своих бабушке и дедушке.

«Моя бабушка рассказывала, что слышала, как ее бабушка и тетя разговаривали на каком-то странном испанском», — свидетельствует она, имея в виду ладино.

«Моя бабушка раздавала милостыню нуждающимся каждый день, но не по субботам, говоря, что в этот день мы не раздаем милостыню», — замечает она.

Прихожане в синагоге в Белло. Апрель 2023 года

Агудело и Родригес принадлежали к евангелической общине  Вильегаса. Они были друзьями, их интересовал иудаизм и истории их семей. Когда Вильегас объявил о своем обращении в иудаизм, они решили присоединиться к нему.

Сегодня Родригес служит раввином еврейской общины Белло и ее научным руководителем. Он переписывает общинные мезузы — свитки пергамента с молитвой, которые закрепляют на дверных косяках. Родригес проверяет записи в свитках Торы, дабы убедиться, что в них нет несовершенств. Он также служит шойхетом и помогает совершать традиционные еврейские захоронения.

Его жена Агудело, инженер-пищевик, помогает Родригесу в процессе сертификации кашрута. Она также дает уроки женщинам в общине и изготавливает традиционные еврейские платки для женщин.

Вильегас рассказывает, как трудно было создать еврейскую общину с нуля: «Всего за одно поколение нам пришлось реализовать все».

В конце концов община нашла в Майами раввина, который помог с организацией. Они начали работать над созданием синагоги, закупкой еврейских ритуальных предметов и накоплением денег на покупку свитка Торы.

Члены раввинского суда США посетили Белло в 2008 году, и 72 члена общины воспользовались возможностью, чтобы официально принять иудаизм. По словам Вильегаса, постепенно обратилась и остальная часть общины. В 2013 году Вильегас поехал в Израиль с намерением учиться в ешиве «Диаспора» в Иерусалиме. Там он получил  раввинскую смиху.

В настоящее время «община насчитывает 300 членов, около 60 семей, многие из них уже находятся в Израиле или США и хотят стать частью более сильных еврейских общин и посещать ешивы».

Хотя некоторые предпочитают искать более крупные общины, община Белло предоставляет все возмождности для еврейской жизни. 80% членов общины живут в районе Лас-Кабаньяс, где соблюдаются все традиционные еврейские законы, в том числе отдых по субботам, кашрут и ежедневная молитва в группе не менее 10 мужчин.

Во второй половине дня дети изучают Тору, занятия также транслируются онлайн. «В настоящее время эти уроки Торы виртуально посещают 90 детей со всей страны», — рассказывает Вильегас.

Для еврейских захоронений община приобрела участок земли на нееврейском кладбище. В окружении тысяч христианских могил, украшенных крестами и цветами, можно увидеть еврейские надгробия с выгравированной звездой Давида и разбросанными по ним камнями. «Мы имеем 60 двухместных могил, так что участок может вместить 120 человек, —  замечает Вильегас, — таким образом он решает очень важную потребность».

Община Белло также приняла многих обращенных в иудаизм из других стран.

54-летний Йосеф-Барух Торрес прожил в Коста-Рике более 20 лет, но решил вернуться в Колумбию, чтобы стать частью новой еврейской общины. Ему было трудно исповедовать иудаизм в Коста-Рике, не будучи членом общины.

Перед переездом в Коста-Рику Торрес прошел гиюр. «Я всегда был близок к иудаизму, —  заявляет он. — Мой отец работал с еврейскими семьями, поэтому у нас всегда была тесная связь с еврейской общиной. Позже мы узнали, что прабабушка была марокканской еврейкой. Моя бабушка готовила нам ту еду, которая обычна для Ближнего Востока, а мы этого даже не понимали».

«Тогда я принял Тору», — продолжает он. Торрес обратился в иудаизм и совершил  обрезание. Пытаясь практиковать иудаизм в Коста-Рике, он связался с Вильегасом, который приветствовал его в своей общине. Сын Торреса, которому Вильегас помог поступить в израильскую ешиву, вскоре должен пойти на службу в израильскую армию.

Еврейское надгробие на кладбище в Белло

44-летний Авраам Давид Вила Родригес приехал в Белло с Кубы восемь месяцев назад в поисках лучших условий для еврейской жизни.

Вила Родригес уже 10 лет как соблюдающий еврей. По его словам, трудно исповедовать иудаизм на Кубе из-за коммунистического характера страны: «Я решил приехать в Колумбию для того, чтобы присоединиться к этой  общине, проделавшей солидную работу в Латинской Америке».

«Нелегально перебрался в Колумбию из Венесуэлы, убегая от пограничной полиции. Каждый член моей семьи привез с собой лишь один рюкзак», — поясняет он. Вила Родригес отмечает, что в Белло семья нашла жилье, кошерную еду и доступ к еврейским ритуальным предметам.

Белло — одна из нескольких новых еврейских общин Колумбии. Главный раввин Колумбии Альфредо Гольдшмидт рассказывает, что тенденция к появлению еврейских общин, состоящих в основном из новообращенных, возникла в начале 2000-х. По словам Гольдшмидта, хотя такие общины существуют по всей Латинской Америке, Колумбия выглядит в этом ряду как организационный лидер.

Гольдшмидт объясняет эту тенденцию центральной ролью религии в колумбийской культуре. «Они верующие, и значительный процент новообращенных имеют еврейское происхождение», — заявляет он. «Но есть и те, кто разочаровался в католической церкви и перешел в евангельское христианство. Некоторые из них перешли в мессианский иудаизм, что тоже достаточно локальное явление, поскольку они стараются сохранить иудаизм, но верят в Иисуса».

По оценкам главного раввина Колумбии, в стране около 12 новых общин, а также множество небольших групп.

По его словам, еще пять лет назад большинство этих групп росло, но теперь размер сектора, похоже, стабилизировался. Он объясняет это высоким процентом эмиграции в Израиль: «Если в какой-то момент появилось 2000 новых евреев, то из 2000 более 500 уже находятся в Израиле».

Он также отмечает, что у некоторых членов общины возникают все же проблемы с переездом в Израиль, потому что правительство не всегда признает их евреями.

«Мы хотели бы добиться большей взаимности со стороны Государства Израиль по отношению к нашей общине», — говорит Вильегас, отмечая, что многие молодые члены  общины служат в израильской армии.

«Мы надеемся, что на политической арене и во всех сферах, над которыми мы работаем, будет прогресс», — заключает он.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Возвращение конверсо

Почти два века спустя после казни последней жертвы инквизиции в 1826 году только начинает вырисовываться подлинная картина происходившего в этот зловещий период еврейской истории — благодаря растущей популярности соцсетей и онлайн‑сервисов по тестированию ДНК. Желающие могут теперь за небольшую сумму узнать важную генетическую информацию, а затем отправиться на форумы в Фейсбуке вроде Tracing the Tribe («В поисках племени») и там встретить себе подобных, ищущих связи с прошлым. Обнаружив свою генетическую связь с испанским еврейством XV века, эти люди ведут себя по‑разному.

Потерянные колена испанских евреев

Пока в Венесуэле еще уцелели остатки более или менее действующей еврейской общины. В стране все еще проживают около 10 тыс. евреев, посещающих около 20 действующих синагог, говорит Эдгар Бенаим, президент Израильской ассоциации Венесуэлы. По его словам, сейчас правительство дает еврейской общине разрешение на импорт вина и кошерных продуктов.

The Atlantic: Генетическое наследие испанской инквизиции

Всегда было известно о каких‑то людях в Латинской Америке, которые не ели свинины, зажигали свечи по пятницам и закрывали зеркала во время траура. Новое исследование, посвященное изучению ДНК тысяч латиноамериканцев, показало, что их генетическая связь с сефардскими евреями сильнее, чем считалось ранее, и превышает аналогичные показатели среди современного населения Испании и Португалии.