Кого запугал брюссельский теракт?

Борис Немировский 1 июня 2014
Поделиться

После расстрела четверых посетителей Еврейского музея в Брюсселе многие в Европе стали задаваться закономерным вопросом: очередной ли это сумасшедший или за ним кто-то стоит? Иными словами, грозит ли европейским евреям новая беда?

Что известно об этой трагедии? Увы, выясненных фактов покуда крайне мало. На момент написания данного материала (пятница 30 мая) официальная информация такова: 24 мая в результате вооруженного нападения в Еврейском музее Брюсселя были убиты три человека: супруги-израильтяне из Тель-Авива и француженка, кассир. Об этом за­явило Министерство иностранных дел Израиля. Четвертая жертва — 23-летний волонтер-бельгиец. Как сообщила газета «Ле суар» со ссылкой на шефа МВД Бельгии Жоэль Мильке, он получил «крайне тяжелые ранения».

Преступник заявился в Еврейский музей во второй половине дня и, по словам Мильке, «немедленно открыл беспорядочную стрельбу», после чего беспрепятственно скрылся и до сих пор не найден. Следователи подозревают антисемитскую подоплеку теракта (а это преступление было квалифицировано прокуратурой именно как теракт), однако пока что это лишь подозрение. Тем не менее израильские власти сделали выводы посерьезнее. «Это убийство является следствием постоянного разжигания антиеврейских настроений в вашем государстве», — заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху своему бельгийскому коллеге Элио Ди Рупо. В данный момент установлено также оружие, которым пользовался убийца, — автомат Калашникова. Не самый распространенный в европейских странах «инструмент», зато популярный у ближневосточных исламистов.

Столь скудная информация неминуемо должна была привести к возникновению множества домыслов и версий. Кто этот убийца? Стоит ли за ним кто-нибудь или это был какой-нибудь осатаневший от ненависти к евреям маньяк-одиночка? Следует ли бельгийским, да и европейским евреям начинать испытывать опасения за свою жизнь или речь все-таки идет пусть о страшном, но единичном факте? Как обычно в таких случаях, пресса, мягко говоря, пре­увеличивает и нагнетает. Плюс ко всему, на субботний теракт наложились результаты прошедших в воскресенье выборов в Европарламент — результаты, многих весьма ужаснувшие, так как отныне в общеевропейском законодательном органе существенно усиливается присутствие праворадикальных партий: как минимум, в трех странах ЕС — Авст­рии, Дании и Франции — ультраправые, которых зачастую называют попросту неонацистами, одержали победу, набрав от 20 до 25% голосов. При этом ни австрийская FPÖ (Свободная партия Авст­рии), ни французский «Национальный фронт» никогда не скрывали своего антисемитизма, лишь слегка маскируя его «антисионизмом». В России, правда, именно эти две партии нынче не принято особо хулить, коль скоро они прислали своих наблюдателей в Крым на пресловутый мартовский референдум (куда отказались прибыть представители «традиционных» международных организаций). Однако европейцам известна вся их подноготная, так что здесь и в самом деле сочли, что повод для серьезного беспокойства имеется.

На месте теракта у Еврейского музея в Брюсселе. 26 мая 2014 года. AFP/EAST NEWS

На месте теракта у Еврейского музея в Брюсселе. 26 мая 2014 года. AFP/EAST NEWS

И в особенности этого мнения придерживаются бельгийские евреи. Правда, паниковать они совершенно не собираются. «Конечно же, мы боимся, — объяснил, к примеру, брюсселец Жоэль Рубинфельд немецкому журналу “Шпигель”, — но мы никому не дадим сломать нашу жизнь!» По его словам, как он сам, так и все его знакомые не намерены дрожать и прятаться — несмотря на то, что Рубинфельд опасается: неизвестный террорист вполне может устроить новую кровавую охоту.

Начиная с понедельника десятки во­оруженных полицейских охраняют три еврейские школы бельгийской столицы. Следователи распространили в интернете видеокадры с нескольких камер наблюдения, установленных в Еврейском музее. Но, к сожалению, они зафиксировали террориста лишь сверху, его лицо разглядеть невозможно. Атлетически сложенный мужчина в бейсболке, примерно 30 лет, двигался спокойно и целеустремленно. Стрельба продолжалась целых 35 секунд…

В том, что это был именно теракт, следствие не сомневается — первый антиеврейский теракт в Бельгии с 1989 года. Кое-какие улики указывают на «исламистский след»: во-первых, помянутый уже «калаш», из которого велась стрельба; во-вторых, убийца снимал собственное преступ­ление с помощью укрепленной на груди небольшой видеокамеры — точно так же, как Мухаммед Мера, застреливший в 2012 году в Тулузе семерых евреев, среди которых было трое детей…

Естественно, брюссельская еврейская община оказалась шокирована этим происшествием, — впрочем, многие ее члены заявляют, что их это не удивляет. По их мнению, Бельгия ныне — одно из самых антисемитских мест в Европе. Тот же 45-летний Жоэль Рубинфельд, кроме всего прочего, является спикером Бельгийской лиги против антисемитизма. Именно к нему стекается информация обо всех антиеврейских выступлениях, происшест­виях и нападениях в стране. И он утверж­дает: подобные вещи происходят почти ежедневно.

В Бельгии сегодня проживают около 40 тыс. евреев. Согласно опросу, проведенному Европейским агентством по правам человека, 77% из них считают антисемитизм «серьезной проблемой» для страны. Почти 90% заявили, что антисемитизм в минувшие пять лет возрос, а 41% хоть раз задумывались о том, чтобы покинуть королевство. При этом каждый десятый заявил, что становился жертвой расовой ненависти или даже насилия на ее почве. Из восьми европейских стран, где проводились подобные исследования, примерно похожие результаты были отмечены лишь во Франции и Венгрии.

В данный момент эти три страны являются для европейских евреев наиболее «проблемными». В Германии антисемитизм хотя и присутствует, но ему оказывается серьезное противодействие на всех уровнях, от бытового до политического. Что же касается Бельгии, то местные власти, по мнению бельгийских евреев, реагируют на проявления антисемитизма в лучшем случае безразлично. Начиная с 2001 года евреями и еврейскими организациями в стране были поданы порядка тысячи исков против антисемитских выходок. Обвинительным приговором дело закончилось… один-единственный раз. При этом основными антисемитами евреи в Бельгии почитают местных мусульман. Правда, открыто враждебно по отношению к евреям ведет себя разве что треть приверженцев ислама. Исламская же лига Бельгии, как и ряд других организаций мусульман и арабских общин, не просто возмутилась тем, что произошло 24 мая в Еврейском музее, а совершенно официально прокляла убийцу, кем бы он ни оказался. Бельгийские мусульмане поспешили выразить солидарность со своими согражданами-евреями и выразить соболезнования родственникам жертв теракта.

А вот бельгийским политикам, которые также спешат соболезновать и сочувствовать, особой веры почему-то нет. Многие из них в прошедшие годы если и обращались к еврейской теме, то уж, скорее, разжигали недобрые страсти. Осенью 2010 года не кто иной, как еврокомиссар Карел де Гухт объявил в радиоинтервью большинство евреев «заносчивыми» и предостерег: «Не недооценивайте еврейское лобби в Капитолии (то есть в парламенте США). Оно организовано лучше всех, какие там есть».

Да и без еврокомиссара в Бельгии есть кому попугать евреями. Лоран Луи, лидер праворадикальной партии «Debout les Belges», известен то открытым отрицанием Холокоста, то попыткой создать некий «Конгресс европейских диссидентов», который почему-то объединяет исключительно тех, у кого имеются те или иные претензии не к властям, а к евреям.

Так что в многочисленные заявления бельгийских политиков особо не верится. Хотя того же Лорана Луи на минувших евровыборах бельгийские избиратели откровенно «прокатили». Больше он не депутат. Возможно, если не политики, то простые бельгийцы неплохо осознают опасность возрождения в их стране этого страшного, пещерного явления — антисемитизма.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Надо рисовать так, чтобы было видно, что это сделано евреем!»

Весна в Еврейском музее и центре толерантности началась с открытия новой выставки. «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» рассказывает о ярком и коротком, как вспышка, периоде существования объединения «Культур‑Лига» и демонстрирует свыше сотни живописных и графических произведений из десятка музеев

Пятый пункт: дом, который построил Яаков

Какие уроки можно сегодня извлечь из прочтения Пасхальной агады? Почему несчастья стали неотделимы от судьбы еврейского народа? И какое отношение к празднику Песах имеет известное стихотворение Самуила Маршака? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин читает Агаду в свете последних событий.

Четверо детей

Возможно, проблема еврейских общинных институтов — не в отсутствии интереса к этим институтам, а в том, что проблемы людей более масштабны, чем рамки, в которые их пытаются втиснуть. Если 63% американских евреев высказывают мнение, что Америка на неверном пути, не означает ли это, что их сложные отношения со своей общественной группой и религией напрямую связаны с нарастающим ощущением нестабильности американской жизни и общества?