Музей

«Каждому по свободе?»: выставка в Еврейском музее к 100‑летию русской революции

Ирина Кордонская 3 ноября 2017
Поделиться

Выставка «Каждому по свободе? История одного народа в годы революции», открывшаяся в Еврейском музее и центре толерантности (ЕМЦТ), сделана так мастерски, что хочется всем ее ставить в пример.

Редкое чувство меры, внимание к деталям, погружающим зрителя в контекст эпохи, уместность в экспозиции интерактивных элементов, такт, с которым архитектор Анна Румянцева и дизайнер Наталья Агапова отнеслись к столь деликатной теме, как еврейская жизнь на фоне/в революции, поражают не меньше, чем их умение вписать выставку в сложнейший выставочный зал.

Хроника еврейской истории в контексте революционных событий подготовлена для выставки командой издательского проекта Яндекса «1917. Свободная история», основанного на письмах, дневниках, воспоминаниях и документах 1917 года. Запущенный 1 января 2017 года, по жанру этот онлайн‑ресурс напоминает ленту соцсети: каждый день читатели узнают о том, что делали и думали жители Российской Империи век назад. Это такая же игра всерьез, как и выставка, на которой из коридора можно зайти в комнаты, где обитают «главные» евреи революционной эпохи. В одной из комнат, поднеся к уху рожок старорежимного телефонного аппарата, вы услышите «голос» Юлия Мартова, в другой — Семена Дубнова. Есть еще Шагал, Троцкий и, для сравнения, антисемит Василий Шульгин. Эти голоса — не архивные записи, но кураторам выставки Григорию Казовскому и Екатерине Крыловой важно было, чтобы каждый персонаж, пусть и устами актера, произносил свой программный текст.

Исаак Бродский. Портрет В. И. Ленина (В. И. Ленин и манифестация). 1919.

Выставка — совместный проект Еврейского музея и центра толерантности и Музея истории евреев России, благодаря чему мы видим здесь фантастические документы и фотографии, многие из которых никогда не демонстрировались и не публиковались. Под впечатлением от Бальфурской декларации листовка «От Сионистского комитета Одесского района» сообщает братьям евреям «о приближении момента осуществления нашего исторического идеала». За новостью о принятии в 1918 году Декрета о комиссариате по еврейским делам следуют рукописные заявления о регистрации в указанном комиссариате кооператива кошерных лавок и хасидской молельни. Рядом с документом учредительного собрания Культур‑Лиги мы видим афиши концертов еврейской музыки и выставок еврейских художников, иллюстрации Лисицкого — например, к «Царю Соломону» Бялика, изданному на иврите ровно тогда, когда большевики брали Зимний дворец.

Здесь много любопытнейшей хроники, но не на привычных мониторах, которые воспринимаются сегодня в выставочных экспозициях как рутина. Чтобы увидеть выступление Карла Либкнехта на революционной демонстрации в Берлине или Троцкого на переговорах в Брест‑Литовске, достаточно подсмотреть, проходя мимо, в глазок.

Но главный документ здесь — искусство. Самый достоверный, ибо большой художник честен в своем творчестве. Выставка так хороша, что, даже не получи кураторы «Портрета человека в котелке» Фалька, который открывает экспозицию, хуже она от этого не стала бы. Но все‑таки хорошо, что частный Музей искусства авангарда портрет дал. Фальк изобразил Якова Кагана‑Шабшая, собирателя еврейского искусства, которое переживало в те годы расцвет. «Дача» Шагала, эскизы «Панно с фигурой рабочего» Давида Якерсона, минималистская «Простокваша» Штеренберга — все это создано в течение трех лет: 1917–1919.

Роберт Фальк. Портрет человека в котелке (Яков Каган‑Шабтай). 1917.

 

Эта выставка — еще один портрет революционной эпохи, в дополнение к уже открывшимся в столичных музеях (о проекте «Некто 1917» в ГТГ см. с. 59). Рядом с «Погромом» Рыбака висит портрет Ленина работы Исаака Бродского, не самый узнаваемый портрет и не самый банальный, но, разглядывая его, думаешь о том, что в 1917‑м Бродский еще писал Керенского, а через пару лет — уже Ленина.

Среди главных фондов, предоставивших свои материалы для выставки, — Государственный исторический музей, Музей истории евреев России, другие собрания. Мы же предлагаем читателям «Лехаима» познакомиться с никогда не публиковавшимися еврейскими документами первых лет советской власти из Государственного архива РФ. Их публикацией мы завершаем наш юбилейный годичный проект, в рамках которого «Лехаим» показал множество страниц еврейской периодики 1917 года. 








КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Толпа хулиганствующих дам» и «сорок тюков вещественных доказательств»

Еврейская публика между революциями 1917 года сравнивала свою концепцию «еврейской национальности» с самосознанием французско‑еврейской интеллигенции, с любопытством следила за судебными делами и антисемитскими инцидентами в провинции и с интересом и сочувствием читала о бурной национальной общественной жизни, о митингах, съездах и собраниях граждан‑евреев, жаждущих поддержать Временное правительство и создание в России демократической республики.

«Под красным бантиком таится злое намерение»: ликование и страхи в апреле 1917-го

«Еврейская жизнь» накануне праздника Песах радуется «освободительным революциям» и падению «последнего оплота темных сил», то есть царизма, призывает поддерживать Совет рабочих депутатов и стремиться к «организованному народовластию» и перепечатывает Гельсингфорсскую программу российских сионистов.

На революционном фоне

Хотя оценить события вековой давности до сих пор не каждый решится, можно попытаться взглянуть на них непредвзято. И показать реальный срез искусства тех времен. В нем не было комиссаров и взятия Зимнего. Большевика, подчеркнуто гротескного, видим только у Кустодиева и Репина — его большевик отнимает хлеб у голодного ребенка. И Ленина никто не писал в 1917‑м. А писали, напротив, Керенского, персону исключительно популярную в среде творческой интеллигенции, и мы видим сразу два его великолепных портрета.