Время подумать

Каждый человек — цадик: чудеса, передача обязанностей и восхождение. 1991–1994

Эли Рубин. Перевод с английского Светланы Силаковой 7 июля 2024
Поделиться

Материал любезно предоставлен Chabad.org

Один из главных принципов еврейской веры гласит: история увенчается всеобщим Избавлением, о котором возвестит мировой лидер, называемый Машиахом (мессией, «помазанником») Маймонид. Законы о царях и ведении войн, 11:1. — Примеч. авт. См.: Рабби Моше бен Маймон. Мишне Тора (Кодекс Маймонида). Книга «Судьи». М.: Книжники; Лехаим, 2020. С. 614–615.
. С Машиаха начнется новая эра мира, процветания и самоуправления еврейского народа. Он даст евреям свободу, чтобы они изучали Тору, соблюдали все ее заповеди и несли свет просвещения миру.

Лейтмотив жизни Ребе — его миссия по воплощению этого образа будущего в реальность Об образе будущего в понимании Ребе и предчувствии прихода Машиаха см.: Yanki Tauber. The Lubavitcher Rebbe, а также: Adin Even‑Israel (Steinsaltz). Marching Orders. — Примеч. авт.
.

И до войны в Персидском заливе Имеется в виду вооруженный конфликт между коалицией многонациональных сил и Ираком за восстановление независимости Кувейта в 1990–1991 годах. — Примеч. перев.
, и после ее окончания Ребе много раз цитировал мидрашное предсказание: перед приходом Машиаха «царь Персии будет подстрекать (к действиям) против царя Аравии» Торат Менахем гитваадуйот, 5751. Т. 1. С. 203, 319, 356; Т. 2. С. 189, 442; Т. 3. С. 3; Т. 4. С. 237. — Примеч. авт.
. Кроме того, он истолковал ивритские буквы, обозначающие еврейский год, как аббревиатуру, отсылающую к пророчеству о Мессии: «Как во дни исхода твоего из земли Египетской, явлю Я ему чудеса» Там же. Т. 1. С. 22, 83, 202; Т. 2. С. 311, 443. — Примеч. авт. Цитата из Миха, 7:15. — Примеч. перев.
.

Хотя Саддам Хусейн угрожал Израилю химическим оружием, Ребе уверял, что бояться нечего.

17 января 1991 года США вторглись в Ирак, Ирак же в ответ выпустил первую ракету «Скад» по целям на территории Израиля. Всего было выпущено 39 ракет. Однако число погибших оказалось, как минимум, в 60 раз меньше, чем ожидалось Детальный анализ последствий обстрелов Израиля «Скадами» см.: Lewis, Fetter and Gronlund. Casualties and Damage From Scud Attacks in the 1991 Gulf War. В примеч. 37 авторы исследуют, сколько именно человек погибло от прямых попаданий «Скадов». — Примеч. авт.
. Хотя Ирак мог похвастаться четвертой по численности армией в мире, спустя несколько недель силы коалиции одержали триумфальную победу.

Запуск ракет «Патриот» с целью перехвата иракской ракеты «Скад». над Тель‑Авивом во время войны в Персидском заливе. 2 февраля 1991.

Чудеса раскрывают Б‑жественное присутствие в физическом мире. Соответственно, чудеса предвещают мессианскую эру, когда мир наполнится знанием Б‑га. Но в то же время чудеса нарушают естественный порядок вместо того, чтобы озарять мир изнутри. Только изучение Торы и соблюдение мицвот приводят к непреходящему раскрытию Б‑жественной сущности всего. Потому‑то Ребе призывал евреев во всех уголках планеты включиться в работу, цель которой — сделать мир в большей степени Б‑жественным местом См., например, послание Ребе, адресованное «Сынам и дочерям Израиля, где бы они ни находились» в предвкушении Песаха в 1991 году: Торат менахем гитваадуйот, 5751. Т. 3. С. 1–4. — Примеч. авт. .

Вскоре после окончания войны эти призывы увенчались ошеломляющим событием. В 1991 году (28 нисана) Ребе переложил бремя лидерства непосредственно на плечи своих слушателей: «Что еще я могу сделать ради того, чтобы весь еврейский народ разволновался, заплакал искренними слезами и тем самым привел Машиаха в современную реальность? <…> Мы всё еще в изгнании. Еще хуже, что по части служения Б‑гу мы находимся во внутреннем изгнании.

Единственное, что я могу, — передать дело вам. Делайте все, что можете, чтобы действительно привести Машиаха немедленно и напрямую… Свою долю я внес. Отныне делайте вы, что можете» Торат Менахем гитваадуйот, 5751. Т. 3. С. 115–119. — Примеч. авт. См.: Менахем‑Мендл Шнеерсон. Обретение Неба на Земле. 365 размышлений Ребе Менахема‑Мендла Шнеерсона. М.: Книжники, 2023. С. 231–232. Примеч. перев.
.

Это было не заявление об отставке, а заявление о передаче обязанностей. Ребе не ушел на покой, напротив, стал действовать еще активнее, еще горячее заговорил об обязанности каждого отдельного человека делать больше и больше добрых дел. Он вновь сделал упор на извечной стержневой идее учения Хабада: Ребе — твой учитель и проводник, но он не может служить Б‑гу вместо тебя. Образ будущего, выпестованный Ребе, воплощается в реальность только тогда, когда мы озаряем свою жизнь и окружение Б‑жественным светом Торы и мицвот Также это стало одной из главных тем последнего хасидского трактата, изданного и распространенного Ребе, маамара «Ве‑ата тецаве». См.: Сефер а‑маамарим мелукот, 5741. Т. 3 (новое издание). С. 34–43. — Примеч. авт.
.

С тех пор как в 1988 году ребецн перешла в мир блаженства, Ребе устремлялся мысленно в тот день, когда и его душа совершит восхождение ввысь. На обратном пути с ее похорон он сказал рабби Йеуде Крински, что хочет составить завещание Binyamin Lipkin. Cheshbono Shel Olam. Р. 47–53. — Примеч. авт.
.

Спустя несколько недель, в публичной беседе, он без обиняков заговорил о лидерстве и управлении после своего перехода в мир блаженства, заметив, что тогда нужно будет представлять вопросы на рассмотрение раввинского суда — коллегии трех раввинов из Хабада. Также он сказал, что вопросы частной жизни, по которым люди обычно просили у него совета (касательно духовных исканий, методов лечения и т. п.), нужно будет решать иначе, советуясь с личными наставниками, врачами и друзьями См. расшифровку этой беседы: Binyamin Lipkin. Cheshbono Shel Olam. Р. 53–56. — Примеч. авт.
.

Задним числом становится очевидно, что многие высказывания и поступки Ребе в последующие несколько лет были частью этого процесса перехода. Ребе расширял полномочия своих хасидов, чтобы они сберегли то, чего он достиг в бытность лидером, и продолжали проводить его дело в жизнь, когда сам он больше не будет в физическом смысле присутствовать среди них «Хешбоно шель олам» Липкина — книга, посвященная документальным свидетельствам о том, как Ребе готовился к переходу в мир блаженства. — Примеч. авт.
.

В 1992 году, в воскресенье, 26‑го числа второго адара, гендиректор и издатель журнала Lifestyles Габриэл Эрем подошел к Ребе, когда тот раздавал доллары. «По случаю вашего девяностолетия, — обратился Эрем к Ребе, — мы выпускаем специальный номер… Что вы хотите сказать миру?»

«Девяносто, — ответил Ребе, — на иврите “цадик”, что значит “праведник”. И это прямое указание каждому еврею стать настоящим цадиком, праведником и быть им много лет, до ста двадцати». Этот призыв, добавил Ребе, в равной мере адресован и неевреям Видеозапись этой беседы можно посмотреть здесь: https://www.chabad.org/therebbe/livingtorah/player_cdo/aid/372587/jewish/Every‑Person‑A‑Tzaddik.htm
.

Слово «цадик» обычно употребляется в отношении святых людей, но Ребе применял его к каждому человеку. Более того, он подчеркивал, что праведность не неизменное состояние. Ты обязан, пока жив, становиться еще более праведным с каждым днем, «до ста двадцати».

На следующий день, в понедельник, 27‑го числа второго адара, с Ребе случился удар, когда он молился на могиле своего тестя. Правую сторону тела парализовало, он лишился дара речи.

Рабби Шнеур‑Залман из Ляд замечал, что жизнь цадика — это жизнь не физическая, а духовная, она состоит из веры в Б‑га, благоговейного трепета перед Ним и любви к Нему. Поэтому восхождение души, покидающей телесные оковы, делает жизнь цадика еще более открытой, еще более доступной другим людям. Вместо того чтобы говорить: «Праведный человек умер», мы говорим: «Цадик оставил жизнь всем живым» См.: Танья. Игрот кодеш. Глава 27. — Примеч. авт. .

В 1994 году 3 тамуза (12 июня) Ребе оставил жизнь всем живым. Его тело упокоилось на кладбище Монтефиори в Куинсе (Нью‑Йорк).

Эли Рубин изучал хасидскую литературу и еврейский закон в Раввинистическом колледже Америки и в ешивах Великобритании, США и Австралии. С 2011 года обозреватель и редактор Chabad.org, специализируется на социальной и интеллектуальной истории хасидизма Хабада. В ходе литературной, исследовательской и редакционной деятельности успешно участвовал в ряде научных обменов и коллективных проектов.

Оригинальная публикация: Everyone a Tzaddik: Miracles, Transmission and Ascent

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Ребе о насилии и стремлении к справедливости

Насилие, объяснил Ребе, не так просто сдержать. Быстрые результаты, достигнутые насилием, могут показаться легкой победой в краткосрочной перспективе, но по своей природе они вредят долгосрочному прогрессу. И общество, поддавшееся насилию, не борется с несправедливостью, а, скорее, расчеловечивает людей, которым якобы помогает, лишая их возможности и способности вернуться к уготованной свыше миссии.

Всё в руках Небес

Никто не спорит с тем, что каждый человек, как мужчина, так и женщина, должен следовать указаниям врачей, когда дело касается конкретных практических шагов. Однако в то же время нам следует помнить, что есть Б‑г, целитель всякой плоти, и что именно Он управляет миром, то есть повседневной жизнью каждого мужчины и каждой женщины, вплоть до мельчайших деталей, и это утверждение тем более верно, когда дело касается основополагающих вещей, составляющих нашу жизнь

День гилулы

Считается, что каждый год в день кончины праведника душа поднимается все выше и выше. Поэтому дело Ребе, его призыв и его борьба не только не утратили своей актуальности, но год за годом становятся все более насущными. То, чего хотел Ребе, можно объяснить на разных уровнях. По‑простому, он хотел перевернуть мир. Можно торжественно объявить, что он хотел добиться прихода Машиаха. По сути своей, две формулировки имеют один и тот же смысл, отличаясь только по стилю