Каждый человек — цадик: чудеса, передача обязанностей и восхождение. 1991–1994
Материал любезно предоставлен Chabad.org
Один из главных принципов еврейской веры гласит: история увенчается всеобщим Избавлением, о котором возвестит мировой лидер, называемый Машиахом (мессией, «помазанником») . С Машиаха начнется новая эра мира, процветания и самоуправления еврейского народа. Он даст евреям свободу, чтобы они изучали Тору, соблюдали все ее заповеди и несли свет просвещения миру.
Лейтмотив жизни Ребе — его миссия по воплощению этого образа будущего в реальность .
И до войны в Персидском заливе , и после ее окончания Ребе много раз цитировал мидрашное предсказание: перед приходом Машиаха «царь Персии будет подстрекать (к действиям) против царя Аравии» . Кроме того, он истолковал ивритские буквы, обозначающие еврейский год, как аббревиатуру, отсылающую к пророчеству о Мессии: «Как во дни исхода твоего из земли Египетской, явлю Я ему чудеса» .
Хотя Саддам Хусейн угрожал Израилю химическим оружием, Ребе уверял, что бояться нечего.
17 января 1991 года США вторглись в Ирак, Ирак же в ответ выпустил первую ракету «Скад» по целям на территории Израиля. Всего было выпущено 39 ракет. Однако число погибших оказалось, как минимум, в 60 раз меньше, чем ожидалось . Хотя Ирак мог похвастаться четвертой по численности армией в мире, спустя несколько недель силы коалиции одержали триумфальную победу.
Чудеса раскрывают Б‑жественное присутствие в физическом мире. Соответственно, чудеса предвещают мессианскую эру, когда мир наполнится знанием Б‑га. Но в то же время чудеса нарушают естественный порядок вместо того, чтобы озарять мир изнутри. Только изучение Торы и соблюдение мицвот приводят к непреходящему раскрытию Б‑жественной сущности всего. Потому‑то Ребе призывал евреев во всех уголках планеты включиться в работу, цель которой — сделать мир в большей степени Б‑жественным местом .
Вскоре после окончания войны эти призывы увенчались ошеломляющим событием. В 1991 году (28 нисана) Ребе переложил бремя лидерства непосредственно на плечи своих слушателей: «Что еще я могу сделать ради того, чтобы весь еврейский народ разволновался, заплакал искренними слезами и тем самым привел Машиаха в современную реальность? <…> Мы всё еще в изгнании. Еще хуже, что по части служения Б‑гу мы находимся во внутреннем изгнании.
Единственное, что я могу, — передать дело вам. Делайте все, что можете, чтобы действительно привести Машиаха немедленно и напрямую… Свою долю я внес. Отныне делайте вы, что можете» .
Это было не заявление об отставке, а заявление о передаче обязанностей. Ребе не ушел на покой, напротив, стал действовать еще активнее, еще горячее заговорил об обязанности каждого отдельного человека делать больше и больше добрых дел. Он вновь сделал упор на извечной стержневой идее учения Хабада: Ребе — твой учитель и проводник, но он не может служить Б‑гу вместо тебя. Образ будущего, выпестованный Ребе, воплощается в реальность только тогда, когда мы озаряем свою жизнь и окружение Б‑жественным светом Торы и мицвот .
С тех пор как в 1988 году ребецн перешла в мир блаженства, Ребе устремлялся мысленно в тот день, когда и его душа совершит восхождение ввысь. На обратном пути с ее похорон он сказал рабби Йеуде Крински, что хочет составить завещание .
Спустя несколько недель, в публичной беседе, он без обиняков заговорил о лидерстве и управлении после своего перехода в мир блаженства, заметив, что тогда нужно будет представлять вопросы на рассмотрение раввинского суда — коллегии трех раввинов из Хабада. Также он сказал, что вопросы частной жизни, по которым люди обычно просили у него совета (касательно духовных исканий, методов лечения и т. п.), нужно будет решать иначе, советуясь с личными наставниками, врачами и друзьями .
Задним числом становится очевидно, что многие высказывания и поступки Ребе в последующие несколько лет были частью этого процесса перехода. Ребе расширял полномочия своих хасидов, чтобы они сберегли то, чего он достиг в бытность лидером, и продолжали проводить его дело в жизнь, когда сам он больше не будет в физическом смысле присутствовать среди них .
В 1992 году, в воскресенье, 26‑го числа второго адара, гендиректор и издатель журнала Lifestyles Габриэл Эрем подошел к Ребе, когда тот раздавал доллары. «По случаю вашего девяностолетия, — обратился Эрем к Ребе, — мы выпускаем специальный номер… Что вы хотите сказать миру?»
«Девяносто, — ответил Ребе, — на иврите “цадик”, что значит “праведник”. И это прямое указание каждому еврею стать настоящим цадиком, праведником и быть им много лет, до ста двадцати». Этот призыв, добавил Ребе, в равной мере адресован и неевреям .
Слово «цадик» обычно употребляется в отношении святых людей, но Ребе применял его к каждому человеку. Более того, он подчеркивал, что праведность не неизменное состояние. Ты обязан, пока жив, становиться еще более праведным с каждым днем, «до ста двадцати».
На следующий день, в понедельник, 27‑го числа второго адара, с Ребе случился удар, когда он молился на могиле своего тестя. Правую сторону тела парализовало, он лишился дара речи.
Рабби Шнеур‑Залман из Ляд замечал, что жизнь цадика — это жизнь не физическая, а духовная, она состоит из веры в Б‑га, благоговейного трепета перед Ним и любви к Нему. Поэтому восхождение души, покидающей телесные оковы, делает жизнь цадика еще более открытой, еще более доступной другим людям. Вместо того чтобы говорить: «Праведный человек умер», мы говорим: «Цадик оставил жизнь всем живым» .
В 1994 году 3 тамуза (12 июня) Ребе оставил жизнь всем живым. Его тело упокоилось на кладбище Монтефиори в Куинсе (Нью‑Йорк).
Эли Рубин изучал хасидскую литературу и еврейский закон в Раввинистическом колледже Америки и в ешивах Великобритании, США и Австралии. С 2011 года обозреватель и редактор Chabad.org, специализируется на социальной и интеллектуальной истории хасидизма Хабада. В ходе литературной, исследовательской и редакционной деятельности успешно участвовал в ряде научных обменов и коллективных проектов.
Оригинальная публикация: Everyone a Tzaddik: Miracles, Transmission and Ascent