Католицизация политики? Политизация истории?

Виктория Мочалова 13 июля 2015
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

В Польше в мае прошли президентские выборы, результаты которых удивили или даже ошеломили многих, пожалуй, слишком многих, особенно значительную часть польской интеллигенции (как перед выборами предполагал Адам [footnote text=’Известный в прошлом диссидент и оппозиционер, участник движения «Солидарность», один из лидеров антикоммунистического движения в 1980‑х годах, историк и журналист, а в последние годы — создатель и главный редактор весьма авторитетной «Газеты выборчей». Польский еврей, старшее поколение семьи которого погибло в Холокосте; его называют человеком, от которого «пахнет историей»… Примечательно его отношение к России — он называет себя «антисоветским русофилом». ‘]Михник[/footnote], действующий президент мог бы проиграть только в том случае, если бы он «в пьяном виде за рулем задавил на переходе беременную монахиню»). «Дейли телеграф», комментируя победу на выборах «43‑летнего националиста и евроскептика» Анджея Дуды, цитирует горький прогноз Михника: «Польша — на бархатном пути к диктаторскому режиму»; Лешек Бальцерович, архитектор польских реформ, говорит, что Польша подвергается опасности возвращения дурного режима, в котором действовали политизированные прокуроры и господствовал страх, а все реформы блокировались.

Предварительные социологические опросы прогнозировали совсем иной результат, а штаб действующего президента — либерального, уравновешенного, толерантного Бронислава [footnote text=’Представляет правоцентристскую партию «Гражданская платформа», находящуюся у власти последние восемь лет; ее бывший лидер и премьер‑министр Польши Дональд Туск с августа 2014 года занимает пост председателя Европейского совета. ‘]Коморовского[/footnote] — рассчитывал на уверенную победу уже в первом туре и потому не слишком энергично занимался избирательной [footnote text=’Туск сказал о Коморовском: «Он был очень хорошим президентом, но, возможно, как кандидат он борется не самым эффективным образом. У Бронислава Коморовского, хорошего, умного и прямого человека, всегда были проблемы, когда он должен был бороться за себя лично». ‘]кампанией[/footnote].

Анджей Дуда во время теледебатов в ходе предвыборной кампании

Анджей Дуда во время теледебатов в ходе предвыборной кампании

Как показало дальнейшее развитие электоральных событий, для такой уверенности не было достаточных оснований. А избирательный штаб Анджея Дуды, человека, которого еще несколько месяцев назад никто не знал, кандидата от консервативной партии «Закон и [footnote text=’Другое название — «Партия братьев Качиньских», один из которых трагически погиб в 2010 году в смоленской авиакатастрофе и — по мнению многих членов этой «патриотической» партии, склонной к конспирологии, — от «руки Москвы». ‘]справедливость[/footnote]», напротив, повел свою кампанию весьма напористо, с популистским размахом, широковещательными обещаниями и предвыборной риторикой, ориентированными на менее образованные, клерикальные слои польского общества, не чуждые ксенофобии. Разумеется, кампания Дуды пользовалась всесторонней поддержкой церковных кругов, католические СМИ и священники использовали свой духовный авторитет, агитируя за этого кандидата. Отчасти, как полагает философ и главный редактор журнала «Знак» Доминика Козловская, это объясняет и то, почему президент Коморовский не рассмат­ривался ими как «наш», хотя среди голосовавших за него были и верующие, и некоторые священники, а может, даже епископы. Сам Дуда всячески демонстрировал свою приверженность католическим ценностям, соответствующую программным документам своей партии (вот характерная цитата: «Учение католического костела, польская традиция и польский патриотизм накрепко соединились друг с другом, создав политическое самосознание народа. В нашей истории костел сыграл и играет специфическую роль, отличную от истории других народов. Она была не только национально‑созидательной и цивилизационной, но и защитной<…> В крайне неблагоприятных обстоятельствах<…> костел был оплотом всего польского, выполнял заместительную функцию для несуществующего суверенного государства»). Реализуя в своей предвыборной кампании известную формулу «поляк — католик», Дуда посещал исторически прославленный монастырь в Ченстохове, участвовал в процессии Тела Господня и даже «спас» упавшую гостию… В комментариях в интернете можно было прочитать: «Наконец‑то настоящий президент, католический», и здесь звучала надежда на то, что впредь политические решения будут согласованы с позицией епископата. Однако, как справедливо отмечает Доминика Козловская, такая «католицизация политики», обращение к известному образу «поляка‑католика» — следствие бесплодных споров о форме новой идентичности, ведущихся в Польше последние четверть века, — отнюдь не то, в чем реально нуждается общество, которому необходимо объединение граждан — как исповедующих христианские ценности, так и тех, чьи убеждения черпаются из иных источников. Политика же не должна быть ни католической, ни светской (если последнюю понимать как отказ от обращения в общественной жизни к этическим системам, вытекающим из религиозных убеждений), а роль епископата — не в формировании законов. Законы же бывают хороши или плохи, но они в принципе не католические.

Уже первый тур преподнес сюрпризы: никто из кандидатов не набрал необходимого процента голосов (явка избирателей составила 48,8%): Анджей Дуда получил 34,5%, Бронислав Коморовский — 33,1%, а самой большой неожиданностью стал тот факт, что не имеющий политического опыта рок‑музыкант Павел Кукиз, человек со средним образованием, олицетворявший недовольство политическими элитами и желание перемен, получил 20,5% (преимущественно это были голоса молодежи, протестующей против истеблишмента и застоя).

Накануне второго тура голосования, 17 мая, во время телевизионных дебатов между двумя вышедшими в финал кандидатами на президентское кресло Анджей Дуда, критикуя Бронислава Коморовского, разыграл «еврейскую карту», чего, по мнению Петра Пажиньского (главного редактора журнала «Мидраш»), не позволял себе ни один серьезный польский политик в течение последних 25 лет.

Одним из ключевых слов в дебатах стало Едвабне, маленький городок в оккупированной немцами северо‑восточной части Польши, где 10 июля 1941 года польские жители под руководством немецких айнзацгрупп и жандармов согнали в сарай и заживо сожгли около 340 своих еврейских соседей (подобные кровавые драмы происходили и в других городках: Вонсоше, Радзилове и других; по данным Института национальной памяти, их было более 20). После войны (1949–1950) эти преступления разбирались в польском суде, были вынесены приговоры по обвинению в коллаборантстве с оккупантами. В ФРГ также состоялись суды (1960–1965, 1974–1976), устанавливавшие виновных с немецкой стороны. Таким образом, эти преступления не замалчивались, о них было известно. Однако, когда в 2000 году вышла посвященная этим событиям книга [footnote text=’См. рус. пер.: Гросс Я. Т. Соседи. История уничтожения еврейского местечка / Пер. В. Кулагиной‑Ярцевой. М.: Текст, 2002. ‘]«Соседи[/footnote]» американского историка еврейско‑польского происхождения Яна Томаша Гросса, она произвела в польском обществе эффект разорвавшейся бомбы.

По свидетельству ксёндза Стани­слава Мусяла (1938–2004), назвавшего Едвабне «новым именем Холокоста», эта книга вызвала в польском обществе шок, как никакая другая за последние полвека, ибо подрывала миф об исключительном мученичестве и жертвах польского народа: «Поляки, по крайней мере, уже двести лет верили в миф, что они всегда на протяжении всей своей истории были лишь жертвами насилия со стороны других, но сами никого не обидели». Расставание с привычными мифами и вообще дело болезненное, ему обычно сильно сопротивляется сознание или, скорее, подсознание, и оно отнюдь не всегда увенчивается успехом. В данном же случае пуб­личное обнажение страшной правды внезапно превращало жертву в палача, лишало национальное историческое сознание позитивной самоидентификации, с чем, разумеется, большинство не было готово согласиться, и по вопросу о Едвабне в польском общественном мнении произошел раскол. Ксёндз Станислав Мусял призывал общество «задать себе вопрос, в какой мере мы, священники и светские католики в Польше, сегодня понимаем, что есть и чем должно быть христианство».

Как представляется, польское общество услышало этот призыв: Институт национальной памяти проводил долгие исследования и по их результатам издал два тома исследований и документов «Вокруг Едвабне» (2002), представив их на парламентские слушания; вышла документальная книга Анны Биконт «Мы из Едвабне» (2004); к теме участия поляков в истреблении еврейских соседей обратились кинорежиссеры: Агнешка Арнольд сняла телевизионный документальный фильм «Соседи» (2001), Владислав Пащиковский — художественный фильм «Стерня» (2012), Павел Павликовский — отмеченную премией «Оскар» (2015) как лучший иностранный фильм «Иду» (2013); художник Рафал Бетлеевский в 69‑ю годовщину сожжения евреев в Едвабне устроил перформанс: сожжение сарая, куда были помещены записки поляков, содержащие «все недоброжелательные мысли, которые мы когда‑либо могли иметь относительно евреев и которые нас тяготят». Драматург Тадеуш Слободзянек в 2008 году написал пьесу «Наш класс. История в XIV [footnote text=’См. рус. пер.: Слободзянек Т. Одноклассники. Пьеса / Пер. И. Адельгейм // Иностранная литература. 2011. № 10. ‘]уроках[/footnote]», сюжет которой основан — с использованием всех доступных связанных с этой и подобными ей трагедиями исторических и документальных источников — на кровавых событиях в Едвабне. Пьеса ставилась на многих сценах и была удостоена главной литературной премии Польши «Ника» (2010).

У мемориала в память о погибших в Едвабне в день 73‑й годовщины этого события. 10 июля 2014

У мемориала в память о погибших в Едвабне в день 73‑й годовщины этого события. 10 июля 2014

Как бы игнорируя весь этот общественный резонанс и данные этой трагедии оценки, Дуда в ходе теледебатов упрекнул действующего президента в том, что в его письме, написанном в 2011 году по случаю 70‑й годовщины событий в Едвабне, говорилось о польском народе как о жертве, а одновременно и палаче. «Господин президент, — вопрошал Дуда, — как выглядит ваша политика защиты доб­рого имени Польши, если вы в своих выступлениях употребляете выражение, которое уничтожает подлинную историческую память, извращает то, что столь важно, чтобы нас ложно не обвиняли в том, что мы принимали участие в Холокосте?» Президент Коморовский, который всегда подчеркивал, что видит величие страны и ее граждан «в открытости, в стремлении притягивать, а не отталкивать, в поисках того, что объединяет, а не разделяет», ответил, что произошедшее в Едвабне — трудный и болезненный вопрос и кто не замечает этого, тот закрывает глаза на историческую правду. «Польше нужна правда. Следует защищать доброе имя Польши там, где ему что‑то угрожает, а не действовать по принципу, что, если у нас произошло нечто плохое, мы закрываем на это глаза. Нужно стоять на стороне правды, часто — болезненной правды, чтобы достичь примирения с другими».

Очевидно, что в этих дебатах историческая правда столкнулась с исторической политикой, т. е. ретроспективной манипуляцией историческими фактами в угоду текущей политике. Эта позиция Дуды, ориентированная на определенную — «патриотическую», клерикальную, неосведомленную — часть электората (большинство голосовавших за Дуду — пенсионеры, жители маленьких городов и деревень, молодежь), вызвала в другой части польского общества волну возмущения и негативных оценок. Так, бывший премьер Влодзимеж Чимошевич заявил, что если политик считает возможным пользоваться такими инструментами, то тем самым ставит себе чудовищно низкую моральную оценку: «В Польше это — позор. Такой человек должен быть исключен из политической жизни».

Тем не менее вышедшие во второй тур Дуда и Коморовский в итоге получили соответственно 51,55% и 48,45% (при явке 55,34% — видимо, почти половина избирателей не пришла к урнам тоже в ошибочной уверенности, что Коморовский и так выиграет). Конечно, разрыв невелик и счет, что называется, не позорный, тем не менее результат свидетельствует о существующем серьезном недовольстве некоторых сегментов электората (крестьян, молодежи), что было заметно по количеству протестных голосов уже в первом туре. Голосовавшие тогда за рок‑певца Кукиза на этот раз отдали свои голоса Дуде. Адам Михник в своем комментарии после подсчета голосов 24 мая говорил о том, что произошедший в мае «бунт у избирательных урн» должен стать предметом анализа, и с горечью констатировал, что, видимо, большинство избирателей не устраивает Польша с ее стабилизацией, экономическим ростом, демократией и гражданскими правами, толерантностью, плюрализмом СМИ, свободных от цензуры, Польша без религиозных и этнических конфликтов. По его мнению, этими выборами «поляки выстрелили себе в ногу».

Вопрос «что будет дальше?» — открытый, его сейчас задают многие как в Польше, так и за рубежом. Эдвард Лукас (вице‑директор вашингтонского Центра европейского политического анализа) отмечает, что «на правительство Туска можно было полагаться, а каково же будет новое польское правительство? Ведь воспоминания о хаосе и непредсказуемости эпохи Леха Качиньского и его брата Ярослава еще свежи в памяти». Интеллектуалы из католических кругов Польши задают вопрос, удивит ли нас Дуда неким жестом, который станет для поляков началом новой политики, а не пестованием исторической формы религиозной и национальной идентичности, которая вновь не станет общей моделью польского самосознания.

Во всяком случае, избранный президент назначит премьера, а осенью предстоят парламентские выборы, во время которых предполагается серь­езная межпартийная политическая борьба, и их результат нельзя считать предрешенным. Интрига (поляки прострелили себе ногу — надолго ли?) сохраняется.

 

Публикация подготовлена в рамках проекта Российского научного фонда №15-18-00143

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Армейский раввин и выжившие узники

Через двадцать пять лет после освобождения Бухенвальда его выживший узник Джек Брейткопф рассказал о первой молитвенной службе, на которой побывал после войны, устроенной «в доме на лагерной территории, где нацисты показывали кино». По его словам, дело было вечером, «всего через несколько дней после Песаха», и мой отец, раввин Гершл Шактер, «раздал мацу... Мы уж думали, нам никогда уже не доведется поесть мацы»

Послание Гарри Трумэна по случаю пасхального седера 1945 года

Трумэн упомянул об ужасах Холокоста и тысячелетних преследований евреев, а также признался, что восхищается не только еврейской стойкостью, но и тем, как евреи поддерживают тех, кто сталкивается с дискриминацией: «Невзирая на многовековые преследования, еврейский народ хранил нерушимую преданность своей древней вере — вере, которая придавала евреям смелости и мужества вытерпеть бесчеловечность человека к человеку. Более того, зачастую евреи оказывались в авангарде борьбы за помощь угнетаемым меньшинствам»

«Свобода — это фундамент духовной жизни»: главный раввин России и президент ФЕОР поздравили с праздником Песах

В преддверии Песаха, одного из центральных праздников еврейского календаря, еврейские духовные лидеры — главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода — обратились с поздравлениями к еврейской общине страны