Книжный разговор

Какой должна быть память о Голде Меир?  

Подготовил Семен Чарный 5 октября 2023
Поделиться

Кажется, это лето Голды, пишет журналистка The Times of Israel Ами Спиро.

Накануне того, как фильм «Голда» о бывшем премьер-министре Израиля выходит на широкий экран, а в театре «Габима» в Тель-Авиве состоится премьера спектакля «Первая леди», на прилавках книжных магазинов появилась новая биография легендарной государственной деятельницы. Борьба за ее наследие продолжается спустя почти 50 лет после того, как она покинула свой пост.

Премьер-министр Голда Меир посещает кибуц Нааран, 28 ноября 1972 года

«Голда Меир: матриарх Израиля» — последняя книга в серии биографий «Еврейские жизни» издательства Yale University Press. Она написана историком Деборой Липштадт, которая в 2022 году стала специальным посланником США по мониторингу антисемитизма и борьбе с ним.

В своем исследовании Липштадт удается нарисовать внутренний портрет Голды Меир — одаренного оратора и резкого переговорщика, прагматичного, целеустремленного и часто непреклонного лидера, всем сердцем преданного сионистской миссии.

Единственная на сегодняшний день женщина-премьер-министр Израиля, Меир оставила наследие, которое до сих пор горячо обсуждается. И сегодня израильтяне хвалят и высмеивают ее так же, как при жизни. Липштадт отмечает: когда она приступила к написанию книги, то столкнулась с портретами и впечатлениями, которые «варьировались от ядовитых до агиографических».

Во введении к книге Липштадт сообщает, что стремится представить разные грани личности Меир, сделать их понятными как для ее сторонников, так и для недоброжелателей: «Я понимаю как почтение, так и резкую критику. Я искала баланс между крайними взглядами на четвертого премьер-министра Израиля, чтобы в результате написать исследование об исключительно успешной женщине, которая не была лишена серьезных недостатков».

Дебора Липштадт и обложка ее книги «Голда Меир: матриарх Израиля»

На более чем 230 страницах Липштадт прослеживает жизнь Меир от места ее рождения – Украины – до Милуоки, от активиста до организатора, от работника кибуца до влиятельного политика, посла, депутата Кнессета, члена кабинета министров и, в конечном счете, премьер-министра.

 

Оглядываясь на военное время

Самой противоречивой главой в наследии Меир являются ее действия во время Войны Йом Кипура, в которой было убито более 2500 израильтян, хотя в итоге Израиль выстоял. Меир давно осуждают за игнорирование предупреждений о неминуемом тогда нападении на Израиль.

В то время как фильм «Голда» полностью посвящен этому периоду, Липштадт не считает его достойным такого внимания, посвятив войне лишь около пяти страниц.

Залман ШАЗар, ГолдА МЕИР, ДАВИД БЕн-ГУрион и Гиора Йосефталь на съезде партии “Авода” в Тель-АВиве. 8 апреля 1959 года

В этой краткой главе автор в значительной мере оправдывает Меир, как это делают многие современные историки, утверждая, что она принимала лучшие решения, какие только могла в заданных обстоятельствах, при наличии той информации, которую ей предоставляли ее старшие военные советники. Впрочем, Липштадт оставляет некоторое место для критики: «Оглядываясь назад, легко сказать, что Голду слишком успокаивали эти заверения и как премьер-министр она должна была действовать гораздо сильнее. Можно лишь предполагать, что, если бы она служила в ЦАХАЛе и была лично знакома с вопросами безопасности, она менее охотно принимала бы заверения военных».

Только около 15% книги посвящено тому времени, когда Меир была на высшем государственном посту. Ей было 70 лет, когда ее привели к присяге в качестве премьер-министра, за ее плечами оставалась долгая легендарная карьера. Но нельзя отрицать, что именно ее пребывание на этом посту играет важнейшую роль в том, что сегодня Меир занимает такое большое место в сознании израильтян.

Липштадт также оправдывает, по всей видимости, действия Меир, связанные с ее спорными отношениями с евреями-мизрахи, многие из которых обвиняли ее в расизме. Она отмечает «неспособность Меир понять некоторые проблемы, с которыми они столкнулись», но считает, что «история определенно забыла» ее попытки исправить ошибки, и утверждает, что Меир «не могла понять, почему ее обвиняли в расизме и дискриминации. Она была зла на тех, кто так говорил».

Голда Меир в Милуоки, штат Висконсин. Ок.1915 года

«Голда Меир» — далеко не первая книга, в которой предпринята попытка подвести итог жизни сионистского лидера. В 2017 году вышла книга под названием «Львица» Франсин Клагсбрун, в том же году — «Голда Меир» Мерона Медзини, было и исследование Пнины Лахав сквозь призму феминизма в книге «Единственная женщина в комнате» (2022), ранее — «Голда» Элинор Беркетт (2008), а также ряд других, многие из которых Липштадт цитирует.

Меир и сама бралась за перо в автобиографии 1973 года под названием «Моя жизнь» — хотя, как отмечают Липштадт и другие исследователи, ее собственное изложение событий не всегда было правдивым.

Липштадт подошла к своей теме с добросовестностью, накопленной за десятилетия работы, посвященной теме Холокоста, и имея за плечами восемь изданных книг. 

Года Меир на встрече с представителями друзской общины

В 1996 году одна из ее книг стала предметом громкого судебного процесса, инициированного отрицателем Холокоста Дэвидом Ирвингом, который обвинил ее в клевете в книге «Отрицание Холокоста». Позже подробности этой истории стали основой для фильма «Отрицание» (2007), где роль Липштадт сыграла актриса Рэйчел Вайс.

Сегодня Липштадт зачастую фигурирует именно в роли посланника Госдепартамента США. В благодарностях в своей книге она пишет, что «была в разгаре работы над ней», когда президент Джо Байден назначил ее на эту должность.

Учитывая обширный опыт автора в области изучения Холокоста, неудивительно, что некоторые из наиболее динамичных разделов книги посвящены действиям Меир во время Второй мировой войны, а также ее деятельности, связанной с поимкой и судом над Адольфом Эйхманом.

Меир, которая в детстве пережила целый ряд актов антисемитского насилия на Украине, всегда помнила о Холокосте и никогда не забывала о том, что евреи, жившие в Палестине, оказались не способны спасти своих европейских братьев.

ПРемьер-министр Голда Меир и президент США Ричард Никсон в Белом доме в Вашингтоне. 1 марта 1973 года

«В то время как евреи повсюду были уничтожены, неспособность ишува — ее собственная неспособность — спасти евреев наложила отпечаток на Голду, — пишет Липштадт. — Она считала, что должна была что-то сделать».

Годы спустя, когда мир был потрясен захватом Израилем Эйхмана в Аргентине, тогдашний министр иностранных дел Меир выступила с «явно недипломатичной» речью в ООН, раскритиковав посланника Буэнос-Айреса за его возмущение инцидентом.

 

Лидер или женщина-лидер?

Вопрос о влиянии пола Меир на ее личность и ее постоянное «перетягивание каната с феминизмом» проходит красной нитью через книгу. Липштадт пытается понять неприятие своей героиней — женщиной-лидером — женских движений, несмотря на то, что сама она сталкивалась с сексистскими барьерами.

Автор считает, что неприятие Меир женского активизма проистекало из ее веры в высшую справедливость сионизма и партии МАПАЙ, а также из представления о том, что пол не должен иметь значения для достижений.

«Она хотела, чтобы ее считали лидером, а не женщиной-лидером, — пишет Липштадт. — Она хотела, чтобы ее характеризовала преданность работе, а не пол».

Липштадт отмечает, что даже в те моменты, когда Меир была наименее популярна в Израиле, она пользовалась большой любовью в Соединенных Штатах, где жила в своем детстве и юности до переезда в подмандатную Палестину.

Министр иностранных дел Голда Меир в Найроби. 1963 год

«С ее <…> безошибочным среднезападным акцентом, удивительным талантом импровизированного выступления и уникальной способностью внушать своей аудитории чувство общей ответственности — некоторые назвали бы это виной — она стала культовой фигурой для американских евреев, — пишет Липштадт. — Ее почитали и любили. Она была одной из них, одновременно став <…> живым воплощением возрождения Израиля».

Липштадт в своей книге не говорит о самой себе, лишь изредка упоминает о своей карьере. Однако она отмечает, что чувствовала связь с Меир: «С моим вступлением в эту новую должность я встала на другой путь, временно перейдя из мира науки в мир дипломатии. По счастливой случайности моя последняя работа перед этим переходом касалась волевой женщины, которая сочетала сильные ходы с тонкой дипломатией и  стремилась изменить мир к лучшему. Она не была лишена недостатков — но кто лишен их? И она сделала именно это: изменила ситуацию. Я могу лишь надеяться, что сумею сделать то же самое, хотя и в гораздо меньшей степени».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Режиссер фильма «Голда» о женоненавистнической критике в адрес премьер-министра Израиля

Одной из наиболее известных шуток, приписываемых Голде Меир, была ее реакция на вопрос, каково быть женщиной на преимущественно мужской политической арене. «Не знаю, — ответила она. — Я никогда не пробовала быть мужчиной». В интервью режиссер фильма «Голда» Гай Натив рассказывает о самой Голде Меир, об исполнительнице главной роли Хелен Миррен и о том, чего он пытался достичь в своем фильме.

Письмо Голде

В 1969 году 18 религиозных еврейских семей из советской Грузии обратились к правительству Израиля и ООН с просьбой оказать давление на власти СССР, чтобы те позволили им эмигрировать в Израиль. Письмо подрывало имидж Советского Союза, который создавала советская пропагандистская машина, стремившаяся убедить весь мир, что советские евреи не чувствуют никакой связи с евреями Израиля или США и совершенно не собираются оставлять любимую социалистическую родину.

МЕКФ‑2023: война, мир и вечный конфликт

С предыдущего Московского еврейского кинофестиваля прошла целая вечность — два года, и на открытии яблоку негде было упасть. «Видимо, уехали не все», — шутили со сцены. Представлено было более 40 фильмов из США, Великобритании, Израиля, Бельгии и прочих теперь далеких стран. В программе стало меньше острых тем, больше истории, разговоров о прощении, возмездии, переживании утраты. Вечные темы всегда актуальны.