Как сочувствующие нацистам ученые подготовили идеологическую почву для геноцида
Когда в 1933 году к власти пришел Гитлер, немецкие университеты немедленно начали политику «самокоординации» с их национал-социалистическими хозяевами, пишет журналист The Times of Israel Мэтт Лейбовиц.
Всего за несколько месяцев было уволено 15% профессорско-преподавательского состава. Большинство профессоров были уволены за свою политическую позицию, а несколько тысяч ученых за то, что они евреи.
Для сборника под названием «Предательство гуманитарных наук: университет во время Третьего рейха», вышедшего осенью 2022 года, более дюжины ученых написали статьи о соучастии немецких университетов в период правления нацистов.
«Наша книга является не только апологией гуманитарного знания, но и роли университета в защите демократических ценностей», — говорит соредактор издания Бернард М. Левинсон, заведующий кафедрой иудаики и еврейской Библии семьи Берман в Миннесотском университете.
Когда Альберт Эйнштейн, в том же 1933 году, отказался от своего немецкого гражданства из Бельгии, его книги и тексты были сожжены по всему Рейху Немецким студенческим союзом. Возвещая «смерть еврейскому интеллектуализму», режим стремился переделать науку по своему образу и подобию.
Левинсон рассказывает, что предисловие к сборнику, которое редактировал председатель Комитета по этике, религии и Холокосту в Мемориальном музее Холокоста в США Роберт П. Эриксен, было завершено 6 января 2021 года, в день штурма Капитолия в Вашингтоне.
«Мы хотели, чтобы читатели увидели: старое и широко распространенное уродливое предубеждение проникло в современный мир, его необходимо опровергнуть с помощью разумного, честного научного исследования и продемонстрировать возможные ужасные последствия», — заявляет Левинсон.
В то время как некоторые дисциплины очень хорошо освещены историками, особенно юридическая сфера, другие остались несколько в тени. Между тем специалисты в таких предметах, как археология, музыка и литература также согласовывали свои исследования с нацистской идеологией.
Задолго до 1933 года немецкие ученые предвидели — а иногда и жаждали — удаление евреев из общества. Некоторые политологи и историки призывали к однопартийному правлению, как это было в Италии при Муссолини, другие оплакивали «смертельный удар» Версальского договора по немецкому обществу.
Историки, действовавшие на всех уровнях образования в Германии, помогли создать «научную основу для дискриминации евреев и легитимации государства фюрера с его национал-социалистическими требованиями политики экспансии и увеличения земель для народа», — написали соредакторы во введении.
«Трудно не увидеть некоторые параллели между периодом, описанным в книге, и нынешним»
«Трудно не заметить некоторые параллели между периодом, охватываемым книгой, и нынешним, когда мы наблюдаем всплеск антисемитизма, угрозы демократическим институтам и ограничения, наложенные на университетские учебные программы», — заявляет Левинсон, чья работа принесла ему назначения в междисциплинарные институты перспективных исследований в Иерусалиме, Берлине и Принстоне.
«Возможно, наша книга послужит канарейкой в угольной шахте, напоминая о хрупкости демократии и ценностях университета в сохранении того, что действительно имеет значение», — замечает он.
«Упреждающее послушание»
По словам Левинсона, его интерес к теме того, как немецкие ученые «предали гуманитарные науки», восходит к учебе в аспирантуре.
Хотя Левинсон изучал «историю науки» в контексте, например, датировки Второзакония, он не понимал идеологии, которая лежала в основе его исследований.
«У меня не было ощущения большего значения дисциплинарной истории, а также социального положения и укорененности научных позиций, которые я исследовал. Эти вопросы не входят в стандартную учебную программу», — говорит Левинсон, эксперт по роли Библии в западной интеллектуальной истории.
«Предательство гуманитарных наук» содержит множество примеров ученых, присоединившихся к партии национал-социализма, в том числе около двух десятков ведущих профессоров, получивших должности в СС. Диаграмма в указателе обобщает и документирует это соучастие.
В своей статье «Грапов, египтология и национал-социалистические инициативы» профессор египтологии Томас Шнайдер пишет о нацистском мыслителе и члене СС Германе Грапове, который пропагандировал концепцию «белой Африки» наряду с другими профессорами Института кайзера Вильгельма в Берлине. Миссия института состояла в том, чтобы обеспечить научное обоснование нацистской расовой теории, включая евгенику.
Назвав Африку южнее Сахары «Африкой негров, Черной Африкой», Грапов и его коллеги сочли, что «светловолосая» североафриканская «западная раса» должна считаться частью Европы. Грапов утверждал, что современное развитие «уничтожает сохранившиеся свидетельства белого африканского прошлого», и призывал немецких ученых подтвердить его выводы.
Восхваляя Гитлера как «человека немецкой судьбы», который возглавит «вторую фредерианскую эпоху нашей истории», Грапов оказывался частью целой «сети высокопоставленных чиновников СС, которые пропагандировали расистскую и экспансионистскую идеологию», сообщает Шнайдер.
За время длительного сотрудничества с нацистами Грапов написал учебные пособия для СС и продемонстрировал «упреждающее послушание», когда его коллеги подверглись чистке. В середине войны, когда вермахт пронесся через Северную Африку, его концепция «белой Африки» стала по-новому актуальной.
Многие люди скрывали свое прошлое
После войны лишь немногие ученые были привлечены к ответственности за свою роль в легитимации и продвижении нацистской политики.
Из книги «Предательство гуманитарных наук» следует, что большинство профессоров, связанных с нацистами, считали себя «двойными жертвами»: сначала Гитлера, а затем процесса «денацификации» союзников. В то же время так называемый «миф о Хайдеггере» позволил общественности (и бывшим нацистским профессорам) возложить вину на горстку ученых, включая философа Мартина Хайдеггера.
«Сам фюрер, и только он, является немецкой реальностью, настоящей и будущей, и ее законом. Учись, чтобы знать; отныне все требует решения, а все действия — ответственности. Хайль Гитлер!» — заявлял Хайдеггер в своей речи в апреле 1933 года во Фрайбургском университете. Хайдеггера тогда избрали главой университета, вскоре он официально вступил в нацистскую партию.
Внимание к Хайдеггеру и другим высокопоставленным нацистам помогло скрыть роль тысяч немецких ученых в десятках университетов. Это позволило «снять с крючка многих людей, скрывающих свое прошлое, но в основном это произошло в среде людей, которые не отрицали реальность Холокоста», — говорит Левинсон.
Как мы знаем теперь, сборник «Предательство гуманитарных наук» был завершен вслед за штурмом здания Капитолия в США. В заключительном его разделе рассматривается сходство между «самокоординацией» нацистских немецких университетов и текущими событиями в кампусах по всему миру.
В статье «Есть ли в современном университете антиеврейские настроения» Элвин Х. Розенфельд, профессор английского языка и еврейских исследований Университета Индианы, отмечает тенденции, в том числе «нетерпимость по поводу памяти о Холокосте и негодование по отношению к евреям за сохранение такой памяти».
Розенфельд не думает, что мы наблюдаем «повторение» 1930-х годов, но его беспокоит «серьезный вызов основным задачам университета», включая «свободное исследование, препятствующее привязанности ко всякого рода интеллектуальным или идеологическим предубеждениям или догмам, и поиск истин, с которыми могут согласиться разумные люди, — доказуемых и заслуживающих серьезного внимания».
Замена «еврейского вопроса» на «израильский вопрос», пишет Розенфельд, является одним из примеров того, как гуманитарии искажают, или «реконтекстуализируют» историю Холокоста, включая тезис о том, что евреи «эксплуатируют» геноцид, чтобы оправдать причинение страданий палестинцам.
«Гуманитарные науки очеловечивают, — размышляет Розенфельд, — но они никогда не смогут этого делать, если их используют для дегуманизации евреев или кого-либо еще».
На фоне нападений на студентов-евреев в кампусах по всей территории Соединенных Штатов сборник «Предательство гуманитарных наук» демонстрирует роль ученых в «подтверждении» антисемитизма и проведении исследований в поддержку мировоззрения о геноциде.