The New York Times: Как бельгийская железная дорога заработала миллионы на «эшелонах Холокоста»
Как сообщается в докладе, во время Второй мировой войны нацисты платили национальной железнодорожной компании за перевозку евреев, цыган и членов движения Сопротивления в концлагеря.
Доклад исследовательского центра продемонстрировал, что во время Второй мировой войны бельгийская национальная железнодорожная компания заработала сумму, эквивалентную нескольким миллионам долларов, на перевозках в нацистские концентрационные лагеря без малого 25 тыс. евреев и цыган, а также лиц, отправленных на принудительные работы, и членов движения Сопротивления.
В период с 1942 по 1944 год бельгийская железная дорога отправила в Аушвиц 28 эшелонов, в которых перевозили евреев и цыган: в общей сложности 25843 человека. Большинство из них были убиты сразу по прибытии, лишь 1195 выжили, сообщается в докладе, составленном Центром исследований войны при Государственном архиве Бельгии.
Доклад показал, что железная дорога, повинуясь распоряжениям нацистов, также перевезла в концлагеря и тюрьмы, например в Бухенвальд, более 16 тыс. политических заключенных. В докладе отмечается, что в качестве платы за эти перевозки железнодорожная компания получила 51 млн. бельгийских франков — это несколько миллионов долларов в пересчете на нынешние деньги.
«Тот факт, что национальная железнодорожная компания отвечала за депортацию евреев и цыган, а также жертв из других категорий, был известен нам и раньше, но наши познания были весьма поверхностными, — говорит автор доклада Нико Вутерс, директор Центра исследований войны. — Не было никаких обстоятельных исследований на тему того, каким образом и почему это случилось, в каком контексте, были ли протесты. Теперь нам досконально известна вся история».
Доклад был заказан в 2022 году Сенатом Бельгии — верхней палатой парламента страны. 8 декабря 2023 года исследователи обнародовали свои выводы.
Эта железнодорожная компания, обычно именуемая французской аббревиатурой S.N.C.B. , была образована в 1926 году. Она функционировала в качестве “полугосударственной” независимой компании, хотя ее основным клиентом было бельгийское государство. Во время Второй мировой войны компания продолжала работать как независимая структура, в том числе тогда, когда Бельгия находилась под нацистской оккупацией.
Компания распространила письменное заявление: «S.N.C.B. всегда и всецело поддерживала старания в полной мере пролить свет на ту роль, которую бельгийские железные дороги играли во времена депортаций». «Теперь (железная дорога) примет это исследование к сведению и предпримет дальнейшие шаги», — добавила компания, однако пока не сообщила, какие дополнительные меры будут осуществлены.
Официальный представитель S.N.C.B. Димитри Теммерман сказал, что компания передала документацию прошлых лет Центру исследований войны еще в 2003 году, после того как Сенат потребовал расследовать роль бельгийских властей в преследовании евреев при немецкой оккупации.
Результатом того <первого> расследования стал доклад, обнародованный в 2007 году и имевший название «Покорная Бельгия» (La Belgique Docile). Его авторы пришли к выводу, что государственные ведомства пособничали нацистским оккупантам более широко, чем считалось ранее. Но роль национальной железной дороги в депортациях рассматривалась лишь в одной главе доклада.
Г‑н Вутерс сообщает, что новый доклад сосредоточился на теме железнодорожной компании. «Теперь мы ознакомились со всеми источниками, разобрались в финансовых аспектах, и никаких неясностей или сомнений по вопросу об ответственности не осталось, — считает он. — Полагаю, этот момент может стать поворотным, поскольку отныне политики и сама железнодорожная компания уже не смогут игнорировать факты».
Г‑н Вутерс говорит, что исследовал тему «специальных поездов», которые ходили вне графика бельгийской железнодорожной сети и использовались сугубо в целях нацистов. К их числу относились те 28 эшелонов, в которых везли депортированных, а также железнодорожные составы, в которых разъезжали по Бельгии высокопоставленные нацисты.
Авторы доклада не обнаружили признаков того, что хотя бы один сотрудник бельгийских железных дорог протестовал против использования поездов для депортаций.
«Никто не вопрошал: «Следует ли нам это делать? Приемлемо ли это с нравственной или юридической точки зрения?» — отмечает Вутерс. — Это никогда не обсуждалось на совете директоров. Честно говоря, остается впечатление, что предоставление эшелонов для депортаций было неизбежно. Никто не задает никаких вопросов, нет никаких протестов, никаких жалоб».
Бельгия — одна из немногих западноевропейских стран, которые попытались осмыслить роль своих национальных железных дорог в массовых депортациях, проводившихся по приказам нацистов во время Второй мировой войны.
В 2011 году французская государственная железная дорога официально извинилась перед жертвами Холокоста за свою роль в депортации около 76 тыс. европейских евреев в период с 1941 по 1944 год: этих людей доставляли в 76 вагонах для перевозки скота на франко‑германскую границу. С границы их по большей части отправляли в нацистские концлагеря на территориях, находившихся под оккупацией Германии, и там убивали.
Французская компания принесла извинения после того, как с ней несколько лет судились выжившие жертвы Холокоста, ныне проживающие в США, и потомки жертв. В 2014 году Франция передала Соединенным Штатам 60 млн. долларов в качестве репараций, которые следовало распределить между жертвами Холокоста, а также их наследниками.
Голландская национальная железная дорога также признала свою роль в транспортировке евреев и цыган, которых везли на смерть. В 2019 году она обязалась выделить десятки миллионов евро на компенсации жертвам и их потомкам по прямой линии.
Согласно исследованию, опубликованному в 2012 году, в период с июня 1942‑го по август 1944 года 112 голландских составов отправились из Нидерландов и прибыли в 9 нацистских концлагерей в Германии, Австрии, Польше и других странах.
Гидеон Тейлор, президент Всемирной еврейской организации по делам реституций, которая добивается компенсаций для жертв Холокоста, говорит, что доклад бельгийского центра — часть широких усилий в попытке осмысления мрачных страниц истории, которые предпринимаются правительствами западноевропейских стран.
«Тот факт, что доклад был заказан парламентом, очень важен, — говорит Тейлор. — Это свидетельствует о том, что Бельгия хочет решить проблему».
«Эшелоны — очень яркий символ Холокоста, — добавляет он. — Понимание того, что именно происходило в железнодорожных компаниях, позволяет нам увидеть суть, нечто большее, чем сухие факты и цифры числа пассажиров. Поэтому крайне важно, чтобы данные о роли этих компаний предоставляли без утайки».
Оригинальная публикация: Belgian Railway Earned Millions for Holocaust Trains, Report Finds