Актуалии

Как антисионизм стал западным обрядом

Подготовил Александр Ицкович 7 июля 2025
Поделиться

В недавней статье в журнале Tablet Джейкоб Хоуленд описывает тревожную трансформацию антисионизма из политической позиции в квазирелигиозный ритуал новой западной идентичности. Современная ненависть к Израилю — и, шире, к евреям — приняла форму массового культа, особенно среди миллениалов и представителей поколения Z, у которых антисемитизм соединяется с радикальным отвержением основ западной цивилизации.

28 июня Би‑би‑си транслировала выступление панк‑дуэта Bob Vylan на фестивале в Гластонбери. Музыканты со сцены скандировали: «Смерть, смерть ЦАХАЛу!» и «От реки до моря — Палестина будет свободна, иншаллах». У 200‑тысячной толпы это вызывало бурный отклик, тысячи людей размахивали палестинскими флагами.

Толпа приветствует выступление Bob Vylan палестинскими флагами. 28 июня 2025.

А четырьмя днями ранее кандидат в мэры Нью‑Йорка от демократов Зохран Мамдани, получивший поддержку 52% избирателей моложе 45 лет, победил в праймериз. Мамдани — сторонник BDS, восхищается персонами, осужденными за финансирование ХАМАСа, и защищает лозунг «Глобализировать интифаду».

Для Хоуленда подобные явления — не эпизоды, а демонстрация новой идентичности, в рамках которой лозунг «Интифада — это решение» адресован не только Израилю, но затрагивает самые основы западной цивилизации. Еврейское государство, пишет он, олицетворяет успехи и ценности западной цивилизации и потому подлежит уничтожению вместе с ней.

Очевидна параллель между старым европейским антисемитизмом — обвинениями в ритуальных убийствах — и современными обвинениями Израиля в геноциде. Пример — заявление заместителя генсека ООН от 20 мая по поводу того, что «14 000 младенцев умрут в Газе в ближайшие 48 часов». Хотя это оказалось вымыслом, заявление широко разошлось, получив поддержку даже у известных журналистов, таких как Кэти Курик.

А на следующий день после публикации заявления у здания Еврейского музея в Вашингтоне были убиты израильские дипломаты Ярон Лищинский и Сара Милгрим. Убийца сказал: «Я сделал это ради Палестины».

1 июня в Боулдере (штат Колорадо, США) мужчина из Египта, с криками: «Сколько детей вы убили?!», поджег мирную демонстрацию за освобождение заложников. Пострадали 15 человек, включая пережившую Шоа 82‑летнюю Карен Даймонд. Она умерла от ранений.

Женщина возлагает цветы после поджога мирной демонстрации за освобождение заложников. Боулдер, Колорадо. Июнь 2025

Хоуленд отмечает, что кровавый навет всегда был способом направить на евреев иррациональную зависть и злобу: как этот народ, преследуемый от времен Моисея, до сих пор еще жив? Ответ, который дает нам Тора, говорит об избранности Израиля и любви Б‑га. Но в сознании ненавистников все это переворачивается: евреи становятся демоническими паразитами, вампирами.

Маца — символ страдания и избавления — в извращенном восприятии антисемитов превращается в «хлеб смерти». И в конечном счете это касается не только иудаизма: ведь Иисус, держа в руках мацу на своей Последней (Тайной) вечере, установил обряд евхаристии в качестве христианского обряда любви и спасения.

А сегодня маца символически замещается телом еврейской жертвы, которое празднуется толпой. Хоуленд пишет: вместо союза с Богом появилось новое языческое святилище: культ пролитой еврейской крови.

В этой новой культуре политическое насилие не только оправдано, но и обожествлено. Опрос в Университете Ратджерс (Нью‑Джерси, США) показал, что 55% либералов считают убийство легитимным способом достижения политических целей. Убийца главы американской медицинской страховой компании UnitedHealthcare Брайана Томпсона Луиджи Манджоне был стилизован в интернете как святой: с нимбом, в зеленой мантии и с «сердцем за доступную медицину».

Стирается грань между исламизмом и неомарксизмом: первые учатся говорить языком «социальной справедливости», вторые придают идеологическому насилию оттенок «священной войны». От самосожжения во имя Палестины лишь шаг до теракта‑самоубийства.

По мнению Хоуленда, слияние исламизма и марксизма направлено на «полное искоренение западной цивилизации». И именно этого требует коалиция Columbia University Apartheid Divest, объединяющая более 100 организаций. Подобный подход предполагает отказ от свободы слова, равенства, искусства, науки, философии, технологий и религиозных традиций иудаизма и христианства.

Почему столь важен Израиль? Потому что он воплощает не только западные достижения, но и условия, делающие их возможными: национальную гордость, свободный рынок, крепкие общественные связи. Эти условия представляют угрозу для глобалистов, социалистов и джихадистов, стремящихся к единой власти. Израиль мешает им — и потому должен быть стерт.

Хоуленд обращается к библейскому призыву: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое» (Дварим, 30:19). Это призыв к тем, кто колеблется: не потакайте ненависти, которая разрушит все, что делает возможной свободу.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Маккавеи, греки и истоки конфликта между эллинизмом и иудаизмом

Маккавеи не были ценителями красоты и смысл истории видели в другом. Но и для них Греция — или Яван, если воспользоваться их термином, — была, скорее, не местом, а культурой и духом, которым они противостояли. Цивилизацию они понимали по‑своему, и конфликт между эллинизмом и иудаизмом, столь плодотворный для развития западного мира, начался именно с них

Раввины считали Маккавеев слишком воинственными?

Было бы легко сказать, что раввины, будучи не воинами, а учеными, пытались свести к минимуму военный аспект победы Хасмонеев, подчеркивая вместо этого храмовое служение, ритуальное зажигание меноры в каждом еврейском доме и тонкости закона. Превратив Йеуду Молота буквально в молот, высекающий искру, от которой загорелась лавка, они, кажется, предупредили об опасностях военной силы.

Головоломное чудо Хануки

Традиция не сочла нужным сохранить детальный рассказ и жестко сократила историю Хануки. А историография не составила общепринятую версию для потомков. Так что в сознании современных евреев остались лишь смутные контуры, схематичная зарисовка, которая передается следующим поколениям в молитвах и преломляется в многовековых комментариях к Вавилонскому Талмуду. На фоне всех этих разночтений подлинное ханукальное чудо не в том, что одного кувшинчика масла хватило на восемь дней и восемь ночей. Чудо в том, что евреи хоть немножко помнят о Хануке