Трансляция

JNS: Был ли Христофор Колумб евреем? Специалисты рекомендуют с осторожностью относиться к сообщениям на эту тему

Менахем Уэкер. Перевод с английского Светланы Силаковой 28 октября 2024
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Мэтт Голдиш из Университета штата Огайо говорит, что подобные сообщения в прессе могут спровоцировать «идеальный шторм евреененавистничества», если Колумба будут ассоциировать с Израилем.

Гробница Христофора Колумба в Севильском соборе, Испания

Слухом, что Христофор Колумб был евреем, уже много лет с туристами делятся гиды в Испании на экскурсиях по еврейской истории. А в 2024 году накануне Дня Колумба Праздник во многих странах мира, приуроченный к годовщине прибытия Колумба в Америку. В США отмечается во второй понедельник октября. С конца ХХ века отдельные штаты и административные единицы не признают День Колумба праздником и/или вводят взамен него другие. (Здесь и далее примеч. перев.) , выпавшего на 14 октября, пресса всего мира освещала новый документальный фильм, в котором утверждается: анализ ДНК показал, что мореплаватель был нашим соплеменником. Однако специалисты, опрошенные JNS, предостерегли: не стоит слепо верить подобным утверждениям. 

Как сообщает Reuters, 12 октября испанская общенациональная вещательная компания TVE показала фильм под названием «ДНК Колумба: его истинное происхождение»: «Ученые под руководством судмедэксперта Мигеля Лоренте проводили исследования на протяжении 22 лет, анализируя крохотные пробы останков из гробницы в Севильском соборе, где, как с давних пор уверяют городские власти, упокоился прах Колумба. Правда, другие места тоже претендовали на звание его последнего пристанища» Колумб умер в Испании, там его и погребли (вначале в Вальядолиде, затем в Севилье). По завещанию его сына останки перенесли в собор Санто-Доминго. Оттуда прах перевезли в Гавану, а после войны 1898 года, когда Испания потеряла Кубу, — в Севильский собор. Но еще раньше, в 1877 году, в соборе Санто-Доминго нашли ящик с фрагментами костей и надписью «Христофор Колумб». С 1992 году эти предполагаемые останки покоятся в специально построенном мавзолее в Доминиканской республике. , — написало информагентство. 

«У нас есть ДНК Христофора Колумба, крайне фрагментарная, но этого достаточно. У нас есть ДНК Эрнандо Колона У Колумба было два сына — законный, Диего, и внебрачный Эрнандо, он же Фернандо (в документах использовались оба варианта имени). «Эрнандо Колон» — не опечатка, «Колон» — испанский вариант фамилии «Колумб». , его сына, — цитирует Reuters высказывания Лоренте, прозвучавшие в документальном фильме. — Причем у Эрнандо и игрек-хромосома (мужская), и митохондриальная ДНК (наследуемая от матери) имеют признаки, совместимые с версией о еврейском происхождении». 

Статья информагентства озаглавлена так: «Исследование выявило, что Колумб был евреем-сефардом из Западной Европы». Похожие, несколько уклончивые заголовки мы видим и в New York Post («Исследование выявило, что Колумб был евреем-сефардом из Западной Европы»), и на сайтах BBC (“В исследовании утверждается, что Колумб — вероятно, испанец и еврей»), и на Fox News (“Останки Колумба, подлинность которых подтверждена спустя 500 лет, демонстрируют, что он был евреем: документальный фильм»). В Guardian заголовок гласит, что Колумб, «возможно, был евреем», в Telegraph: «Христофор Колумб втайне был евреем». 

«Недавние данные ДНК касательно Колумба очень интересны, они помогают пролить свет на его биографию и эпоху. Но я сделал бы одну оговорку: они указывают на то, что у Колумба была еврейская наследственность, но не доказывают, что Колумб был евреем, открыто исповедовавшим иудаизм», — говорит Джонатан Рэй, профессор еврейских исследований в Джорджтаунском университете.

Рэй, автор вышедшей в 2023 году книги «Еврейская жизнь в средневековой Испании: новая история», заявляет: нет каких-либо доказательств того, что Колумб (1451-1506) вел еврейскую жизнь «даже в качестве криптоеврея», а исторические документы указывают на то, что он был католиком.

«Нет, это, по-видимому, указывает на то, что он был конверсо или, как их часто называют, “новым христианином”. То есть потомком евреев с Иберийского полуострова, которые приняли христианство под давлением в некий момент столетнего периода, увенчавшегося изгнанием евреев из Испании в 1492 году, — говорит Рэй. — Некоторые из этих конверсо остались верны иудаизму, хоть и втайне, они покинули Испанию и Португалию, чтобы вернуться в лоно иудаизма в других краях».

Другие конверсо остались на Иберийском полуострове и, «хотя многие соседи из числа “старых христиан” принимали их в штыки, они в полной мере перешли в христианство и в конце концов интегрировались в общество иберийских стран, — добавил Рэй. — Мы уже знаем обращенных в христианство евреев, которые в позднесредневековой Испании сделались влиятельными епископами. Похоже, теперь мы узнали о том, что у одного великого мореплавателя тоже были еврейские корни». 

Статуя, изображающая Христофора Колумба (1955 год, скульптор Эдоардо Альфьери) перед мэрией города Коламбус, штат Огайо, США. 2018 год. В 2020 году скульптуру убрали по политическим соображениям.  

Несколько специалистов, опрошенных JNS, сказали, что общественности следует скептически воспринимать утверждения из этого документального фильма. 

«Эта байка неистребима, — заявляет Ронни Перелис, адъюнкт-профессор сефардских исследований (Магистерская школа еврейских исследований имени Бернарда Ревеля, Ешива-Университет). — Происхождением Колумба люди одержимо интересуются уже сто лет с гаком, а может даже с его собственной эпохи. Это интереснейшая, небезупречная, загадочная фигура», — добавляет Перелис, автор книги «Кровь и вера: семья и идентичность в сефардском атлантическом регионе раннего Нового времени» (2016). 

«Я призываю всех прочесть его собственные сочинения, чтобы получить представление о его сложноустроенной идентичности: он был самоучкой и, благодаря буму знаний, начавшемуся с изобретением печатного станка, создал эклектичное богословское учение, где есть много иудейских элементов, но тон его глубоко христианский, мистический, — добавляет Перелис. — Гены еще не делают человека евреем».  

В 1992 году Джонатан Сарна, профессор американской еврейской истории из Университета Брандейса, опубликовал статью о Колумбе «как мифическом еврее» и об «истории евреев Америки». 

 

«За истекший период Колумба подвергли поношению во многих кругах, и в таких городах, как мой, День Колумба заменили Днем коренных жителей, — говорит Сарна. — Это сомнительное исследование — попытка доказать «методами генетики», что Колумб был евреем, — не более убедительно, чем похожие теории прошлых лет. Мы знаем в точности только одно: Колумб был вынужден многое утаивать».

Джейсон Губерман, исполнительный директор Американской сефардской федерации, сообщает: «Подозрения, что Колумб был евреем или имел сефардские еврейские корни, возникли уже давно». 

1492-й год памятен не только тем, что Колумб «переплыл океан при поддержке короля Фердинанда и королевы Изабеллы, — замечает Губерман. — В том же году монаршая чета, правившая Испанией, обнародовала Альгамбрский эдикт, он же Эдикт о выселении. Таким образом она завершила начавшийся в 1391 году процесс уничтожения еврейских общин Иберийского полуострова путем обращения в христианство или депортации». 

«Тем не менее, сефардов ценили за их эрудицию и технические умения. В экипаже флотилии Колумба было несколько конверсо, самая примечательная фигура — его толмач Луис де Торрес. Над новообращенными и потомками обращенных — так называемыми «новыми христианами» — всегда нависала угроза обвинения, и в результате его — пытки, разорение и смерть от рук инквизиторов», — отмечает Губерман. 

«Теперь, когда вопрос о сефардском еврейском происхождении решен, стоило бы вновь изучить с научной точки зрения гипотезу Симона Визенталя, что Колумб выполнял “секретную миссию”, а именно подыскивал безопасное убежище для своего гонимого народа, — добавляет Губерман. — Например, разобраться, как необычно толерантное отношение семьи Колумба к конверсо привело к возникновению на Ямайке еврейской общины, существовавшей открыто».

 

Кому «принадлежит» Колумб?

Писатель Ори Солтес, в прошлом директор «Национального еврейского музея Бней-Брит Клацник», говорит: «Вопрос о ДНК, когда в центре внимания оказывается так называемая гробница Колумба в Севилье, нагружен политическими коннотациями, связанными с чувством национальной гордости, а значит с вопросом о том, какая страна вправе объявить Колумба своим». 

Памятник Христофору Колумбу в Барселоне, Испания

По словам Солтеса, преподающего в Джорджтаунском университете (США), писатель и ученый Питер Диксон из Вирджинии путем «скрупулезных исследований» доказал, что, «если оставить в стороне пустопорожние выводы из анализов ДНК,  Колумб был сыном своей эпохи, в его роду смешалась кровь испанцев, генуэзцев и французов (а точнее, не только этих трех наций), а также переплелись еврейские и христианские ветви». 

То, что в жилах Колумба текла и еврейская, и христианская кровь, неудивительно, «если учесть, что он отправился в путь из страны, которая к началу его первой экспедиции уже целый век порождала своей политикой несколько разновидностей конверсо», — говорит Солтес. 

«Другие аспекты его биографии, будь то его подпись под письмами к сыну или его настойчивое требование, чтобы флотилия отплыла не позднее полуночи в день (3 августа), когда вступил в силу эдикт о выселении, также указывают на то, что в нем, возможно, переплелись несколько религиозных и национальных идентичностей»,  — добавляет Солтес.

Профессор Мэтт Голдиш, завкафедрой еврейской истории в Университете штата Огайо, говорит, что имеется «обширная более ранняя литература», где также утверждалось о том, что Колумб был евреем. 

Приверженцы этой точки зрения задавались вопросами: «Почему генуэзский мореплаватель говорил и писал на испанском?» Или: «Почему Колумб завещал столько-то денег некоторым евреям или конверсо?» Голдиш добавляет, что у Колумба вдобавок была «странная подпись». Так, некоторые утверждают, что мореплаватель в уголке документов ставил еврейские буквы «бет» и «хей».  

«Интересно, но на решающее доказательство это никоим образом не тянуло. Результаты анализов ДНК намного весомее, но тут есть свои проблемы, — продолжает Голдиш. — Например, ДНК в действительности не отвечает на вопрос, еврей кто-то или нет. Этот анализ лишь сообщает, что у большинства евреев из определенного региона были, по-видимому, общие предки и что у этого конкретного человека ДНК в той или иной степени совпадает с ДНК этих предков». 

Профессор Университета штата Огайо говорит, что результаты анализа ДНК выглядят «довольно убедительными», но предостерегает: «наличие еврейских предков не означает, что Колумб был евреем». 

«Вероятно, оно означает, что он был потомком конверсо (именуемых также «марранами»), принявших христианство в Испании или где-то еще в Западной Европе в XIV или XV веках», — считает он. 

Журналисты, освещающие еврейскую проблематику, отнеслись к этой новости опасливо. «Шумиха вокруг утверждений о том, что «Колумб был евреем», обнажает сложные аспекты понятий «еврейство» и «гражданство», а также использования генов в качестве доказательства «идентичности»», — пишет Джона Голдберг, главный редактор The Dispatch.

«Колумб совершенно очевидно и неприкрыто был христианином. Но в то же время он, как представляется, происходил от евреев-сефардов», — продолжает Голдберг. Если Колумб действительно имел такое происхождение, «что с того? Значит ли это, что он не был испанцем? Или что он не был итальянцем? Или что он не был христианином? У многих испанцев есть гены мавров. Значит ли это, что они не испанцы? Итальянская нация — плавильный котел генетических родословных со всего Средиземноморья», — добавляет он. 

«Еще в недалеком прошлом Италию не считали единой страной, да и общего государственного языка в ней не было. Факт еврейского происхождения Колумба необязательно дает ответ на многие вопросы, над которыми бились исследователи, — рассуждает Голдберг. — Зато наталкивает на кое-какие более занятные вопросы».

Историк Эндрю Косс, главный редактор журнала Mosaic, пишет: «Глубоко сомневаюсь, что это исследование что-либо “доказывает”». И продолжает: «Не понимаю, как они могут быть уверены, что располагают ДНК Колумба. А ДНК не может доказать, что кто-то был евреем, она может лишь указать, что это в большей или меньшей степени вероятно». 

Вне зависимости от того, были ли у Колумба еврейские предки, в своих дневниках он одобрил то, что католические короли Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали евреев из своего королевства. 

«Я видел, как король мавров вышел из городских ворот, дабы поцеловать царственные длани Ваших Величеств, — писал Колумб, — и поэтому Ваши Величества, как католики-христиане <…> решили отправить меня, Христофора Колумба, в указанные земли Индий, с тем чтобы повидал я этих государей и эти народы и дознался бы о состоянии этих земель» «Дневник первого путешествия. Пролог» Христофора Колумба. Здесь и далее перевод с испанского Я. М. Света.

Король и королева также поручили ему выяснить, «каким образом окажется возможным обратить их в нашу святую веру. И повелели, чтобы я направился туда не сушей, следуя на восток, как обычно ходят в ту сторону, но западным путем, каковым, насколько мы это достоверно знаем, не проходил еще никто». 

Памятник Колумбу в Барселоне (Испания). Мореплаватель изображен в обществе короля Фердинанда и королевы Изабеллы

«И таким образом, после того как были изгнаны все евреи из ваших королевств и сеньорий, в том же месяце январе, ваши величества повелели мне отправиться с достаточной флотилией в упомянутые части Индий. Ради того даровали они мне великие милости, возвысив мой род и позволив отныне и впредь именоваться «доном» и быть главным адмиралом моря-океана, а также бессменным вице-королем и правителем всех островов и материковых земель, которые я открою, — добавлял он, — и положили, что преемником моим будет мой старший сын, и так из поколения в поколение во веки веков».  

 

«Колониализм»

Голдиш говорит: в наше время, когда «колониализм» широко осуждают, он опасается, что обнародование выводов о происхождении Колумба потенциально всколыхнет волну евреененавистничества. 

«Антиисторический подход, когда на Колумба возлагают вину за все, что натворили европейцы в обеих Америках, сам по себе сомнителен. Если заглянуть в его биографию, обнаруживается, что с коренным населением он обходился очень бережно, он не был рабовладельцем. Черты довольно нетипичные для идальго (испанских дворян)», — утверждает Голдиш.

«Тем не менее, на Колумба вешают всех собак, возлагают всю вину за грехи европейцев в обеих Америках, — продолжает Голдиш. — А едва Колумба объявляют виновником всех зол, антисемитизм соединяется с тенденциями постколониальной теории Постколониализм (постколониальная теория) возник в 1960-х годах. Критическое научное исследование последствий колониализма и империализма, особенно эксплуатации колонизированных народов и их земель. и постмодерна, порождая нешуточно опасную смесь идей».  

Он отмечает, что приверженцы постколониальной теории считают сионизм европейским движением, цель которого — «украсть Палестину у бедных коренных жителей-арабов».

«Хотя это утверждение антиисторично, оно может спровоцировать идеальный шторм евреененавистничества, если кто-то сочтет, что уничтожение цивилизации коренных американцев и уничтожение цивилизации коренных палестинцев имеют одну и ту же причину — дело, мол, в евреях, — рассуждает Голдиш. — Остается ожидать, что вслед за этим сложится конспирологическая версия, заимствованная из “Протоколов сионских мудрецов”, но на сей раз она будет исходить от левых политических кругов». 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

The Atlantic: Испания стремится покаяться в грехе 500‑летней давности

Когда я думаю о мечте моего отца об Испании, я понимаю, что его донкихотские устремления были неразрывно переплетены с жестокостью. Стремление в Сфарад — это не просто упражнение в ностальгии, это путешествие, омраченное насилием и кровью, погромами и насильственными крещениями, травмами и искуплением. Греческий корень слова «ностальгия» — «ностос» — означает «возвращение домой». Дом — это не просто гавань, а место, где есть и свои конфликты. Сефардский ностос тоже оказался таким.

The Atlantic: Генетическое наследие испанской инквизиции

Всегда было известно о каких‑то людях в Латинской Америке, которые не ели свинины, зажигали свечи по пятницам и закрывали зеркала во время траура. Новое исследование, посвященное изучению ДНК тысяч латиноамериканцев, показало, что их генетическая связь с сефардскими евреями сильнее, чем считалось ранее, и превышает аналогичные показатели среди современного населения Испании и Португалии.

The Times of Israel: Как изгнанные из Испании евреи сформировали диаспору в Латинской Америке

Этот документальный фильм следует маршрутами, пройденными сефардскими евреями после того, как им было приказано креститься или уехать из Испании и соседней Португалии. Снимая в 12 городах, на четырех континентах, Ловетт брал интервью у потомков «конверсо» и у академических экспертов. В августе фильм получил награду «Сердца, умы и души» на Международном кинофестивале в Род‑Айленде и был приглашен для включения в собрание Библиотеки Конгресса.