Трансляция

JNS: Был ли Христофор Колумб евреем? Специалисты рекомендуют с осторожностью относиться к сообщениям на эту тему

Менахем Уэкер. Перевод с английского Светланы Силаковой 28 октября 2024
Поделиться

Мэтт Голдиш из Университета штата Огайо говорит, что подобные сообщения в прессе могут спровоцировать «идеальный шторм евреененавистничества», если Колумба будут ассоциировать с Израилем.

Гробница Христофора Колумба в Севильском соборе, Испания

Слухом, что Христофор Колумб был евреем, уже много лет с туристами делятся гиды в Испании на экскурсиях по еврейской истории. А в 2024 году накануне Дня Колумба Праздник во многих странах мира, приуроченный к годовщине прибытия Колумба в Америку. В США отмечается во второй понедельник октября. С конца ХХ века отдельные штаты и административные единицы не признают День Колумба праздником и/или вводят взамен него другие. (Здесь и далее примеч. перев.) , выпавшего на 14 октября, пресса всего мира освещала новый документальный фильм, в котором утверждается: анализ ДНК показал, что мореплаватель был нашим соплеменником. Однако специалисты, опрошенные JNS, предостерегли: не стоит слепо верить подобным утверждениям. 

Как сообщает Reuters, 12 октября испанская общенациональная вещательная компания TVE показала фильм под названием «ДНК Колумба: его истинное происхождение»: «Ученые под руководством судмедэксперта Мигеля Лоренте проводили исследования на протяжении 22 лет, анализируя крохотные пробы останков из гробницы в Севильском соборе, где, как с давних пор уверяют городские власти, упокоился прах Колумба. Правда, другие места тоже претендовали на звание его последнего пристанища» Колумб умер в Испании, там его и погребли (вначале в Вальядолиде, затем в Севилье). По завещанию его сына останки перенесли в собор Санто-Доминго. Оттуда прах перевезли в Гавану, а после войны 1898 года, когда Испания потеряла Кубу, — в Севильский собор. Но еще раньше, в 1877 году, в соборе Санто-Доминго нашли ящик с фрагментами костей и надписью «Христофор Колумб». С 1992 году эти предполагаемые останки покоятся в специально построенном мавзолее в Доминиканской республике. , — написало информагентство. 

«У нас есть ДНК Христофора Колумба, крайне фрагментарная, но этого достаточно. У нас есть ДНК Эрнандо Колона У Колумба было два сына — законный, Диего, и внебрачный Эрнандо, он же Фернандо (в документах использовались оба варианта имени). «Эрнандо Колон» — не опечатка, «Колон» — испанский вариант фамилии «Колумб». , его сына, — цитирует Reuters высказывания Лоренте, прозвучавшие в документальном фильме. — Причем у Эрнандо и игрек-хромосома (мужская), и митохондриальная ДНК (наследуемая от матери) имеют признаки, совместимые с версией о еврейском происхождении». 

Статья информагентства озаглавлена так: «Исследование выявило, что Колумб был евреем-сефардом из Западной Европы». Похожие, несколько уклончивые заголовки мы видим и в New York Post («Исследование выявило, что Колумб был евреем-сефардом из Западной Европы»), и на сайтах BBC (“В исследовании утверждается, что Колумб — вероятно, испанец и еврей»), и на Fox News (“Останки Колумба, подлинность которых подтверждена спустя 500 лет, демонстрируют, что он был евреем: документальный фильм»). В Guardian заголовок гласит, что Колумб, «возможно, был евреем», в Telegraph: «Христофор Колумб втайне был евреем». 

«Недавние данные ДНК касательно Колумба очень интересны, они помогают пролить свет на его биографию и эпоху. Но я сделал бы одну оговорку: они указывают на то, что у Колумба была еврейская наследственность, но не доказывают, что Колумб был евреем, открыто исповедовавшим иудаизм», — говорит Джонатан Рэй, профессор еврейских исследований в Джорджтаунском университете.

Рэй, автор вышедшей в 2023 году книги «Еврейская жизнь в средневековой Испании: новая история», заявляет: нет каких-либо доказательств того, что Колумб (1451-1506) вел еврейскую жизнь «даже в качестве криптоеврея», а исторические документы указывают на то, что он был католиком.

«Нет, это, по-видимому, указывает на то, что он был конверсо или, как их часто называют, “новым христианином”. То есть потомком евреев с Иберийского полуострова, которые приняли христианство под давлением в некий момент столетнего периода, увенчавшегося изгнанием евреев из Испании в 1492 году, — говорит Рэй. — Некоторые из этих конверсо остались верны иудаизму, хоть и втайне, они покинули Испанию и Португалию, чтобы вернуться в лоно иудаизма в других краях».

Другие конверсо остались на Иберийском полуострове и, «хотя многие соседи из числа “старых христиан” принимали их в штыки, они в полной мере перешли в христианство и в конце концов интегрировались в общество иберийских стран, — добавил Рэй. — Мы уже знаем обращенных в христианство евреев, которые в позднесредневековой Испании сделались влиятельными епископами. Похоже, теперь мы узнали о том, что у одного великого мореплавателя тоже были еврейские корни». 

Статуя, изображающая Христофора Колумба (1955 год, скульптор Эдоардо Альфьери) перед мэрией города Коламбус, штат Огайо, США. 2018 год. В 2020 году скульптуру убрали по политическим соображениям.  

Несколько специалистов, опрошенных JNS, сказали, что общественности следует скептически воспринимать утверждения из этого документального фильма. 

«Эта байка неистребима, — заявляет Ронни Перелис, адъюнкт-профессор сефардских исследований (Магистерская школа еврейских исследований имени Бернарда Ревеля, Ешива-Университет). — Происхождением Колумба люди одержимо интересуются уже сто лет с гаком, а может даже с его собственной эпохи. Это интереснейшая, небезупречная, загадочная фигура», — добавляет Перелис, автор книги «Кровь и вера: семья и идентичность в сефардском атлантическом регионе раннего Нового времени» (2016). 

«Я призываю всех прочесть его собственные сочинения, чтобы получить представление о его сложноустроенной идентичности: он был самоучкой и, благодаря буму знаний, начавшемуся с изобретением печатного станка, создал эклектичное богословское учение, где есть много иудейских элементов, но тон его глубоко христианский, мистический, — добавляет Перелис. — Гены еще не делают человека евреем».  

В 1992 году Джонатан Сарна, профессор американской еврейской истории из Университета Брандейса, опубликовал статью о Колумбе «как мифическом еврее» и об «истории евреев Америки». 

 

«За истекший период Колумба подвергли поношению во многих кругах, и в таких городах, как мой, День Колумба заменили Днем коренных жителей, — говорит Сарна. — Это сомнительное исследование — попытка доказать «методами генетики», что Колумб был евреем, — не более убедительно, чем похожие теории прошлых лет. Мы знаем в точности только одно: Колумб был вынужден многое утаивать».

Джейсон Губерман, исполнительный директор Американской сефардской федерации, сообщает: «Подозрения, что Колумб был евреем или имел сефардские еврейские корни, возникли уже давно». 

1492-й год памятен не только тем, что Колумб «переплыл океан при поддержке короля Фердинанда и королевы Изабеллы, — замечает Губерман. — В том же году монаршая чета, правившая Испанией, обнародовала Альгамбрский эдикт, он же Эдикт о выселении. Таким образом она завершила начавшийся в 1391 году процесс уничтожения еврейских общин Иберийского полуострова путем обращения в христианство или депортации». 

«Тем не менее, сефардов ценили за их эрудицию и технические умения. В экипаже флотилии Колумба было несколько конверсо, самая примечательная фигура — его толмач Луис де Торрес. Над новообращенными и потомками обращенных — так называемыми «новыми христианами» — всегда нависала угроза обвинения, и в результате его — пытки, разорение и смерть от рук инквизиторов», — отмечает Губерман. 

«Теперь, когда вопрос о сефардском еврейском происхождении решен, стоило бы вновь изучить с научной точки зрения гипотезу Симона Визенталя, что Колумб выполнял “секретную миссию”, а именно подыскивал безопасное убежище для своего гонимого народа, — добавляет Губерман. — Например, разобраться, как необычно толерантное отношение семьи Колумба к конверсо привело к возникновению на Ямайке еврейской общины, существовавшей открыто».

 

Кому «принадлежит» Колумб?

Писатель Ори Солтес, в прошлом директор «Национального еврейского музея Бней-Брит Клацник», говорит: «Вопрос о ДНК, когда в центре внимания оказывается так называемая гробница Колумба в Севилье, нагружен политическими коннотациями, связанными с чувством национальной гордости, а значит с вопросом о том, какая страна вправе объявить Колумба своим». 

Памятник Христофору Колумбу в Барселоне, Испания

По словам Солтеса, преподающего в Джорджтаунском университете (США), писатель и ученый Питер Диксон из Вирджинии путем «скрупулезных исследований» доказал, что, «если оставить в стороне пустопорожние выводы из анализов ДНК,  Колумб был сыном своей эпохи, в его роду смешалась кровь испанцев, генуэзцев и французов (а точнее, не только этих трех наций), а также переплелись еврейские и христианские ветви». 

То, что в жилах Колумба текла и еврейская, и христианская кровь, неудивительно, «если учесть, что он отправился в путь из страны, которая к началу его первой экспедиции уже целый век порождала своей политикой несколько разновидностей конверсо», — говорит Солтес. 

«Другие аспекты его биографии, будь то его подпись под письмами к сыну или его настойчивое требование, чтобы флотилия отплыла не позднее полуночи в день (3 августа), когда вступил в силу эдикт о выселении, также указывают на то, что в нем, возможно, переплелись несколько религиозных и национальных идентичностей»,  — добавляет Солтес.

Профессор Мэтт Голдиш, завкафедрой еврейской истории в Университете штата Огайо, говорит, что имеется «обширная более ранняя литература», где также утверждалось о том, что Колумб был евреем. 

Приверженцы этой точки зрения задавались вопросами: «Почему генуэзский мореплаватель говорил и писал на испанском?» Или: «Почему Колумб завещал столько-то денег некоторым евреям или конверсо?» Голдиш добавляет, что у Колумба вдобавок была «странная подпись». Так, некоторые утверждают, что мореплаватель в уголке документов ставил еврейские буквы «бет» и «хей».  

«Интересно, но на решающее доказательство это никоим образом не тянуло. Результаты анализов ДНК намного весомее, но тут есть свои проблемы, — продолжает Голдиш. — Например, ДНК в действительности не отвечает на вопрос, еврей кто-то или нет. Этот анализ лишь сообщает, что у большинства евреев из определенного региона были, по-видимому, общие предки и что у этого конкретного человека ДНК в той или иной степени совпадает с ДНК этих предков». 

Профессор Университета штата Огайо говорит, что результаты анализа ДНК выглядят «довольно убедительными», но предостерегает: «наличие еврейских предков не означает, что Колумб был евреем». 

«Вероятно, оно означает, что он был потомком конверсо (именуемых также «марранами»), принявших христианство в Испании или где-то еще в Западной Европе в XIV или XV веках», — считает он. 

Журналисты, освещающие еврейскую проблематику, отнеслись к этой новости опасливо. «Шумиха вокруг утверждений о том, что «Колумб был евреем», обнажает сложные аспекты понятий «еврейство» и «гражданство», а также использования генов в качестве доказательства «идентичности»», — пишет Джона Голдберг, главный редактор The Dispatch.

«Колумб совершенно очевидно и неприкрыто был христианином. Но в то же время он, как представляется, происходил от евреев-сефардов», — продолжает Голдберг. Если Колумб действительно имел такое происхождение, «что с того? Значит ли это, что он не был испанцем? Или что он не был итальянцем? Или что он не был христианином? У многих испанцев есть гены мавров. Значит ли это, что они не испанцы? Итальянская нация — плавильный котел генетических родословных со всего Средиземноморья», — добавляет он. 

«Еще в недалеком прошлом Италию не считали единой страной, да и общего государственного языка в ней не было. Факт еврейского происхождения Колумба необязательно дает ответ на многие вопросы, над которыми бились исследователи, — рассуждает Голдберг. — Зато наталкивает на кое-какие более занятные вопросы».

Историк Эндрю Косс, главный редактор журнала Mosaic, пишет: «Глубоко сомневаюсь, что это исследование что-либо “доказывает”». И продолжает: «Не понимаю, как они могут быть уверены, что располагают ДНК Колумба. А ДНК не может доказать, что кто-то был евреем, она может лишь указать, что это в большей или меньшей степени вероятно». 

Вне зависимости от того, были ли у Колумба еврейские предки, в своих дневниках он одобрил то, что католические короли Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали евреев из своего королевства. 

«Я видел, как король мавров вышел из городских ворот, дабы поцеловать царственные длани Ваших Величеств, — писал Колумб, — и поэтому Ваши Величества, как католики-христиане <…> решили отправить меня, Христофора Колумба, в указанные земли Индий, с тем чтобы повидал я этих государей и эти народы и дознался бы о состоянии этих земель» «Дневник первого путешествия. Пролог» Христофора Колумба. Здесь и далее перевод с испанского Я. М. Света.

Король и королева также поручили ему выяснить, «каким образом окажется возможным обратить их в нашу святую веру. И повелели, чтобы я направился туда не сушей, следуя на восток, как обычно ходят в ту сторону, но западным путем, каковым, насколько мы это достоверно знаем, не проходил еще никто». 

Памятник Колумбу в Барселоне (Испания). Мореплаватель изображен в обществе короля Фердинанда и королевы Изабеллы

«И таким образом, после того как были изгнаны все евреи из ваших королевств и сеньорий, в том же месяце январе, ваши величества повелели мне отправиться с достаточной флотилией в упомянутые части Индий. Ради того даровали они мне великие милости, возвысив мой род и позволив отныне и впредь именоваться «доном» и быть главным адмиралом моря-океана, а также бессменным вице-королем и правителем всех островов и материковых земель, которые я открою, — добавлял он, — и положили, что преемником моим будет мой старший сын, и так из поколения в поколение во веки веков».  

 

«Колониализм»

Голдиш говорит: в наше время, когда «колониализм» широко осуждают, он опасается, что обнародование выводов о происхождении Колумба потенциально всколыхнет волну евреененавистничества. 

«Антиисторический подход, когда на Колумба возлагают вину за все, что натворили европейцы в обеих Америках, сам по себе сомнителен. Если заглянуть в его биографию, обнаруживается, что с коренным населением он обходился очень бережно, он не был рабовладельцем. Черты довольно нетипичные для идальго (испанских дворян)», — утверждает Голдиш.

«Тем не менее, на Колумба вешают всех собак, возлагают всю вину за грехи европейцев в обеих Америках, — продолжает Голдиш. — А едва Колумба объявляют виновником всех зол, антисемитизм соединяется с тенденциями постколониальной теории Постколониализм (постколониальная теория) возник в 1960-х годах. Критическое научное исследование последствий колониализма и империализма, особенно эксплуатации колонизированных народов и их земель. и постмодерна, порождая нешуточно опасную смесь идей».  

Он отмечает, что приверженцы постколониальной теории считают сионизм европейским движением, цель которого — «украсть Палестину у бедных коренных жителей-арабов».

«Хотя это утверждение антиисторично, оно может спровоцировать идеальный шторм евреененавистничества, если кто-то сочтет, что уничтожение цивилизации коренных американцев и уничтожение цивилизации коренных палестинцев имеют одну и ту же причину — дело, мол, в евреях, — рассуждает Голдиш. — Остается ожидать, что вслед за этим сложится конспирологическая версия, заимствованная из “Протоколов сионских мудрецов”, но на сей раз она будет исходить от левых политических кругов». 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Atlantic: Испания стремится покаяться в грехе 500‑летней давности

Когда я думаю о мечте моего отца об Испании, я понимаю, что его донкихотские устремления были неразрывно переплетены с жестокостью. Стремление в Сфарад — это не просто упражнение в ностальгии, это путешествие, омраченное насилием и кровью, погромами и насильственными крещениями, травмами и искуплением. Греческий корень слова «ностальгия» — «ностос» — означает «возвращение домой». Дом — это не просто гавань, а место, где есть и свои конфликты. Сефардский ностос тоже оказался таким.

The Atlantic: Генетическое наследие испанской инквизиции

Всегда было известно о каких‑то людях в Латинской Америке, которые не ели свинины, зажигали свечи по пятницам и закрывали зеркала во время траура. Новое исследование, посвященное изучению ДНК тысяч латиноамериканцев, показало, что их генетическая связь с сефардскими евреями сильнее, чем считалось ранее, и превышает аналогичные показатели среди современного населения Испании и Португалии.

The Times of Israel: Как изгнанные из Испании евреи сформировали диаспору в Латинской Америке

Этот документальный фильм следует маршрутами, пройденными сефардскими евреями после того, как им было приказано креститься или уехать из Испании и соседней Португалии. Снимая в 12 городах, на четырех континентах, Ловетт брал интервью у потомков «конверсо» и у академических экспертов. В августе фильм получил награду «Сердца, умы и души» на Международном кинофестивале в Род‑Айленде и был приглашен для включения в собрание Библиотеки Конгресса.