Трансляция

Jewish News Syndicate: Джимми Картер ненавидел евреев, а не только Израиль

Чарльз Джейкобс и Бен Поузер. Перевод с английского Светланы Силаковой 13 января 2025
Поделиться

В проповедях, записанных в 1998-2003 годах, он нападал на Израиль, употребляя антисемистские фигуры речи, восходящие к раннехристианским отцам церкви.

Когда мы вспоминаем экс-президента Джимми Картера, умершего 29 декабря на 101-м году жизни, нам следовало бы не забывать, что 39-й президент США сильно навредил еврейскому государству, особенно своей лживой книгой 2006 года «Палестина: мир, а не апартеид». 

Но отношение Картера к Израилю уходит корнями еще глубже. Он не был попросту современным антисионистом, то есть невежественным идеологом, ошибочно считавшим, что контртеррористическая политика Израиля ущемляет права палестинцев. В действительности Картер был традиционным, старомодным христианским антисемитом. 

Экс-президент США Джимми Картер надевает кипу перед встречей с рабби Овадьей Йосефом, религиозным лидером общины евреев-сефардов. Иерусалим, 25 августа 2009 года

Нам это точно известно, поскольку его разносторонняя деятельность после расставания с Белым домом включала и преподавание в воскресной школе. В 2007 году издательство «Саймон энд Шустер» выпустило комплект из 13 компакт-дисков «Воскресные утра в Плейнсе»: аудиозаписи проповедей Картера в баптистской церкви «Маранафа» в его родном городе Плейнс, штат Джорджия. 

В этих проповедях попадаются антисемитские фигуры речи, от которых ужасающе веет холодом средневековья.  Например, Картер утверждал, что иудаизм прививает евреям чувство превосходства перед неевреями, что еврейские религиозные обряды — «грязная уловка» в целях личного обогащения, а текущая израильская политика в отношении палестинцев основана на этих якобы еврейских ценностях и обрядах.

В проповедях, записанных в 1998-2003 годах, Картер нападал на Израиль, воскрешая антисемитские фигуры речи из сочинений раннехристианских отцов церкви. Эти антииудейские воззрения были сформулированы не в 1960-1970-е годы, а еще в I-V веках н.э., породив институциональный, кровожадный христианский антисемитизм, который просуществовал более тысячи лет.  

По поводу предполагаемого «зазнайства» евреев перед неевреями экс-президент заметил в одной из лекций: «Сегодня утром я попытаюсь увязать <…> урок Библии с тем, как это повлияло на Израиль и как это влияет на нас через личность Христа <…> Нам трудно даже вообразить, с каким предубеждением смотрели на неевреев во времена, когда Христос пришел на землю. Если еврей женился на нееврейке, такого человека считали умершим <…> Как бы вы с еврейской точки зрения назвали тех, кто не обрезан? «Неверующий»? А как еще? «Нечистые», как еще? Они их называли «псами»!.. Это правда… Как относился к неевреям Павел в молодости <до обращения в христианство>? Кто-нибудь знает ответ? Это была абсолютная поддержка гонений! Тюремного заключения и даже казней неевреев, которые стали исповедовать веру в Иисуса Христа… Мы в курсе разногласий на Ближнем Востоке. Но там разногласия между евреями, с одной стороны <…> и палестинцами, среди которых есть и мусульмане, и христиане». 

Кстати, на самом деле не евреи называли неевреев «псами», а Иисус (Мтф. 15:26). С какой стати нынешние евреи и тем паче израильтяне должны отдуваться за это евангельское оскорбление, вырванное из контекста? 

В другой яростной тираде Картер расценил еврейские обрядовые жертвоприношения во времена Храма как что-то вроде жульничества с налогами — старания уклониться от сыновней ответственности. Картер сказал: «Корбан Жертвоприношение (ивр.) — это была э-э-э… молитва, которую мог совершить обычно… мужчина на санкционированной церемонии, которую проводили фарисеи. Ты фактически мог сказать: «Г-споди, все мое имущество — всех этих овец, всех этих коз, этот хороший дом и деньги, которые у меня есть, — я посвящаю Тебе, Б-гу». И отныне, согласно фарисейскому закону, эти богатства переставали быть собственностью этого человека. Чьи они теперь были? Б-жьи! Итак, пока эти богатства были собственностью этого человека, этот человек был обязан делиться ими со своими бедствующими родителями, верно? Но едва они стали Б-жьими, они больше не его, и теперь ему нечем поделиться с родителями. И так можно было безнаказанно и с одобрения фарисейского закона уклониться от заботы о своих бедствующих родителях — путем уловки, навеянной этим неверным и неподобающим толкованием закона, которую придумали религиозные лидеры. Придумали главным образом ради чьей выгоды? Ради выгоды богачей! Сильных мира сего! Ведь у бедняка просто не было бы всего этого имущества, которое он мог бы отдать Б-гу. Он, вероятно… он наверняка взял родителей в свой дом или до сих пор жил у своих родителей». 

А в проповеди, записанной в январе 1998 года, Картер заговорил о таких предполагаемых качествах евреев, как расизм и враждебность на религиозной почве, и увязал эти качества с современной израильской политикой. Он заявил, что Израиль олицетворяет идею еврейского превосходства «по одной причине»: дескать, во главе правительства стоит премьер-министр Биньямин Нетаньяху, которому приходится зависеть «от ультраправых, или фундаменталистски настроенных евреев», чтобы получить большинство в парламенте, а «ультраконсервативные еврейские лидеры всегда требуют себе тотальный контроль надо всем, касающимся религии, в границах Израиля, особенно в Иерусалиме. Что ж, я пришел сюда не для того, чтобы кого-то осуждать, а чтобы подчеркнуть: даже в нас живет склонность к, скажем так, чувству превосходства. А вы как думаете? Вы со мной согласны? У меня она есть, я знаю».  

Неясно, кто составлял аудиторию этих лекций экс-президента в классе воскресной школы (и впоследствии на компакт-дисках), — взрослые студенты-богословы или дети, а возможно, и те, и другие. Даже если это были занятия «для взрослых», никоим образом не предназначенные для неокрепших умов, в подобных утверждениях чувствуется глубоко засевшая теологическая ненависть того рода, от которой многие христиане (в том числе Ватикан в декларации Nostra Aetate Nostra aetate (лат. «в наш век», «в наше время») — декларация Второго Ватиканского собора католической церкви об отношении Церкви к нехристианским религиям. Провозглашена 28 октября 1965 года папой Римским Павлом VI. от 1965 года) отреклись после Холокоста. А ведь именно эта ненависть, пока ее из века в век прививали детям, была одной из ключевых предпосылок, внушавших европейцам мечту об очищении континента от евреев.  

Когда в 2007 году у этих записей нашлись внимательные слушатели, умнейшая Филлис Чеслер Американская писательница, психотерапевт, почетный профессор психологии (р. 1940). написала в статье для интернет-издания PJ Media: «Всякий, кто знаком с реальной обстановкой на Ближнем Востоке, понимает: именно мусульманские фанатики считают христиан нечистыми неверными, именно мусульмане преследуют, изгоняют, линчуют и обезглавливают христиан. Палестинские исламисты оскверняли церкви и убивали христиан. То самое еврейское правительство Израиля, которое Картер бранит на своих занятиях по Библии, оберегает святыни всех религий. А в Дарфуре именно этнические арабы-мусульмане убивали чернокожих африканцев — христиан и мусульман. Израильские евреи не совершали массовых убийств гражданских палестинцев или даже тех палестинцев, которые вели против них яростную террористическую войну и войну пропаганды».  

«Кроме того, президент Джимми изображает огромное могущество, которое у евреев якобы было под римской оккупацией во времена Иисуса, как символ могущества современной клики, которым сегодня пользуются еврейские и израильские сионисты. Он уверяет, что дурной запах убийства мессии прилип к любым возможным делам евреев, — отмечала Чеслер. — Да, евреи действительно не признавали и сегодня не признают Иисуса мессией или сыном Б-га. Ну и что? Это не должно порождать взаимные обиды и вражду евреев и христиан. Неужели Картер ничего не узнал из истории Холокоста? Что ж, возможно, он узнал из нее все, что ему надо: об уязвимости евреев, о том, что их резня (на Святой Земле), вполне возможно, не вызовет громкого негодования, пока не станет слишком поздно».  

Наконец, Чеслер задается вопросом: «Уж не в том ли преступление еврея, что он пришел первым и иудаизм стал для религиозного монотеизма и матерью, и отцом? Возможно, нашим отпрыскам, будь они наши мятежные последователи или наши клеветники, требуется вырваться из-под крыла родителей, нашего гигантского крыла. Но настоящему христианину не подобает ненавидеть. Христианину подобает прощать даже своих мучителей. Демонизировать безвинный, в сущности, народ и делать его козлом отпущения — это не по-христиански. А значит мы должны спросить не только: «неужели Джимми Картер — евреененавистник?», но и: «вправду ли он добрый христианин?» 

Картеру был свойственен не «неоантисемитизм», а самый что ни на есть старый антисемитизм. И это многое объясняет.  

Но есть кое-что еще. В своей статье Чеслер рассказала, что Майкл Миллер, в то время студент Колумбийского университета, одним из первых среди евреев купил компакт-диски Картера, прослушал их и составил расшифровку важных фрагментов: «Миллер сообщил мне: его настолько встревожило услышанное, что он попытался привлечь внимание множества видных лидеров еврейских организаций и журналистов. И никто из адресатов ему не ответил, неясно, по каким причинам».  

В последние годы на еврейский истеблишмент сыплются обвинения в том, что он защищает Демократическую партию энергичнее, чем своих соплеменников. И по крайней мере в случае с Антидиффамационной лигой есть некоторые признаки изменений.  

Исследователи антисемитизма, особенно покойный рабби Джонатан Сакс, называли евреененавистничество «мутирующим вирусом», поясняя, что в каждую эпоху евреев ненавидят в соответствии с господствующей идеологией именно этой эпохи. Когда христианская вера была нормой для общества, евреев ненавидели за то, что они якобы убили Иисуса. А в наше время, когда высшей добродетелью стал глобализм, евреев ненавидят за то, что у них есть государство.  

Картер мыслил шире. Он не видел необходимости меняться вместе с эпохой, а просто собрал воедино клевету, присущую разным стадиям истории. 

 

Оригинальная публикация: A Jimmy Carter surprise: He hated Jews, not just Israel

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Wall Street Journal: Как Джимми Картер и Менахем Бегин не сошлись в понимании Библии 

Когда мы рассматриваем внешнеполитическое наследие Картера, нельзя не поразиться тому, что и Бегин, и Картер ориентировались на Святое Писание, но понимали его абсолютно по-разному. Едва Картера избрали президентом, он возжелал осуществить перемены на Ближнем Востоке, твердо полагая, что его истовая вера в Бога дает ему тот уровень компетентности, которого не было у его предшественников в Белом доме

Джимми-предтеча

Риторика Картера о высоких идеалах мира и морали никого на Ближнем Востоке не впечатляла и не могла ввести в заблуждение. Картера видели тем, кем он был: не лидером «свободного мира», а слабым политическим оппортунистом, которым несложно манипулировать. Джимми Картер во многом является предтечей таких политиков, как Барак Обама и Камала Харрис, в том числе в отношении Израиля и Ближнего Востока

JTA: Генри Киссинджер, первый еврей на посту госсекретаря США

Киссинджер, прослывший блистательным стратегом от дипломатии, был одним из самых влиятельных еврейских деятелей ХХ века: он оставил глубокий след в глобальной политике своей деятельностью в качестве госсекретаря и советника по национальной безопасности двух президентов США, а также неофициального советника еще нескольких президентов. Когда-то Киссинджер признался Голде Меир: «Я в первую очередь американец, во вторую очередь — госсекретарь, а в третью — еврей». Меир ответила: «Вот и хорошо, потому что израильтяне читают справа налево».