Трансляция

The Washington Post: Иванка Трамп и Джаред Кушнер выбрали Хабад?

Джули Заузмер 16 января 2017
Поделиться

Иванка Трамп и Джаред Кушнер выбрали себе новый дом в вашингтонском районе Калорама и скоро, очевидно, сделают еще один выбор — новой синагоги.

Будучи ортодоксальными евреями и соблюдая шабат, воздерживаясь от езды на машине или на автобусах и поездах и от использования электронных устройств, Трамп и Кушнер подбирали себе дом в пешей доступности от синагоги.

Как сообщают, они выбрали особняк на улице Трейси Плейс в полумиле от «Шула национальной столицы» — синагоги деятельного ортодоксального движения Хабад. И почти вдвое дольше нужно идти до «Кешер Исраэль», крупной синагоги в Джорджтауне; раньше, пока пара не определилась с домом, ходили слухи, что они остановят свой выбор именно на «Кешер Исраэль».

Представители Кушнера и Трамп отказались давать комментарии о том, куда семья будет ходить на молитву после своего переезда из Нью‑Йорка в Вашингтон. А раввин Леви Шемтов, раввин «Шула», сказал, что он принципиально никогда не обсуждает ни с кем свои разговоры с будущими прихожанами. «Наша синагога находится в 7–10 минутах ходьбы по красивым улицам от того дома, который они, как говорят, арендовали», — заметил Шемтов.

Норман Айзен, юрист, который был специальным советником президента Обамы и американским послом в Чехии, сказал, что среди прихожан «Шула», каковым и он сам является, немало людей, занимающихся политикой на высоком уровне, как демократов, так и республиканцев.

«В “Шуле” привечают людей любой политической ориентации. У нас там, что называется, хеймиш миньян — неформальный, домашний, дружественный миньян, — сказал Айзен. — Если “Шул” станет духовным домом, домом молитвы для Иванки и Джареда, это будет замечательно».

После благодарственной речи избранный президент Дональд Трамп обнимает своего зятя Джареда Кушнера, а его дочь Иванка стоит рядом. 9 ноября 2016

С момента избрания Дональда Трампа президентом вашингтонская еврейская община бурно обсуждала, в какую синагогу будет ходить Иванка Трамп, первая в американской истории еврейка в составе президентской семьи, и в какую школу отправит своих детей. Иванка Трамп приняла иудаизм в 2009 году, перед тем как выйти замуж за Джареда Кушнера.

Говорили о том, что старшего ребенка, который сейчас ходит в детский сад, вероятно, отдадут в Еврейскую начальную дневную школу, а люди, близкие к «Адас Исраэль», консервативной синагоге в Кливленд‑парке, сообщили, что Трамп и Кушнер интересовались дошкольным образованием в этой синагоге для своего среднего ребенка.

Что касается посещения субботней службы, изначально предполагали, что семья будет ходить в «Оэв Шолом» или «Кешер Исраэль»; это две вашингтонские синагоги, относящиеся к движению современных ортодоксов и наиболее точно соответствующие «Кеилат Йешурун» — синагоге, в которую Трамп и Кушнер ходили в Нью‑Йорке. «Оэв Шолом» расположена на 16‑й улице, недалеко от границы между Вашингтоном и Мэрилендом; это более чем в пяти милях от выбранного в Калораме особняка, и вряд ли семья из пяти человек будет туда регулярно ходить. «Кешер Исраэль» в Джорджтауне ближе к Калораме — идти пешком минут двадцать с небольшим; это осуществимо, но все равно менее удобно, чем ходить в «Шул».

«Шул», где в канун субботы обычно собираются как минимум 50 прихожан, — один из 3300 центров движения Хабад‑Любавич, открытых по всему миру. Эта ортодоксальная организация известна, прежде всего, своим стремлением охватить евреев в самых удаленных уголках земного шара. Она действует в десятках стран и во всех 50 штатах США (с тех пор как недавно отправила своего раввина в Южную Дакоту).

Шемтов, который возглавляет не только вашингтонскую любавичскую общину, но и вашингтонский филиал общества «Американские друзья Любавич», уже давно энергично работает над тем, чтобы привлечь внимание к иудаизму в Вашингтоне. В частности, он добился специального разрешения на строительство сукки в Праздник кущей на Капитолийском холме, он же рассказал депутатам конгресса, в какие дни их коллеги‑евреи не могут выходить на работу.

Его самое известное ежегодное мероприятие — это зажигание национальной меноры в парке Эллипс у Белого дома, где она стоит рядом с национальной рождественской елкой. Тысячи людей приобретают билеты, чтобы посмотреть, как раввины Хабада с помощью автовышки поднимаются вверх и зажигают лампы в гигантском подсвечнике. Эту церемонию в 1979 году учредил отец Шемтова, до него бывший раввином Хабада округа Колумбия.

Раввин Леви Шемтов (второй слева) зажигает национальную менору перед Белым домом. 2014

Шемтов стал директором вашингтонского филиала «Американских друзей Любавичей» в начале 1990‑х и был известен как «раввин Капитолийского холма», пока в 1999 году общество не открыло свой центр в Калораме. Расположенный в пятиэтажном доме, который раньше входил в комплекс зданий итальянского посольства и до сих пор окружен несколькими другими посольствами, включая представительства Гвинеи и Непала, «Шул» часто принимает высоких гостей.

Несколько высокопоставленных вашингтонских соблюдающих евреев, включая министра финансов Джека Лью и многолетнего сенатора и кандидата в вице‑президенты в 2000 году Джозефа Либермана, время от времени посещают службу в «Шуле», видя в этой синагоге альтернативу «Кешер Исраэль», где они проводят шабат чаще. Также и многие евреи‑дипломаты, представители разных стран, предпочитают молиться в «Шуле».

В соответствии со свойственной движению активной миссионерской политикой любавичские центры по всему миру радостно принимают евреев, принадлежащих к другой конгрегации, а также тех, кто не ходил ни в одну синагогу, но пожелал время от времени приходить на молитвы Хабада или участвовать в их программах.

Помимо субботних служб «Шул» предлагает и полный набор детских программ, включая занятия во время субботнего отдыха, ивритскую школу и дневные лагеря во время летних и зимних каникул; не исключено, что трое юных Кушнеров со временем примут участие в этих программах.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Памяти Пола Мендес-Флора (17.04.1941 – 24.10.2024) 

Виднейший специалист по новейшей еврейской философии, в 1999 году в Оксфорде он прочел лекцию под названием «Некролог еврейской философии». Заглавие это содержало не только долю шутки — в аллюзии на знаменитую фразу Марка Твена «слухи о моей смерти сильно преувеличены» — но и долю правды. В отказе от всеобщей истины ради признания суверенных прав каждого племени и каждой культуры (в особенности прав колониальных народов и расовых меньшинств) он увидел конец философии, не только еврейской

Пересечения

В романе сталкиваются не только два сильных характера, но и два уклада, две культуры. Хотя Айрис и Джейн не слишком религиозны, обе стремятся соблюдать устои и традиции... Результаты соблюдения устоев неожиданные. Так, состоятельные Копакены хоронят дочь в простом гробу (так у нас, евреев, принято). А Джейн, надрывая пуп, покупает роскошный разукрашенный гроб. Сталкиваются представления Айрис и Джейн по самым разным вопросам: где хоронить погибших (шива и поминки), как отмечать годовщину их гибели и т.д

Счастье коллекционера и слезы вещей

Сегодня трудно себе представить, насколько значимым было еврейское присутствие в интеллектуальной жизни Парижа XIX века. На страницах книги возникает целая вереница наследников богатых еврейских семейств, которые жили на улице Монсо возле старинного парка, писали книги, статьи, музыку, верили в «нравственное слияние» французов и евреев, полагали, что Первая мировая война и всеобщий патриотический подъем позволят преодолеть пропасть между гражданами Франции разных вероисповеданий