Прошлое наизнанку

Израиль и Ватикан: история отношений

9 июля 2019
Поделиться

Двадцать пять лет назад Ватикан и Государство Израиль завершили процедуру ратификации Фундаментального соглашения, на основании которого 15 июня 1994 года между ними были установлены дипломатические отношения в полном объеме. 8 июля в издательском доме «Книжники» в Москве прошел семинар, приуроченный к этой дате.

Семинар начался с приветственных речей посла Государства Израиль в России Гарри Корена и Апостольского нунция архиепископа Челестино Мильоре, также было показано видеообращение главного раввина России Берла Лазара. Перед участниками семинара с докладами выступили сотрудник института Святого Фомы Владимир Пашков, российский публицист, историк и религиовед Юрий Табак и старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Иван Фадеев. В роли модератора семинара выступил преподаватель истории и межконфессионального диалога в РГГУ Алексей Юдин.

 

ФОТО: Вадим Бродский

 

Краткая история взаимоотношений Ватикана и Израиля

1.Политика Израиля в отношении святых мест и христианских общин после Второй мировой войны 1948 года.

Прекращение британского мандата и резолюция ООН 1947 года о разделении Святой Земли на еврейское и арабское государства, а также превращение Иерусалима в город с особым международным режимом, привело к созданию нового мирового порядка. В 1904 году, когда первый лидер сионистского движения Теодор Герцль встретился с Папой Римский Пием X, идея создания еврейского государства, которое будет контролировать некоторые христианские святые места, казалась очень далекой.  В 1947 году эта идея воплотилась в реальность. Одной из наиболее важных основ израильской политики с момента основания государства было строгое соблюдение свободы доступа и отправления религиозных обрядов в святых местах и гарантия полного равенства всех членов религиозных общин (включая христианские) в Государстве Израиль. Эта позиция была отражена в Декларации Независимости Израиля (14 мая 1948 г.) В Декларации основатели государства, члены Народного Совета, заявили, что Государство Израиль «осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры; будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии ООН».

Выступая в Нью-Йорке 23 апреля 1949 года президент Хаим Вейцман заявил, что «правительство и народ Израиля осознают международный интерес к безопасности святых мест и к праву доступа к ним» и что «Израиль обязуется обеспечить полную безопасность для всех религиозных учреждений, чтобы они беспрепятственно выполняли свои функции».

Пресс-служба посольства государства Израиль в РФ



2. Визит Папы Павла VI на Святую Землю (1964г.)

Известие о предстоящем визите Папы Павла VI на Святую Землю в январе 1964 года стало неожиданностью для израильского правительства. Папа Павел VI стал первым главой Римско-католической Церкви, посетившим Израиль. Свой официальный визит он, прежде всего, видел, как паломничество по святым местам. За ним последовали визиты Папы Иоанна Павла II, Папы Бенедикта XVI и Папы Франциска I. Несмотря на попытку руководства Ватикана уменьшить политическую значимость визита, результаты были положительными. Широкое освещение события такого масштаба в международных средствах массовой информации убедило лидеров Ватикана принять существование Государства Израиль как факт, который нельзя игнорировать, наряду с растущим осознанием сложности арабо-израильского конфликта и вопросом о месте Израиля на Ближнем Востоке.

Пресс-служба посольства государства Израиль в РФ


3. Декларация Nostra aetate (1965г.)

Признанию Израиля мировым сообществом способствовало принятие декларации Nostra aetate 28 октября 1965 года, а также существенные изменения, которые произошли в Католической церкви после созыва Второго Ватиканского Собора в 1962-1965 годах. Эти события ознаменовали начало долгого исторического процесса для еврейского народа, сделав Католическую церковь важным союзником в борьбе с антисемитизмом. Не будет преувеличением сказать, что декларация Nostra aetate положительно повлияла на отношение Святого Престола к государству Израиль после войны 1967 года и способствовала его официальному признанию в конце 1993 года.

Пресс-служба посольства государства Израиль в РФ


4. Шестидневная война (1967г.): установление фактических отношений между Израилем и Святым Престолом

Реальные изменения в отношениях между Израилем и Святым Престолом произошли после победы Израиля в Шестидневной войне. Особенно после того, как израильские войска заняли Восточный Иерусалим и Вифлеем, где располагаются священные места и важнейшие реликвии Израиля. Новая расстановка сил на Ближнем Востоке побудила Святой Престол признать, что существование Израиля нельзя игнорировать. 

В следствии произошедших в регионе изменений представитель Госсекретариата Святого Престола Анджело Феличи был направлен с миссией в Иерусалим в начале июля 1967 года, где он встретился с премьер-министром Леви Эшколем. В последствии апостольский эмиссар в Иерусалиме встречался с членами правительства и политиками, в том числе с министром иностранных дел Аббой Эвеном в 1969 году.  В январе 1973 состоялся визит премьер-министра Израиля Голды Меир в Ватикан, где ее принял Папа Римский Павел VI. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что в этот период между двумя государствами установились неофициальные дипломатические отношения.

Пресс-служба посольства государства Израиль в РФ


5. Подписание Фундаментального соглашения между Израилем и Святым Престолом и установление официальных дипломатических отношений между двумя государствами (1993-1994гг.)

Процесс сближения между двумя государствами ускорился после начавшегося палестино-израильского мирного процесса. Продвижению в этом направлении способствовали Мадридская конференция (1991 г.) и соглашение в Осло. 30 декабря 1993 года Израиль и Святой Престол подписали Фундаментальное соглашение. Этому предшествовало признание Израиля Организацией освобождения Палестины, что устранило опасения Ватикана нанести ущерб христианским общинам в арабском и мусульманском мире. В то же время Святой Престол стремился регулировать экономический, судебный и налоговый статус Католической Церкви и его представителей на Святой Земле. Сложившаяся благоприятная обстановка и дружественные отношения между Католической церковью и еврейским народом, развивавшиеся со времен публикации декларации Nostra aetate в 1965 году, способствовали установлению полных дипломатических отношений в январе 1994 года. В том же году государства обменялись послами.

Пресс-служба посольства государства Израиль в РФ


6. Углубление связей между Святым Престолом и Государством Израиль – визиты трех пап (2000-2014гг.)

Визит Папы Иоанна Павла II на Святую Землю в марте 2000 года стал еще одним прорывом в отношениях между Святым Престолом и государством Израиль. В честь его визита в аэропорту имени Бен-Гуриона прошла официальная церемония. В рамках визита у Папы были запланированы встречи с президентом, премьер-министром и главными раввинами. Иоанн Павел II посетил Яд Вашем, Стену Плача, где вложил между камнями записку, в которой он молился за еврейский народ. Визит стал следствием кардинальных изменений в отношении Католической церкви к еврейскому народу, произошедших со времен декларации Nostra aetate и Шестидневной войны. Особое отношение к Иоанну Павлу II также сыграло свою роль, и визит прошел успешно и плодотворно. СМИ широко освещали это событие, и оказалось, что жители даже самых отдалённых районов Израиля были очарованы Папой Иоанном Павлом II. 

Пресс-служба посольства государства Израиль в РФ

Святую Землю также посетили Папа Бенедикт XVI (май 2009 года) и Папа Франциск (май 2014 г.). Визит Папы Франциска совпал с 50-й годовщиной исторического визита Папы Павла VI. В честь этого события Папа Франциск возложил венок на могилу Теодора Герцля, – провозвестника идеи еврейского Государства.

 

Пресс-служба посольства Государства Израиль в России

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Reuters: Ватикан и римская еврейская община организуют выставку менор

Жемчужиной экспозиции будет Магдальский камень. На нем мы видим менору‑семисвечник, похожую на ту, что изображена на арке Тита в Риме; предполагается, что это изображение вырезал мастер, который еще видел иерусалимскую менору до разрушения Храма римлянами.

The Atlantic: Почему некоторые католики оправдывают похищение еврейского мальчика?

Когда некоторые традиционалисты оправдывают похищение Церковью еврейского мальчика, они не просто ностальгируют по старым добрым временам, когда всемогущий папа мог делать, что ему вздумается. Их богословская позиция шире — они говорят о том, что божественное учение выше человеческой морали, а религия главнее гражданских прав.