Трансляция

Associated Press: Информационные технологии в Израиле: в детском саду и далее везде

Даниэль Эстрин 30 марта 2017
Поделиться

В некоторых израильских школах четвероклассники изучают программирование, а одаренные десятиклассники на внеурочных занятиях изучают технологии шифрования и кодирования и методы борьбы со злонамеренным хакерством. В стране даже есть два новых детских сада, где учат работе на компьютере и робототехнике.

Подобные образовательные программы — своего рода учебный лагерь для защитников киберпространства — один из аспектов целенаправленного движения Израиля к роли мирового лидера в сфере информационных технологий и информационной безопасности. Израиль возлагает надежды на молодежь.

С этой целью Израиль недавно объявил о создании национального центра киберобразования, призванного выявлять кадры для военной разведки, Министерства обороны, готовить талантливых детей к карьере в науке или в промышленности, в сфере высоких технологий.

«Вы, ребята, должны усилить страну с помощью своей любознательности», — сказал премьер‑министр Биньямин Нетаньяху на израильской выставке информационных технологий, обращаясь к старшим школьникам, учащимся по специальной программе, курируемой Министерством обороны. «Годы вашей работы в спецслужбах будут золотым веком для безопасности государства».

Израиль давно назвал себя «кибернацией», но при этом власти говорят, что ожидается нехватка экспертов в области информационных технологий и, чтобы удовлетворить потребности служб безопасности, государство усиленно готовит новых специалистов.

Чтобы гарантировать себе неистощимый источник кадров, Израиль начинает с самых молодых — детей учат основам работы в сети.

«В первом классе они учат буквы, учатся читать и писать. А мы выстраиваем для них следующий уровень знаний — учим их кодировать», — говорит Саги Бар из Фонда Раши, филантропической организации, которая курирует центр киберобразования совместно с Министерством обороны Израиля и академическими структурами.

Центр будет также курировать образовательные программы, запущенные в последние несколько лет, включая инициированную Министерством образования пилотную программу «Гвахим», внедрившую уроки компьютерных технологий и робототехники в программу четвертого класса в семидесяти школах страны, и программу внеклассных уроков «Магшимим», в рамках которой талантливые старшеклассники из неблагополучных районов изучают информационные технологии на университетском уровне.

Вовлечение молодежи в такую область высоких технологий, как кибербезопасность, не является новшеством — США и Великобритания ввели аналогичные образовательные программы.

Американское Агентство национальной безопасности, занимающееся разведкой, софинансирует бесплатные летние лагеря, где учат технологиям информационной безопасности. Лагеря организуются по всей Америке и предназначаются для учителей и детей с детского сада до старшей школы. Программа GenCyber призвана улучшить качество преподавания кибербезопасности детям начиная с детского сада.

GCHQ, британский Центр правительственной связи, организовал массу программ для молодежи, включая ежегодные состязания для любителей и подростков, которые проводятся в разных необычных местах вроде бункера Уинстона Черчилля времен Второй мировой войны под центром Лондона.

В 2015 году GCHQ вложил деньги в разработку особых версий компьютерных игр, предназначенных для одаренных детей, в том числе особого уровня популярной игры Minecraft, — с целью пробудить у детей интерес. Кроме того, Центр хочет исправить ситуацию с гендерным неравенством в этой области: недавно он объявил конкурс в сфере национальной кибербезопасности для школьниц в возрасте от 13 до 15 лет.

Задавшись целью стать мировым лидером в области информационных технологий и информационной безопасности, Израиль делает ставку на молодежь. Десятиклассник на уроке, посвященном выяснению причины взлома компьютерной сети. Бейт‑Шемеш, Израиль. 1 января 2017.

В Израиле две образовательные программы в области информационных технологий готовят кадры для престижного подразделения 8200, входящего в Управление военной разведки. Подразделение 8200, аналог американского Агентства национальной безопасности, перехватывает и декодирует радиоэлектронную информацию и ведет сбор разведданных касательно врагов Израиля на Ближнем Востоке.

Многие бывшие сотрудники подразделения 8200 переходят на работу в израильскую индустрию высоких технологий или обеспечения информационной безопасности. Ряд самых успешных IT‑компаний был основан ветеранами подразделения 8200.

В Израиле всеобщая воинская повинность — отслужить в армии обязаны большинство выпускников израильских школ, и это позволяет военной разведке отбирать самых одаренных юношей и девушек. Для военной разведки это крайне выигрышная ситуация.

«Израильские таланты неизбежно приходят в армию», — сказала корреспонденту Associated Press в телефонном разговоре полковник Р., заместитель руководителя подразделения 8200. Полковник Р., которая, согласно правилам израильской армии, позволила обозначить ее только одним инициалом, сказала, что подразделение 8200 старается поощрять девушек изучать информационные технологии и приходить в подразделение работать «киберистами».

Желающие участвовать в программе «Магшимим» должны сначала пройти домашний тест, состоящий из головоломок, математических заданий, задачек на логику и алгоритмы. Компьютерная грамотность не требуется; более того, школьники могут даже подсмотреть ответы на задачи в интернете или попросить помощи у родителей. По словам организаторов, идея в том, чтобы привлечь ребят, которые не пугаются трудностей.

Те, кого приняли в программу, дважды в неделю после уроков приходят на трехчасовые занятия, десять часов в неделю тратят на домашние задания и дважды в год участвуют в воркшопах.

Во время недавнего воркшопа для десятиклассников, проходящего в одной из школ города Бейт‑Шемеш, группа из пятнадцати религиозных девушек пришла на лекцию об искусственном интеллекте. Одна из девушек во время занятия вязала оранжевую кипу.

А в соседнем классе подростки в толстовках и тренировочных штанах уткнулись в свои ноутбуки, увлеченные учебной игрой: воображаемая компьютерная сеть была взломана, и у ребят есть 45 минут, чтобы узнать неизвестный компьютерный код, восстановить контроль за сетью и взломать систему хакера, чтобы установить его личность.

«Я взломал ее!» — вдруг восклицает один подросток. Воображаемый хакер оказался персонажем популярного мультфильма.

Не отрываясь от своего ноутбука, 16‑летний Шалев Гудман сказал, что он надеется использовать свои компьютерные навыки для нужд военной разведки, когда пойдет в армию. «Я не такой уж спортивный, — говорит он. — Но я хочу принести пользу стране. Кибертехнологии — это то, что я могу делать».

Организаторы программы говорят, что жестко следят за соблюдением этических правил в киберпространстве. Ученики, использующие свои навыки для хакерских атак, не будут приняты в подразделение и, скорее всего, тем самым погубят свою карьеру в кибериндустрии.

Однако, попав в армию, они увидят, что киберэтика здесь немного другая. В 2014 году группа резервистов подразделения 8200 подписала письмо с протестом против участия в слежке за палестинцами. Один из солдат сказал, что от подразделения иногда требовалось выполнять задания, сомнительные с этической точки зрения, например шпионить за палестинцами, чьи террористические намерения не были доказаны.

«Это было похоже на игру, на увлекательную компьютерную игру», — сказал Гилад, который не смог назвать свое полное имя, поскольку израильская военная цензура запретила протестующим называть себя.

Во время службы в армии Гилад часть времени работал программистом. «Развивается апатия, нравственная бесчувственность…» — расказывает он об этих днях.

И все же навыки программирования, полученные в армии, по его собственным словам, помогли ему получить его нынешнюю работу в хайтеке. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Associated Press: Обзор новейших успехов израильского хайтека

При ограниченных природных ресурсах Израиль за последние несколько десятилетий создал процветающую индустрию высоких технологий. Mobileye входит в длинный список компаний, благодаря которым Израиль называют «страна стартапов».

Associated Press: Программа расшифровывает древний свиток Торы

В нише для свитков Торы в синагоге Эйн‑Геди археологи обнаружили обугленные брусочки — остатки древних свитков. Синагога погибла в пожаре, тогда же обгорели и свитки. Сухой климат помог рудиментам свитков сохраниться, но стоило прикоснуться к ним, и они начинали рассыпаться. Поэтому обугленные брусочки отложили на неопределенное время — почти полвека к ним никто не прикасался и не знал, что написано внутри.