Рут Брендон, биограф Гарри Гудини, утверждала, что фокусы и трюки лежат в самом корне еврейской истории. Однако ей вряд ли удалось бы убедить старых евреев, посвятивших себя изучению Талмуда, что библейские чудеса были всего лишь трюками.
Например, каждый иудей уверен, что превращение Моисеем жезла в змею было чудом, совершить которое он смог только с помощью Б-га. И лишь Маймонид оказался бы на стороне Рут Брендон: по его мнению, «чудеса, о которых говорится в Торе, могли бы быть и ловкостью рук, и верят лишь из-за них глупые, невежественные люди».
Лежат ли в основе истории евреев фокусы — вопрос спорный. Но то, что лучшими фокусниками в мире являются евреи, не оставляет сомнений. Вклад евреев в развитие этого искусства можно проследить с 1700 года, когда фокусы уже начали считаться распространенным видом театрального искусства. Знаменитый фокусник XVIII века Яков Филадельфия родился в религиозной еврейской семье. Не менее знаменитый фокусник Гарри Гудини — сын раввина Меира Самуэля Вайса.
Один из энтузиастов циркового искусства наткнулся в довоенной Венгрии на хранившиеся в старой будапештской синагоге документы, пролившие свет на тайну происхождения Гудини. Из них явствует, что 24 марта 1874 года в Будапеште в семье раввина родился сын Эрик Вайс.
Отцу хотелось, чтобы сын пошел по его стопам, но Эрик предпочел другую карьеру и сделался талантливым фокусником. Мальчику было два года, когда семья переселилась на Средний Запад США. Подростком Эрик уже проявлял желание стать актером, но Меир Самуэль Вайс, раввин города Эплтон штата Висконсин, крайне отрицательно относился к этой перспективе. Вечное беспокойство о сыне подорвало здоровье раввина. Двенадцатилетнего Эрика призвали к постели умирающего отца и заставили поклясться на Торе, что он всегда будет заботиться о матери. По сути дела, в такой клятве не было необходимости: сын горячо любил мать.
В 20-летнем возрасте после недельного знакомства Эрик женился на 16-летней Бесс Ранер, с которой стал совершать многочисленные турне по миру. Они называли себя «супруги Гудини» (к этому псевдониму Эрик обратился, отдавая дань памяти французского фокусника Роберта Гудэна), имя Гарри явилось американизированной формой его имени Арье. Так сын раввина Эрик Вайс превратился в Гарри Гудини, царя оков, короля карточных фокусов, маэстро-иллюзиониста.
Гудини был не просто иллюзионистом — он выполнял номера, требовавшие огромной физической силы, поразительной выносливости и ловкости. Он позволял связывать себя любыми путами, даже надевать на себя наручники — и всегда высвобождался. Тысячные аудитории неистовствовали, пока он, скрытый в ящике, за ширмами, развязывал ремни, освобождался от капканов. Говорят, когда ему удавалось сделать это слишком быстро, он, чтобы продлить у публики напряжение, довести его до предела, сидел за ширмой и читал журнал, затем появлялся, отдуваясь и тяжело дыша, как человек, одержавший трудную победу.
В одной еврейской энциклопедии выдвигается гипотеза, что Гудини подстегивало вечное желание доказать, что евреи ничем не хуже, а во многом и лучше людей других национальностей. Он стремился сохранять отличную физическую форму, чтобы демонстрировать миру способность евреев достигать вершин не только в сфере интеллекта, но и там, где требуются мускулы.
Сам Гудини не связывал себя открыто с иудейской религией. Он никогда не отрекался от нее, но и не превозносил ее. Сомнительно, чтобы он положил в основу всей своей жизни желание доказать, что евреи сильны во всем, за что бы ни брались. Скорее всего, его связи с иудаизмом были подсознательными.
За время своей артистической деятельности Гудини собрал весьма значительное состояние. Будучи богатым человеком, он постоянно занимался благотворительностью. Однажды, когда он выходил из театра, какой-то старый человек бросился к нему со словами благодарности, хотел его обнять. Гудини спросил, почему он это делает, и старик ответил: «Как, разве вы не знаете меня? Ведь вы вот уже семь лет оплачиваете мою квартиру!»
Один из биографов Гудини отмечает, что делать добро его учили с детства. Кстати, большую часть своих заработков он отсылал матери.
К 1918 году Гудини приобрел всемирную славу. К этому времени у него возникла идея основать «Театральное общество детей раввинов». Членами эксклюзивного клуба могли стать сыновья раввинов или еврейские ученые. Президентом клуба был сам Гудини, а второй и третий командные посты занимали Эл Джонсон и Ирвинг Берлин. Гудини был единственным раввинским сыном, выбравшим театральную карьеру. Детьми раввинов были и Джордж Гершвин, основатели кинокомпании «Уорнер бразерс» братья Уорнер и Фанни Брайс.
Гудини был другом американского президента Теодора Рузвельта, принимал у себя особ королевской крови. Он первый совершил полет в небе Австралии. У него была лучшая в Америке театральная библиотека. Наконец, он стал пионером в мире кино — продюсером, актером и сценаристом.
Умер Гудини в 1926 году. За неделю до этого у него был острый приступ аппендицита. Полагают, что болезнь возникла после того как один из зрителей, студент, ударил его в живот, отчего у него лопнул аппендикс. Артист утверждал, что ему не страшны никакие удары в живот, и предложил студенту убедиться в этом. Травма ноги и боль в почке не позволили ему в достаточной мере напрячь мускулатуру и выдержать роковой удар.
Легенда о Гарри Гудини жива по сей день, что, собственно говоря, и неудивительно. Он ни перед чем не останавливался, стремясь привлечь к себе внимание публики.
Гудини рисковал жизнью во имя циркового искусства, но ведь цирк и был его жизнью. Поэтому, — заключает Рут Брендон, — эволюция, которую прошел этот человек, ставший из сына раввина артистом водевиля в Америке в прошлом веке, не столь удивительна, как это может показаться на первый взгляд.
(Опубликовано в №83, март 1999)