Хитрость паче силы?..

Беседу ведет Афанасий Мамедов 4 июня 2015
Поделиться

31 мая глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе встречи с министром иностранных дел Германии Франком‑Вальтером Штайнмайером заявил о приверженности созданию палестинского государства и необходимости возобновления переговоров при усло­вии реализации «концепции двух государств и двух народов — демилитаризованного палестинского государства, которое признает еврейское государство Израиль». Достижение согласия возможно лишь путем переговоров, отметил израильский премьер и обратился к Штайнмайеру с просьбой передать палестинской стороне предложение о возобновлении диалога. Однако в марте 2015 года тот же Нетаньяху, держа ответ перед своими соотечественниками, утверждал прямо противоположное: Израиль, по крайней мере при нем, не признает Палестину как государство. Но, быть может, Нетаньяху никогда не бывает «одним и тем же» и это следует учитывать? Или все‑таки случилось что‑то важное, изменился градус политического накала и Нетаньяху не мог на это не отреагировать должным образом? Прокомментировать заявление премьера мы попросили: журналиста, писателя, телеведущего и главу пресс‑службы партии НДИ Владимира Бейдера, бывшего руководителя израильской спецслужбы «Натив» Якова Кедми, журналиста, поэта и переводчика Шауля Резника, журналиста, арабиста, депутата кнессета Ксению Светлову.

 

qaz[1]Владимир Бейдер Высказывания Нетаньяху по поводу палестинского государства в канун выборов (они прошли 17 марта) и после сильно отличаются друг от друга. До выборов, собирая голоса, он сказал то, что думает большинство израильтян правых взглядов: что не видит возможности создания палестинского государства в нынешних условиях. И эти слова ему запомнили — прежде всего, в Белом доме. А после выборов сказал (в интервью американским СМИ) то, что обязан говорить, чтобы не сердить старших американских товарищей: что остается сторонником двух государств для двух народов. Как ни странно, оба высказывания правдивы. Дьявол, как всегда, таится в деталях. Первое. В нынешних условиях (о чем и сказал Биби до выборов, умалчивая о деталях), когда режим ПА во главе с Абу Мазеном держится на штыках ЦАХАЛа — и лишь только их уберут, в Иудее и Самарии (то есть на расстоянии выстрела от аэропорта Бен‑Гурион) воцарится «Хамас», как в Газе, — создание палестинского государства невозможно. В Израиле есть самоубийцы, но их немного. Второе. Нетаньяху — сторонник двух государств: еврейского (т. е. Израиля) и палестинского, но демилитаризованного и не вступающего в военные союзы с третьей стороной. На такое палестинское государство никто в Палестине не согласен — и его, стало быть, не будет. По крайней мере с согласия Израиля. То есть все это — вопрос риторики. В Вашингтоне, Париже и Брюсселе можно об этом говорить с горячностью, до них не долетает. А из Иерусалима видны детали. И ракеты будут падать на израильтян.

Яков Кедми Самая большая ошибка в анализе — верить тому, что говорит Биби, поскольку он сам себе не верит. И никто ему не верит. После произнесения любой фразы, любого заявления, любого обещания он тут же его забывает. Нетаньяху говорит то, что выгодно, по его мнению, в данной беседе с данным собеседником. Европейцам он намекает о готовности признать два государства. Своим партайгеноссе и соратникам по коалиции и своей супруге клянется на всех святых книгах, что никогда не допустит создания палестинского государства.

Шауль Резник 30 мая 1996 года Биньямин Нетаньяху с небольшим перевесом побеждает Шимона Переса. На улицах израильских городов приветственно гудят автомобили — у правой части электората ощущение, что молодой и энергичный премьер остановит террор, последовавший за подписанием Норвежских соглашений, и положит конец территориальным уступкам, превратившим Иудею и Самарию в бандитские анклавы. Первым неприятным звоночком стало не‑назначение Ариэля Шарона на пост министра иностранных дел. Нетаньяху побоялся выдвигать на ключевой пост «экстремиста», наспех сшив для него должность министра по делам инфраструктур. Второй звоночек не заставил себя долго ждать: в рамках все тех же Норвежских соглашений Нетаньяху передал под палестинский контроль город Хеврон. После этого о начинающем седеть обаяшке с безупречным английским можно было смело забыть. Последующая политическая карьера Нетаньяху строилась по обкатанному принципу: избирателям до выборов говорим одно, мировому сообществу после выборов — другое. 2009 год, обаяшка сменяет полевевшего Эхуда Ольмерта и через два месяца выступает с программным заявлением в Бар‑Иланском университете: мирному процессу продолжаться, палестинскому государству быть. 2015 год. В начале мая партия «Ликуд» распространяет брошюру о неактуальности тезисов, озвученных в «Бар‑Иланском выступлении». Территориальные уступки на Новом Ближнем Востоке, поделенном между «Исламским государством», «Хизбаллой» и «Хамас», способны привести разве что к триумфу исламистов. 17 мая выборы. 20 мая Биньямин Нетаньяху заверяет верховного представителя Евросоюза по иностранным делам, что создание палестинского государства крайне необходимо и что лично он, Нетаньяху, будет продвигаться путем мира. Как известно, отцом нынешнего премьер‑министра был профессор Бенцион Нетаньяху, поклонник Жаботинского и его концепции «железной стены». Природа отдыхает не только на детях гениев, но и на потомках израильских ревизионистов. Ольмерт, Меридор, Ливни, Бегин‑младший, Нетаньяху… Их всех объединяют аристократическое происхождение и банальнейший конформизм. Подросшая «золотая молодежь» хочет нравиться американскому президенту и европейским бюрократам. Собственный народ как‑нибудь перебьется.

Ксения Светлова В ходе визита Федерики Могерини, министра иностранных дел ЕС, премьер‑министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что по‑прежнему верит в формулу «два государства для двух народов» и считает, что нужно сделать все для того, чтобы избежать создания на территории Израиля двунационального государства. Критики премьера в Израиле всполошились — как же так! Ведь в день выборов Нетаньяху перед всем честным народом обещал в прямом эфире, что в его смену палестинское государство не будет создано. Где же произошел системный сбой и есть ли какое‑то противоречие в словах израильского лидера? Если внимательно следить за риторикой Нетаньяху, становится понятно, что никакого противоречия нет. Он на самом деле выступает против двунационального государства, которое положит конец существованию еврейского государства. И вполне возможно, что в глубине души даже верит, что единственно возможным решением конфликта является создание палестинского государства. Но — не сейчас. Не в его смену. Потому что нет партнера, кругом «Аль‑Каида» и «Исламское государство», и вообще недосуг. Правда, Нетаньяху не спешил вступать в переговоры и заниматься решением проблемы и до того, когда у власти в арабских странах находились Мубараки, Каддафи, Аль‑Абидины и прочие диктаторы, гарантировавшие стабильность. Но это все мелочи. Главное, что премьер вполне может последовать совету того самого врача из знаменитого анекдота, в котором врач‑хитрец успокаивает пожилого мужчину: «Он говорит, что может каждый день? И вы говорите». Вот и Нетаньяху говорит. Просто говорит.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: и снова бой, дежавю, между Йиппи и Уоллесом, выборы 1968 и 2024, Генкин

Как оценить политику американских демократов в отношении Израиля? Что общего между президентскими выборами в США в 1968 и 2024 годах? И какую роль играли евреи в американском леворадикальном движении? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Набоков: история любви

Владимир Набоков был исключительным космополитом, однако мало кто знает, что всю жизнь он заступался за евреев и симпатизировал им. Набоков так и не попал в Израиль, но вполне понятно, почему драма «возрождения» Израиля так его привлекала. По словам Альфреда Казина, «Набоков отличается от прочих писателей тем, что у него не было страны, кроме него самого. Он единственный из беженцев, кому удалось превратить отсутствие государства в абсолютную силу». Израиль предложил решение для одного из случаев отсутствия государства — а именно случая евреев

В Западной Европе евреи чувствуют себя под угрозой, а Восточная предлагает гораздо больше безопасности

Антисемитские предрассудки, конечно, существуют и в Восточной Европе, но регион не видит такого насилия в отношении евреев, которое можно наблюдать сегодня в Амстердаме, Париже, Берлине и других городах Западной Европы. Основная причина этого различия в том, что Великобритания, Франция, Нидерланды и Германия служат домом для крупных мусульманских общин, которые идентифицируют себя с борьбой палестинцев, в то время как Венгрия и Чешская Республика в значительной мере закрыли свои границы для иммигрантов-мусульман