Горький вкус «Бубличков»

Борис Барабанов 24 февраля 2016
Поделиться

В 2016 году исполняется 90 лет песне «Бублички», классическому номеру одесского, нэпманского и еврейского репертуара. Как и все эстрадные произведения, выдержавшие испытание временем, «Бублички» в какой‑то момент стали восприниматься публикой как народная песня. И как у большинства народных песен, у «Бубличков» есть автор.

Яков Ядов

Яков Ядов

У народной песни, как у военной победы, обычно много родителей. Дмитрий Сергеевич Лихачев когда‑то приписывал авторство песни «Бублички» литературоведу Леониду Тимофееву. Вспоминая историю «Бубличков», академик Лихачев писал, что под эту песенку отбивали чечетку заключенные Савченко и Энгельфельдт: «Урки ревели, выли от восторга». С Лихачевым согласна Ирина Одоевцева. Некоторые источники указывают в качестве создателя песни автора популярных романсов Бориса Тимофеева‑Еропкина.

Популярность «Бубличков» у криминального люда различного пошиба не вызывает сомнений. Но по поводу автора есть более надежная версия. Песню написал фельетонист и поэт Яков Ядов.

Звучное имя — конечно, псевдоним. Яков Петрович Давыдов родился в 1873‑м в Киеве, на Подоле. До сих пор сложно с уверенностью сказать, чем он занимался в позапрошлом веке. Молодой литератор набил руку на фельетонах, которые публиковались в украинских газетах, одинаково легко бичуя пороки в прозе и стихах. Для киевской печати 1910‑х годов он был кем‑то вроде сегодняшнего Орлуши. В предреволюционные годы он ухитрялся выдавать рифмованные фельетоны утром и вечером — в «Последних новостях», выходивших дважды в день. Украинские источники отмечают, что Давыдов публиковался, среди прочего, и под маской поэта Якова Отруты, сторонника Украинской народной республики, которому, судя по текстам, было ненавистно и Временное правительство, и пришедшие ему на смену большевики.

Биография Якова Ядова — живая иллюстрация девиза «утром в газете — вечером в куплете». Отточив мастерство стихотворного фельетона до заоблачного уровня, он переквалифицировался в авторы куплетов. Из существующих биографий Ядова следует, что в первые годы после революции он переехал из нервного Киева в не менее бурную, но все же более подходящую его темпераменту Одессу. В одесской прессе Ядов появился под псевдонимом Яков Боцман. В популярной газете «Моряк» Боцман соседствовал с Бабелем и другими громкими именами и псевдонимами: Илья Ильф (Иехиел‑Лейб Файнзильберг), Евгений Петров (Евгений Катаев), Валентин Катаев, Константин Паустовский.

Воспоминания Паустовского — одно из самых ярких свидетельств того, каким был Ядов. Писатель в своем очерке называет его «Яковом Семеновичем». «Я посетил сей мир совсем не для того, чтобы зубоскалить, особенно в стихах, — цитирует поэта Паустовский. — По своему складу я лирик. Да вот не вышло. Вышел хохмач. Никто меня не учил, что во всех случаях надо бешено сопротивляться жизни. Наоборот, мне внушали с самого детства, что надо гнуть перед ней спину».

О «мирном нраве» Якова Давыдова пишет и знавший его литератор Владимир Поляков: «Он был по‑детски наивен, до последних дней жизни обожал сладости и был влюблен в эстраду. Он чувствовал юмор, умел, как никто, смеяться не только над своими произведениями, но и над произведениями своих товарищей, страстно любил пишущие машинки, но его хобби было — разбирать и перемонтировать радиоприемники, которые он чаще всего ломал и приводил в полную негодность».

Имя Яков Ядов появилось на афишах только в 1925‑м. Под этим псевдонимом Давыдов сочинял куплеты для одесских кабаре. В 1926 году заказ на острый текст поступил от куплетиста Григория Красавина, ехавшего в Одессу на гастроли. Артист в своих выступлениях сочетал игру на скрипке, пантомиму и куплеты на горячие темы. Имя автора мелодии «Бубличков» мы, вероятно, так никогда и не узнаем. Красавин признавался, что услышанный где‑то мотив крутился у него в голове. То ли Красавин взял за основу какой‑то импортный фокстрот, то ли услышал мелодию в одном из заведений Харькова, откуда ехал в Одессу. В качестве автора нередко указывают Г. Богомазова, вероятно, не существовавшего в природе. Также рассказывают, что одесский композитор Файнтух прибил себе на дверь табличку: «Автор “Бубличков”. Звонить три раза».

А вот для текста Красавину понадобился реальный профессионал. По одним сведениям, Красавин сначала узнал, что в Одессе на всех углах продают горячие бублики, зацепился за эту тему и стал искать человека, который мог бы воплотить ее в стихах. По другим данным, он ехал в Одессе конкретно к Ядову, а по дороге сам услышал крики торговцев: «Купите бублички, горячие бублички». Есть также версия, согласно которой автор и исполнитель встретились в Харькове. Но популярной песня стала все же в Одессе.

Ядов сочинил текст буквально за несколько минут. Решил, что в песне должна идти речь о бедной девушке, жертве нэпа, продающей бублики на морозе. На первом же концерте в Одессе Григорий Красавин исполнил «Бублички». По его словам, песня немедленно стала шлягером, и его популярность не ограничилась южным городом. Вскоре песню уже пел Леонид Утесов, работавший тогда в Ленинграде. Исполняя песню, Утесов не злоупотреблял именем автора, но определение «гений эстрады» в отношении Ядова — тоже утесовское. И именно «Бублички» стали поводом для каламбура Утесова, растиражированного всеми, кому не лень: «песня протеста — песня про тесто».

Как и следовало ожидать, песня стала популярна в эмигрантской среде. В воспоминаниях дочери Федора Шаляпина можно найти рассказ о том, как певец отреагировал на «Бублички» в исполнении актрисы берлинского театра «Синяя птица»: «На отца этот номер произвел совершенно необъяснимое трагическое впечатление — настолько, что он должен был выйти из ложи. Внезапно он вообразил все «по‑человечески», в мировом масштабе, а это вызвало в нем самое непосредственное страдание».

Пластинка с песней «Бублички» в исполнении Любы Веселой. Нью‑Йорк. 1929. Коллекция Алексея Петухова

Пластинка с песней «Бублички» в исполнении Любы Веселой. Нью‑Йорк. 1929. Коллекция Алексея Петухова

Международным хитом «Бублички» сделали нью‑йоркские сестры Берри, они же — Мина и Клара Бейгельман. Внимательные биографы отмечают, что их предки Бейгельманы, булочники и по профессии, и по фамилии, были, как и Ядов‑Давыдов, родом с Подола, и отец или дед сестер вполне мог быть с ним знаком. Согласно легенде, шестилетняя Мина услышала «Бублички» на улице, где‑то в Бронксе. Это была версия на идише — «Бейгелах». Кто‑то из взрослых обратил внимание, как она поет, и пригласил выступить на радио. Это было начало большой карьеры, вероятно, самого популярного дуэта на еврейской эстраде.

«Бублички», помимо Утесова и сестер Берри, входили в репертуар Юрия Морфесси, Аркадия Северного, Ларисы Мондрус, Ивана Реброва, оркестра Поля Мориа, Аллы Баяновой и Михаила Шуфутинского, но список исполнителей в истории песни — не главное. «Бублички» наравне с «Муркой» и «Цыпленком жареным» стали краеугольным камнем блатной песни как таковой. Наряду с простотой аккордов и простором для интерпретаций, в «Бубличках» имеется важный ингредиент — трагическая судьба героя. Хулиганы и их подруги не любят абсолютно счастливые песни. Им нужен надрыв, драма.

Яков Ядов сам был трагическим героем. Будучи абсолютным авторитетом в среде деятелей эстрады, он постоянно испытывал на себе давление РАПП, «Общества советской эстрады» и других регулирующих искусство структур. «Эстрада до сих пор — запущенный участок советского искусства. И потому эстрадный драматург, по мнению наших литературных вельмож, человек второго сорта», — писал отчаявшийся и обнищавший Ядов в 1940 году в письме прокурору Вышинскому. Реакция Вышинского осталась неизвестна. Ядов умер во время войны в московской коммуналке. Его похоронили на кладбище у Донского монастыря. Как пишет Максим Кравчинский в своей книге «Песни и развлечения эпохи НЭПа», «сейчас могила его заброшена, фото давно отвалилось, плита просела и не разобрать даже год смерти».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес