Антисемитизм

Голливуд и раньше сталкивался с антисемитизмом

Подготовил Семен Чарный 29 ноября 2023
Поделиться

Возможно, в большей степени, чем любая другая индустрия США, развлекательный бизнес рос на фоне безудержного антисемитизма и процветал перед лицом ненависти, пишет The Hollywood Reporter. 

Вспомните 1930-е годы. Голливуд, с его длинным списком евреев-основателей, расцветал именно в эпоху антисемитизма. 

В последние годы Антидиффамационная лига (ADL) стала заявлять, что «антиеврейские настроения достигли невиданного уровня со времен Великой депрессии» – того времени, когда студийные магнаты-евреи испытывали трудности с получением банковских кредитов, поскольку многие кредиторы не хотели работать с евреями. 

Ныне в Лос-Анджелесе, судя по отчету ADL, опубликованному за несколько месяцев до конфликта между Израилем и ХАМАСом, оскорбления и вандализм достигли максимума. 

8 ноября в Лос-Анджелесском музее толерантности состоялся показ видеоматериала, отснятого ХАМАСом с целью похвастаться убийствами евреев. Во время показа глава музея раввин Марвин Хир напомнил зрителям: если бы не зверства, подобные произошедшему 7 октября, еврейское население в мире составляло бы 200 миллионов человек. Но “нас всего 14 миллионов, потому что мы – наследие погромов”. 

На показе, в организации которого участвовала в том числе Галь Гадот, присутствовали и протестующие, были введены усиленные меры безопасности, в том числе собаки, вынюхивающие бомбы.

Одна из множества проблем, связанных с ужасающим всплеском антиеврейских предрассудков в последние годы, состоит в том, что Голливуд уже сталкивался с подобным. Из-за пережитых нами зверств у нас и есть такие музеи. Перед показом раввин Хир говорил о том, что «ХАМАС это нацисты 21 века». 

Индустрия развлечений всегда была на шаг впереди, в том числе когда дело касалось борьбы с нацистами. 

В 1930-х годах голливудские магнаты втихаря финансировали антинацистский шпионаж. Здешние знаменитости организовали Голливудскую антинацистскую лигу, а такие лидеры, как Гарри Уорнер, регулярно выступали против нетерпимости. Основатель Universal Studios Карл Леммле последние годы своей жизни (а умер он в 1939-м) провел, спасая еврейские семьи из Европы. 

Уже в конце 1930-х годов студии начали снимать антинацистские фильмы. 

Основатели индустрии знали, как следует действовать, и не стали молча ждать, когда антисемитизм станет реальностью повседневной жизни.

24 сентября 1937 года итальянский фашист Витторио Муссолини направился в Голливуд. В это время Голливудская антинацистская лига опубликовала в The Hollywood Reporter объявление следующего содержания: “Сегодня Бенито Муссолини совещается с Гитлером… Завтра Витторио Муссолини прибывает в Голливуд… Сегодня вечером мы привлекаем внимание к присутствию в демократической Америке этого главного героя фашизма и нацизма”. 

В октябре 1939 года Голливудская антинацистская лига сообщала, что Ку-клукс-клан вторгся в Голливуд: здесь насчитывалось уже около 400 его членов. У Голливудской антинацистской лиги при этом также было много сторонников, включая Эдварда Дж. Робинсона, который провел по крайней мере одно мероприятие Голливудской антинацистской лиги прямо у себя дома 8 декабря 1938 года. 

Робинсон, конечно же, не мог не сыграть главную роль в “Признании нацистского шпиона” (1939) – в этом фильме он чувствовал личную мотивацию почтить память своих родственников, столкнувшихся с коричневорубашечниками Гитлера по ту сторону океана.

Когда знаменитая немецкая кинорежиссер Лени Рифеншталь в 1938 году приехала в Голливуд, ее буквально прогнали. После того, как годом ранее Муссолини был оказан чрезмерно теплый, по мнению многих, прием, Голливудская антинацистская лига разместила объявление в местной прессе: “В Голливуде нет места для Лени Рифеншталь”. 

30 ноября 1938 года в New York Times появилось сообщение об ответной реакции: режиссер почувствовала себя несправедливо атакованной и, несмотря на свою горячую поддержку Гитлера, называла себя “независимым художником”. Как отмечал Томас Доэрти в своей книге “Голливуд и Гитлер: 1933-1939”, по возвращении Рифеншталь в Германию она заявила: “Меня приветствовали везде в Соединенных Штатах, но не в Голливуде, где киноиндустрия контролируется евреями и антинацистскими лигами”.

Одним из влиятельных антисемитских голосов в Голливуде был радиоведущий Дж. Эллисон Фелпс. Популярная личность, известная в эфире как “радиофилософ”, Фелпс родился в Нью-Гэмпшире в 1893 году и ребенком переехал в Лос-Анджелес. Здесь он увлекся водевилем и радио. 

В 1920-х годах он стал ежедневно выступать на местном радио Лос-Анджелеса. Его манера была узнаваемой и весьма вдохновляющей. Фелпс регулярно выступал в лос-анджелесском клубе “Завтрак”, где бывало много евреев. Он объявил себя “философом клуба “Завтрак”” и рекламировал брошюру о важности «превращения мира в “Храм дружбы”». 

Но это миролюбие не относилось к голливудским евреям. Фелпс публиковал полные ненависти памфлеты, такие как “Америка для американцев” и “Родина Америки”, а в 1940 году – “Историю Голливуда по-американски: Вавилонская башня”. 

В статье, опубликованной в ноябре 1940 года в Chicago Daily Tribune, Джон Чэпмен назвал этот памфлет Фелпса “в некотором роде сравнимым с печально известным Dearborn Independent Генри Форда”. Напомним, газета Форда была известна оголтелым антисемитизмом и, прежде чем ее закрыли за клевету, она указывала на голливудских евреев как на персонажей теорий заговора о мировом господстве евреев из “Протоколов сионских мудрецов”.

В сентябре 1941 года политический корреспондент The Hollywood Reporter Дрю Пирсон назвал Фелпса “радиокомментатором, который не критикует нацистов”. Для Пирсона было ясно, что “клеветническая книга” Фелпса была “Библией Сенатского комитета”. 

Уэнделл Уилки, юрисконсульт Голливуда во времена сенатского расследования, определил, что истоки расследования, безусловно, пронацистские. По словам Пирсона, в сентябре 1941 года Уилки обнаружил: Фелпс встречался с сенаторами-антисемитами, ксенофобами и изоляционистами. Фелпс был в Вашингтоне, а когда вернулся в эфир в Лос-Анджелесе, “хвастался на радио «ядом», который он «подбросил в Вашингтон», и ужасной судьбой, которая ожидает Голливуд”. Пирсон сообщал читателям, что Фелпс всегда “осуждает все британское, критикует внешнюю политику Рузвельта, но никогда не решается сказать что-либо против стран Оси”.

В книге “История Голливуда по-американски” Фелпс писал, что все голливудские иммигранты были выходцами из России и соседних стран, то есть евреями. “Со своим деградировавшим характером”, они являются “самыми изворотливыми <…> промышленниками в Америке”. Он утверждал, что кумовство лишило настоящих американцев работы в Голливуде из-за “Маммоны”, увязывая таким образом голливудских евреев с притчей Нового Завета о порочной жадности. 

Фелпс также обвинял голливудских магнатов в разжигании ненависти, называя основателя The Hollywood Reporter Уилли Уилкерсона “поставщиком пропаганды” и заявляя, что “было бы нелишним сравнить его с доктором Геббельсом из Германии”. 

Странное обвинение, учитывая, что именно Фелпс действовал по сценарию Геббельса: “разделяй и дегуманизируй”. По мнению Фелпса, Голливуд действовал под “влиянием зла”. Он призывал к правительственному расследованию в отношении Голливуда. И “миролюбивый” радиофилософ добился своего.

Осенью 1941 года Сенат США предпринял расследование в отношении «пропаганды кинематографа». Киноиндустрия защищалась от ксенофобской критики и решительно отбивалась буквально накануне вступления США во Вторую мировую войну. 

Расследование объединило движение “Америка прежде всего” с несколькими невежественными, ревнивыми и ксенофобствующими сенаторами, а также мелкими журналистами, которые выступили против голливудских магнатов. В результате они были побеждены одним умным сенатором и несколькими бесстрашными лидерами индустрии развлечений. 

Расследование Сената привлекло внимание прессы по всей стране, но вскоре оказалось отодвинуто на задний план после нападения Японии на Перл-Харбор. Оттого эта часть истории остается в значительной степени неизвестной.

Что важно сегодня, так это то, что многие до сих пор не знают или намеренно игнорируют последствия антисемитизма 1930-х годов. Та ненависть привела к Холокосту – страшному явлению, обозначаемому словом, которое ныне все чаще неверно понимают и неточно используют в качестве оружия пропаганды. 

21 ноября Мелисса Баррера, звезда последних серий “Крика”, была исключена из списка актеров сериала после того, как Spyglass написала на ее счет о “ложных ссылках на геноцид” и “искажении Холокоста”. 

Конечно, в Голливуде 1930-х и начала 1940-х годов не было социальных сетей, чтобы немедленно публиковать каждое мнение, которое приходит в голову как знаменитостям, так и обычным людям. Что также отличает наше время от начала и середины двадцатого века, так это то, что сегодня мы должны уже быть гораздо более осведомлены о бедственном положении евреев дома и за рубежом в последнее столетие. 

Обычный антисемитизм ныне распространен таким образом, что, как в капле, отражает и тонко завуалированную ксенофобию Фелпса, и убеждения сенатора-изоляциониста. Многие знаменитости и политики оказываются в весьма затруднительном положении из-за пропаганды лозунга “от реки до моря”, который в еврейских кругах воспринимается как призыв к геноциду.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выставить диктаторов смешными

У правды много путей, и язык смеха — не самый плохой. Во всяком случае, надежный. Первым его опробовал применительно к Гитлеру Чарли Чаплин. Сравнительно недавно тем же путем пошел Квентин Тарантино в «Бесславных ублюдках», и кто‑то не постеснялся тогда завести песню про оскорбление памяти жертв. Не догадываясь, что еще в 1968‑м Мел Брукс снял свой режиссерский дебют — «Продюсеров», которым и проложил путь остальным.

Голливуд Гитлера

Для съемок этой разорительно дорогой, смехотворно вычурной и совершенно безумной военной киноэпопеи Геббельса, увековечившей победу немецких войск над Наполеоном, понадобились 6 тыс. исторических костюмов, 2 тыс. лошадей и 100 тыс. расквартированных в тылу солдат (для массовых сцен) — и это в то время, когда рейх со всех сторон осаждали противники: умопомрачительное доказательство преданности нацистов царству кинематографических грез.

Еще один голливудский фильм, в котором высмеивается нацизм

«В этом фильме я сделал смешными нацистов и их нелепую идеологию» , — так отвечал Любич критикам, которые сочли его легкость и блестящее остроумие признаками дурного вкуса. Вероятно, «Быть или не быть» не оставит в культурной памяти такой же яркий отпечаток, как «Касабланка», его не будут так же цитировать, но его основной посыл — противостояние нацизму и дух сопротивления — столь же силен. А еще он намного смешнее «Касабланки» — а смех, как говорил Феликс Брессарт (от лица режиссера), это вам не кот начихал.