Голем
Берлин, Еврейский музей, до 29.1
Гомункулус давно заворожил искусство, самое известное его воплощение — роман «Голем» (1915) австрийского экспрессиониста Густава Майринка, ключевой текст ХХ века, посвященный «человеку из пробирки». Действие книги происходит в пражском гетто, в свое время Майринк переехал из Вены в Прагу и подпал под обаяние города, объединившего множество культур. В его романе тоже смешаны традиции каббалистики, буддизма, алхимии и европейского спиритуализма — правда, знатоки говорили о поверхностном знакомстве писателя с еврейской стариной, о декоративном характере его мистики писал, в частности, Макс Брод.
Не меньшей, чем роман Майринка, популярностью пользовался фильм Пауля Вегенера «Голем, как он пришел в мир» (1920), режиссер сам сыграл заглавную роль. Голем в его интерпретации напоминал критикам мускулистого еврея периода раннего сионизма, далекого от клишированного образа еврея из гетто. В Берлине выставлены рисунки и фотографии со съемочной площадки из Музея кино Франкфурта‑на‑Майне (еще 250 экспонатов отобрали из собраний со всего мира, от Бостонского музея изящных искусств до Музея Израиля в Иерусалиме).
Приветом‑рифмой Вегенеру выглядит киноинсталляция Штефана Хуртига и Детлефа Вайца — 60 фрагментов кино‑ и телефильмов воссоздают биографию голема. Современного искусства в Берлине много, например калифорниец Джошуа Абарбанель создал для выставки скульптуру — тело Голема формируют деревянные буквы еврейского алфавита.
Эхо утопий
Кельн, Архив танца, до 29.1
У танца особое место в культуре, он не только зеркало общества, но и сам создает его образ. В Кельне показывают и старинные книги по балету, и современные видео в поддержку «Пусси Райот». В разделе об эстетическом и политическом феномене танца в первой половине ХХ века — материалы о легендарной немецкой танцовщице, внучке меньшевика Павла Аксельрода Вере Скоронель (1906–1932) и хореографе Герде Йоссе (1901–1979) — в 1933 году он покинул Германию, после того как отказался уволить евреев из театра в Эссене. Есть и документы о танцовщице Татьяне Барбаковой (1899–1944). Дочь латышского еврея и китаянки, она сделала головокружительную карьеру в Германии. Ее китайскими танцами восхищались во многих странах, гастрольные турне проходили по всей Европе. Кабаре тогда были интеллектуальны, об этом напоминают номера Барбаковой вроде «Борьбы религий», успехом пользовалась и ее хореопародия на кубизм и дадаизм. Барбакову арестовали в декабре 1940‑го во Франции, а четыре года спустя она погибла в Освенциме.