Еще посмотрим

Голем, как он пришел в музей

Алексей Мокроусов 13 января 2017
Поделиться

Голем

Берлин, Еврейский музей, до 29.1

Гомункулус давно заворожил искусство, самое известное его воплощение — роман «Голем» (1915) австрийского экспрессиониста Густава Майринка, ключевой текст ХХ века, посвященный «человеку из пробирки». Действие книги происходит в пражском гетто, в свое время Майринк переехал из Вены в Прагу и подпал под обаяние города, объединившего множество культур. В его романе тоже смешаны традиции каббалистики, буддизма, алхимии и европейского спиритуализма — правда, знатоки говорили о поверхностном знакомстве писателя с еврейской стариной, о декоративном характере его мистики писал, в частности, Макс Брод.

Не меньшей, чем роман Майринка, популярностью пользовался фильм Пауля Вегенера «Голем, как он пришел в мир» (1920), режиссер сам сыграл заглавную роль. Голем в его интерпретации напоминал критикам мускулистого еврея периода раннего сионизма, далекого от клишированного образа еврея из гетто. В Берлине выставлены рисунки и фотографии со съемочной площадки из Музея кино Франкфурта‑на‑Майне (еще 250 экспонатов отобрали из собраний со всего мира, от Бостонского музея изящных искусств до Музея Израиля в Иерусалиме).

Приветом‑рифмой Вегенеру выглядит киноинсталляция Штефана Хуртига и Детлефа Вайца — 60 фрагментов кино‑ и телефильмов воссоздают биографию голема. Современного искусства в Берлине много, например калифорниец Джошуа Абарбанель создал для выставки скульптуру — тело Голема формируют деревянные буквы еврейского алфавита.

Кадр из фильма Пауля Вегенера «Голем». 1920.

Эхо утопий

Кельн, Архив танца, до 29.1

У танца особое место в культуре, он не только зеркало общества, но и сам создает его образ. В Кельне показывают и старинные книги по балету, и современные видео в поддержку «Пусси Райот». В разделе об эстетическом и политическом феномене танца в первой половине ХХ века — материалы о легендарной немецкой танцовщице, внучке меньшевика Павла Аксельрода Вере Скоронель (1906–1932) и хореографе Герде Йоссе (1901–1979) — в 1933 году он покинул Германию, после того как отказался уволить евреев из театра в Эссене. Есть и документы о танцовщице Татьяне Барбаковой (1899–1944). Дочь латышского еврея и китаянки, она сделала головокружительную карьеру в Германии. Ее китайскими танцами восхищались во многих странах, гастрольные турне проходили по всей Европе. Кабаре тогда были интеллектуальны, об этом напоминают номера Барбаковой вроде «Борьбы религий», успехом пользовалась и ее хореопародия на кубизм и дадаизм. Барбакову арестовали в декабре 1940‑го во Франции, а четыре года спустя она погибла в Освенциме.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Голем: легенда или миф

Широкому распространению легенды о создании голема Мааралем из Праги мы обязаны польскому раввину Юдлу Розенбергу и издателю Хаиму Блоху. Трудно сказать, какого рода творческий запал руководил Розенбергом и какие цели преследовались им при создании «Чудесных деяний Маараля», но он отнюдь не является автором легенды. По крайней мере, в первой половине XIX века она уже существовала.

Идти-Шагать: от Курбе до Киркби

Он долго жил в Риме и Франции, был на войне, работал в Красном Кресте. Преподавал в Штеделе, пока в 1934‑м не последовал запрет на профессию. Какое‑то время Лисман еще учил живописи в Институте еврейской общины во Франкфурте, затем уехал в Тур, где его интернировали французы.

Сюрреалистические встречи

Гамбургская выставка стоит на четырех китах — важнейших частных коллекциях сюрреализма из Европы, собранных в свое время художником и куратором Роландом Пенроузом, поэтом Эдвардом Джеймсом, коллекционерами Габриэлой Кайлер, а также Уллой и Хайнером Питшами. Сегодня лишь Питшы продолжают собирать, остальные коллекции распылены между крупными музеями; в выставке участвуют лондонская галерея Тейт, музей Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, Художественные собрания земли Северный Рейн — Вестфалия в Дюссельдорфе, важнейшее место занимают произведения из Шотландской национальной галереи, обладающей одной из крупнейших коллекций дадаизма и сюрреализма в мире.