Европа между исламским радикализмом и правым экстремизмом

Алексей Козлачков 2 марта 2016
Поделиться

По данным Европейского агентства по основополагающим правам (FRA), две трети опрошенных респондентов обеспокоены постепенным ростом антисемитизма в своих странах и 76% считают, что уровень антисемитизма вырос в них за последние пять лет.

Что подразумевается под ростом антисемитизма и связан ли он с кризисом беженцев? Прежде всего, следует обратить внимание на тяжкие преступления и террористические акции, направленные против евреев и ставшие в последнее время предметом обсуждения и растущей обеспокоенности со стороны европейской общественности и ведущих СМИ. Это и спланированное нападение на магазин кошерной пищи в Париже в январе 2015 года, и недавнее, 11 января 2016 года, нападение в Марселе на учителя еврейской школы. Полиция задержала нападавшего подростка, заявившего, что он действовал по воле Аллаха и от имени «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ. — Ред.). На следующий день глава еврейской общины Марселя раввин Цви Аммар рекомендовал членам общины не носить кипы в публичных местах «до наступления лучших времен». В целом во Франции произошло двукратное увеличение преступлений на почве антисемитизма, что привело к эмиграции из Франции 7 тыс. евреев в 2014 году, по сообщению медиапортала «Дойче велле», и 8 тыс. в 2015‑м, по данным «Сохнута».

В 2014 году количество преступлений на почве антисемитизма, совершенных в ФРГ, увеличилось примерно на 10%. Если в 2013 году таких случаев было 788, то в 2014 году их число возросло до 864, по данным «Хайльброннер штимме». Для оценки оперативной обстановки статистика немного устаревшая, но за 2015 год ее пока нет, и можно говорить лишь об увеличении случаев антисемитизма в Германии и Европе, вне зависимости от притока беженцев. То есть, если во Франции налицо крайние проявления антисемитизма, то в Германии крайних проявлений, связанных с убийством людей, нет, однако очевиден рост антисемитизма, как и его видоизменения.

Так, глава Центрального совета евреев в Германии Йозеф Шустер в интервью «Дойче велле» еще в июле 2015 года говорил о том, что «современный антисемитизм не только является делом политических экстремистов, но распространен и в сердцевине общества, где часто принимает облик антисионизма». Вероятно, речь идет об антиизраильских демонстрациях, имевших место в разных городах Германии в связи с обострением палестино‑израильского конфликта. Еврейская общественность Германии вполне закономерно опасается, что негативные эмоции, порожденные такого рода политической активностью, могут перекинуться на простых граждан ФРГ еврейской национальности.

Еврейская пресса в Германии указывает и на такое скрытое проявление антисемитизма, как непризнание явно антисемитских акций в качестве таковых. Ярким примером в этом ряду представляется поджог синагоги в Вуппертале в июле 2014 года. Трое молодых выходцев из Палестины забросали синагогу бутылками с зажигательной смесью. В феврале 2015 года вуппертальский районный суд осудил злоумышленников за поджог при отягчающих обстоятельствах, но антисемитской мотивации, которая предполагала бы более суровое наказание, в деле не усмотрел. Случай получил широкую огласку не только в Германии. А председатель еврейской общины Вупперталя Леонид Голдберг назвал этот приговор «приглашением к дальнейшим преступлениям».

В целом никто из лидеров еврейских организаций в Германии и других странах Европы не заявлял о росте антисемитизма, связанном именно с наплывом беженцев. Поэтому можно говорить лишь об увеличении экстремистских настроений (в том числе и антисемитских) в исламских общинах Европы под воздействием процессов, идущих во всем исламском мире, особенно на Ближнем Востоке. Однако еврейские лидеры все активнее высказывают опасения в связи с нарастающим кризисом беженцев.

Одним из первых опасения, что поток беженцев из стран, где антисемитизм стал частью общественного сознания, может повлиять на положение евреев в Германии, выразил все тот же Йозеф Шустер. Председатель Центрального совета евреев на встрече Ангелы Меркель с представителями общественных организаций и религиозных общин еще в начале октября 2015 года сказал: «Многие беженцы спасаются от террора ИГИЛ, они хотят жить мирно и свободно, и мы разделяем их надежды. Но в то же время надо помнить, что они принадлежат к культуре, неотъемлемой частью которой являются нетерпимость и ненависть к евреям, а также женоненавистничество и нетерпимость к секс‑меньшинствам. И это не религиозная, а этническая проблема, что доказывают события, происходящие в европейских странах с большим количеством мусульманского населения». Это его выступление и последующее интервью газете «Вельт ам зонтаг» стали знаменитыми, многократно процитированными и вызвавшими неоднозначную реакцию. Участники встречи с Ангелой Меркель отмечают, что после этих слов Шустера «в зале повисла напряженная тишина», а канцлер со словами «значит, мы должны этим заняться» сделала пометки в своем блокноте.

Попытка Шустера увести дискурс из опасной парадигмы религиозных противоречий в межэтнические вряд ли может быть признана удачной. Немецкий императив политкорректности и толерантности требует избегать интерпретации любых политических и общественных противоречий, обусловленных как религиозными, так и национальными причинами, не говоря уже о низведении их до этнических. Пресса обвинила Шустера в расовых предрассудках.

Однако все эти факты лишь подчеркивают сложнейшую общественно‑политическую ситуацию, в которой оказались евреи в связи с наплывом беженцев из стран Ближнего Востока, зараженных стереотипами антисемитизма и религиозного экстремизма. С одной стороны, следование императиву толерантности всегда было для евреев Германии важнейшим условием спокойного существования в стране, некогда повинной в Холокосте. С другой — безоговорочное распространение политики и практики толерантности на прибывающих беженцев (что показали события кельнской новогодней ночи) вызывает оправданный страх в еврейских общинах. В рамках этого тревожного противоречия еврейские лидеры пытаются найти «золотую средину» в высказываниях на эту тему. Выражая свою обеспокоенность, они неоднократно подчеркивают, что «евреи как никто другой могут сочувственно отнестись к изгнанникам, потерявшим свой дом».

Саломон Корн. Фото из публикации газеты «Зюддойче цайтунг» от 1 февраля 2016

Саломон Корн. Фото из публикации газеты «Зюддойче цайтунг» от 1 февраля 2016

Так, в интервью газете «Зюддойче цайтунг» 1 февраля 2016 года многолетний вице‑президент Центрального совета евреев Германии и участник многочисленных теледебатов Саломон Корн выразил уверенность, что Германия рано или поздно справится с интеграцией прибывающих беженцев. Он заметил, что «потребовалось три поколения после войны, чтобы евреи в Германии почувствовали себя дома. Возможно, беженцам‑мусульманам потребуется для этого больше, чем три поколения, учитывая различия культур». Кроме того, г‑н Корн заявил, что его больше беспокоит рост праворадикальных настроений и риторики на фоне этого кризиса.

Таким образом, Саломон Корн обозначил как наиболее важную еще одну серьезную общеевропейскую проблему, угрожающую в том числе и евреям, — рост правоэкстремистских настроений и практик. В Германии с этим связывают протестное движение «Пегида» («Патриотические европейцы против исламизации Запада»), родившееся в восточных землях, и деятельность и риторику новой, но набирающей силу партии AfD (АдГ, «Альтернатива для Германии») — партии консерваторов и «евроскептиков». Не говоря уже о традиционных немецких праворадикалах из партии NPD (НДПГ, Национал‑демократическая партия Германии), к которым все привыкли. Что касается разрастающейся AfD, то она представлена уже в шести земельных парламентах из шестнадцати, а в марте 2016‑го будут выборы еще в трех важных немецких землях. Рейтинги партии уже вышли на двузначный уровень, и, скорее всего, она будет представлена в этих парламентах, а по осени и еще в двух.

А чувствуют ли на себе это растущее напряжение рядовые члены еврейских общин Германии? С этим вопросом мы обратились к руководителю Еврейского центра в одном из районов Кельна Стелле Щербатовой, являющейся также членом Интеграционного совета города. По словам г‑жи Щербатовой, случаи антисемитизма происходят более или менее всегда — и в школах, и в быту, и даже в отношениях с властями — в муниципальных учреждениях, но говорить о том, что это связано с наплывом беженцев, с которыми члены общины особенно не встречаются, не приходится, как и об увеличении количества таких случаев. «Бывает, что бытовые конфликты поспешно интерпретируются как антисемитские, однако при более пристальном рассмотрении становится понятно, что они все же носят межличностный характер», — говорит глава центра. В то же время г‑жа Щербатова подтвердила возрастающую тревогу членов общины в связи с наплывом беженцев из мусульманских стран и ростом правоэкстремистских настроений в Германии.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»