Актуалии

Еврейская свадьба в Пномпене

Дара Брамсон 10 февраля 2017
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

При помощи Хабада еврейская пара сочеталась браком под белоснежной хупой, обрамленной золотым камбоджийским закатом.

В прошедший вторник публика собралась на крыше нового центра Хабада в Пномпене, столице Камбоджи, дабы присутствовать на историческом событии — первой в Камбодже ортодоксальной еврейской свадьбе. Перекрикивая гул соседней стройки, человек пятьдесят гостей болтали на английском, французском, кхмерском и казахском, иврите и идише, ожидая начала церемонии и поглядывая вниз, на буддийские пагоды, возвышающиеся среди хаотичного движения большого города.

Звуки живой музыки послужили сигналом: женщинам налево, мужчинам направо. Через пару мгновений вошла невеста Ирина; в сопровождении жен раввинов Хабада Камбоджи и Таиланда Маши Бутман и Мушки Гехт она подошла к своему жениху Вадиму. (Молодожены попросили не упоминать их фамилий.) Раввин Бенцион Бутман, уроженец Израиля, с 2009 года возглавляющий хабадскую общину в Камбодже и в 2015‑м начавший строительство этого нового общинного центра, провел свадебную церемонию под белой хупой, обрамленной пылающим закатом. «Было совершенно очевидно, что церемонию надо проводить именно здесь», — сказал Бутман.

Вадим, Ирина и рабби Бутман

После того как жених разбил стакан, Бутман произнес речь о том, как эта пара связана с Камбоджей и с еврейской общиной страны. Он выступал в зале приемов, гости расселись за круглыми столами, покрытыми белыми скатертями, на стульях в белых же чехлах с розовыми бантами и угощались тыквенным супом, поданным после исполнения «Хавы нагилы». Как будто сам факт кошерной хупы в Камбодже недостаточно необычен, происхождение обоих супругов внесло дополнительную экзотику в эту картину: невеста родом из Казахстана, а жених — израильтянин русского происхождения.

Не считая танцев с женихом на плечах и невестой на стуле, само собрание в этом месте уже никого не удивит. На протяжении последнего года каждую пятницу новый шестиэтажный центр Хабада открывает свои двери пномпеньской общине и гостям со всего света. Когда после визитов сюда на Песах в 2007 и 2008 годах было решено, что Камбоджа нуждается в хабадском присутствии, Бутман был отряжен в Пномпень, где и живет теперь постоянно со своей женой и шестерыми детьми.

«Я жил в Нью‑Йорке, учился и подыскивал место для своей пожизненной миссии», — сказал он, заметив, что кому‑то, возможно, его образ жизни покажется необычным, но в мире есть еще четыре тысячи семей, делающих то же самое. Для него, равно как и для других раввинов Хабада, это не только работа — это образ жизни. Это видно по тому, как тепло он приветствует каждого, кто заходит в дверь, и по тому, насколько он вовлечен во все аспекты жизни общины в стране, где не было собственной еврейской истории. В общинном центре работает кошерный ресторан, там проходят службы и устраиваются трапезы по субботам и в осенние праздники, а членам общины оказывается всяческая помощь и поддержка.

В 2013 году был приобретен участок земли под еврейское кладбище, где теперь покоятся трое.

«Как американец, живущий далеко от родины, в Пномпене, я могу сказать, что эта свадьба ясно показывает, чем является для меня Хабад — общиной», — сказал Мартин Каропкин, уроженец Нью‑Йорка, который работает судьей в Чрезвычайных палатах в Судах Камбоджи (занимающихся уголовным преследованием красных кхмеров. — Примеч. перев.). «Церемония была очень красивой, но еще красивее сам факт того, что мы все — мужчины и женщины со всего мира, экспаты и туристы — собрались вместе и на время стали одной семьей. За счастливую пару и за нас с вами!»

Оригинал публикации: In Phnom Penh, a Jewish Wedding

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

770 принимает гостей

Алперовиц признает, что он не будет традиционным раввином, вещающим с кафедры, и собирается проводить много времени в пути. «Я буду навещать людей у них дома, разъезжая по всему штату, когда только смогу, — говорит он. — Я еду в Южную Дакоту с идеей, что каждый еврей уникален и ценен для нас, буквально как родной брат или сестра, и мы предвкушаем, как будем вместе соблюдать наши традиции».

Свадьба в «три недели»

Как следует поступить благочестивому ашкеназскому еврею, если его позовут на кошерную свадьбу, назначенную на конец тамуза? Можно ли ему присутствовать на такой хупе, и если да, то можно ли слушать музыку и участвовать в танцах, без которых не обходится ни одна еврейская свадьба?