Евреи в Крыму

Беседу ведет Афанасий Мамедов 19 мая 2014
Поделиться

С 8 апреля по 12 мая мы отмечаем 70-летие осво­бождения Крыма от фашистских оккупантов. Неожиданно вернувшийся к России полуостров вернул и свой старый образ, воспетый еще Батюшковым, — светлого Элизиума, — обыгранный во множестве литературных произведений вплоть до знаменитого полуфантастического романа Василия Аксенова. Но что бы там ни писал оте­чественный классик, а полуострову островом быть заказано, и дело тут не столько в географических характеристиках, сколько в политических причинах: «екатерининские мили», щедро политые кровью, «вексельные игры» Ленина, цинично подхваченные Сталиным, этнические чистки Гитлера тому подтверждение. Крым всегда был для кого-то началом новой эры, а для кого-то — ее трагическим концом. Жизнь многочисленных крымских этносов и субэтносов в эпохи «межвременья» стиралась из памяти и являлась предметом пристального внимания историков. В эти эпохи нередко разыгрывалась и «еврейская карта», одной из которых стал, к примеру, проект «Крымской Калифорнии», оказавшийся судьбоносным для создания Государства Израиль.

[parts]
[phead]lech265_054[/phead]
[part]

«ХАЗАРСКАЯ» ТЕОРИЯ — ЭТО МИФОЛОГЕМА

Максим Гаммал

Историк-востоковед

Афанасий Мамедов Можно ли считать «хазарскую» версию происхождения караимского народа одной из [footnote text=’См. на эту тему: Голда Ахиезер. Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар // Лехаим. 2007. № 4.’]основных?[/footnote]

Максим Гаммал «Хазарская» версия происхождения караимов была впервые высказана русским востоковедом Григорьевым в 1846 году в статье «Еврейские религиозные секты в России». «Тюркско-хазарская» теория происхождения караимов получает права гражданства среди собственно караимов Российской империи лишь в 1890 году, когда по инициативе сына Авраама Фирковича Зераха и, как было особо подчеркнуто, при одобрении Караимского духовного правления был выпущен «Сборник узаконений Российской империи касательно русско-подданных караимов». «Сборник» открывался статьей профессора-тюрколога Смирнова, которая представляла собой наиболее полное и логичное изложение «тюркско-хазарской» теории происхождения караимов. Последовательным сторонником этой теории был Серая Шапшал — последний официальный глава караимской общины в Российской империи. Благодаря ему «хазарская» теория происхождения караимов получает официальный статус. Так, на национальном караимском съезде в 1917 году было принято определение, что «караимы, являясь коренными обитателями Крыма, представляют собой объединенную общностью веры, крови, языка и обычаев особую народность». Караимский национализм в условиях идео­логического и юридического размежевания с еврейской общиной принял облик «научной», «тюркско-хазарской» теории. Как и любая другая национальная идея, «тюркско-хазарская» теория, будучи новой идеологией, возводила себя к «старой», «утраченной» традиции, возродить и объяснить которую удается лишь на новом витке развития знаний. На сегодняшний день не существует каких-либо серьезных доказательств хазарского происхождения караимов. Очевидно, что «хазарская» теория — это мифологема, ставшая основанием для караимского национализма.

АМ Как выстраивались отношения караимов с крымскими татарами, насколько тесной была связь с Турцией?

МГ Отношения между караимами и крымскими татарами в общем и целом были ровными. А вот связи между караимами Крыма и Турцией или, точнее, Стамбулом были весьма крепкими и многосторонними. В Стамбуле существовала караимская община, которая вплоть до середины XVI века была центром традиционной учености среди караимских общин региона. Связи между караимами Крыма и Стамбула сохраняются до потрясений начала XX века.

АМ В 1852 году отменена черта оседлости для караимов. С чем это было связано и как сказалось на караимской общине Крыма?

МГ Отмена черты оседлости в Российской империи для караимов — это лишь один из эпизодов в долгой истории взаимоотношений караимской общины и российской власти и, естественно, хороший повод подробнее рассмотреть этот вопрос. Конец XVIII века в истории Российской империи отмечен впечатляющими территориальными приобретениями. Россия в коалиции с Австрией и Пруссией участвует в разделах Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 годы), а в 1783 году завоевывает Крым. Изменения на политической карте Европы не обошли стороной и восточноевропейских караимов. Впервые в своей истории караимские общины Крыма, Польши и Литвы оказались в составе одного государства — Российской империи. Уже в конце правления Екатерины II караимам удается добиться значительных налоговых послаблений по сравнению с остальным еврейским населением Российской империи. И в дальнейшем власть не отступает от практики дарования льгот караимам. Финальной точкой в процессе эмансипации караимов было уравнение караимов в правах с коренным населением империи в 1863 году. Столь благосклонное отношение властей объяснялось тем, что караимы, отвергавшие Талмуд, представлялись царским чиновникам не вполне евреями или даже совсем не евреями. Более того, «ориентальный» облик караимов, как, например, и облик крымчаков, которые были тюркоязычными евреями-раввинистами, добавлял благожелательности властям, приближая караимов и крымчаков к «азиатам», далеким от отвратительного облика еврея-ашкеназа. К тому же в разоренном вой­ной Крыму, большую часть населения которого составляли крымские татары и чья лояльность империи была весьма сомнительной, купцы-караимы были ценным демографическим элементом, который следовало беречь.

АМ Как «работал» караимский капитал на рубеже ХIХ–ХХ веков?

МГ То, что караимы-предприниматели были весьма заметны в табачной промышленности Российской империи, объясняется уникальным стечением исторических обстоятельств. Во второй половине XIX века караимы начинают переселяться из мест традиционного обитания в крупные городские центры Российской империи. Миграция стала возможной благодаря отмене черты оседлости для караимов и Крымской войне, в результате которой многие караимы были вынуждены покинуть места своего традиционного обитания. В то же время в стране происходит становление промышленности в результате либеральных реформ Александра II. Караимы используют открывшиеся коммерческие перспективы. Интерес караимов к табаку неслучаен. Во второй половине XIX века население империи «подсаживается» на курение табака и табачная промышленность растет весьма быстро, так что вложение капитала в производство табака было выгодным предприятием. И именно в табачной промышленности у караимов было очевидное преимущество над конкурентами: в качестве сырья в основном использовался табак, выращенный в Турции, караимам Крыма, благодаря их традиционным коммерческим связям с Турцией и знанию языка, было проще устанавливать связи с поставщиками. В результате совпадения всех этих обстоятельств на рубеже столетий караимы контролируют до одной трети табачной промышленности Российской империи. Названия таких караимских табачных фабрик, как «Дукат» и «Ява», стали брендом.

[/part]
[phead]lech265_058[/phead]
[part]

СПРАВА — «ЭЛО-ИМ», СЛЕВА — «ТЕНГРИ»

Михаил Кизилов

Истoрик, гебраист

АМ Хазарский каганат окончательно распался в 60-х годах Х века. Как это сказалось на жизни еврейских общин, уже существовавших тогда в Крыму?

Михаил Кизилов К сожалению, у нас об этом практически нет никаких сведений. Вообще, вопрос о том, насколько распространен был иудаизм в Хазарском каганате, является одной из сложнейших исторических проблем: по мнению многих специалистов, это была религия кагана и его ближайшего окружения, а никак не народных масс этого государства. Поэтому вывод хазарских войск из Крыма (состоявшийся, кстати, несколько ранее, еще во второй половине IX века) особого влияния на жизнь еврейской общины не оказал. Легенды же о контактах между караимами, крымчаками и хазарами, придуманные караимской и крымчакской историографией XIX–XXI веков, увы, остаются не более чем романтическими преданиями, не имеющими отношения к реальной истории.

АМ Как складывались в Крыму отношения субботников с ашкеназами, горскими евреями, крымчаками, караимами? Почему они часто идентифицировали себя именно с караимами?

МК Относительно отношений между крымскими субботниками, крымчаками и горскими евреями нам ничего неизвестно. Если между ними и были какие-то контакты, то хоть сколько-то серьезного следа они не оставили. Отношения между субботниками и караимами были весьма неоднозначны: с одной стороны, караимским лидерам было приятно, что группа этнических русских идентифицирует себя с их движением. С другой — они опасались негативной реакции российского правительства. Причина, по которой субботники часто отождествляли себя с караимами, довольно проста: караимы были уравнены в правах с православными подданными и не подвергались антисемитским преследованиям.

АМ Как мог культ тюркского божества Тенгри проникнуть в народные религиозные практики караимов?

МК Это очередной историографический нонсенс, каковых крайне много в области крымской иудаики. Конечно, культ «тюркского божества Тенгри» в религиозную традицию караимов не проникал. «Тенгри» — это просто перевод еврейского «Б-г» (Эло-им, Ад-най, Цева-от и т. д.) на тюркские языки крымских караимов. Если вы возьмете билингвальные молитвенники караимов и крымчаков — вы увидите, что с правой (еврейской) стороны там будет написано «Эло-им», а с левой (тюркской) — «Тенгри». Никогда в религию караимов — пуритан от иудаизма — не проникали языческие обряды. Это очередное изобретение псевдонаучной постсоветской историографии — не более и не менее.

АМ Сколько людей на сегодняшний день насчитывает караимская община? Можно ли сказать, что их традиции сегодня возрождаются?

МК В Крыму сейчас около 600 караимов, во всей Восточной Европе — около 2 тыс., во всем мире — около 30 тыс. (правда, следует помнить о том, что наиболее многочисленная караимская община, проживающая в Израиле, имеет крайне мало общих точек соприкосновения с восточно-европейскими караимами). Да, в караимских общинах Крыма (особенно в Евпатории и Феодосии) сейчас можно наблюдать возрождение религиозных традиций, интереса к изучению иврита и караимского (крымско-татарского) языка, богослужениям, собственной истории и культуре. Какие формы караимский ренессанс примет в ближайшее время, покажет будущее.

[/part]
[phead]lech265_057[/phead]
[part]

«МЫ ИМЕЛИ ПРАВО НА СЛЕЗУ»

Геннадий Костырченко

Историк

АМ Советские евреи восприняли с невероятным воодушевлением проект «Крымская Калифорния», развернулось массовое движение за создание «Нового Израиля». Но это до второй мировой войны. Скажите, а что за проект — «крымский», с участием Михоэлса и Фефера, и какая связь между их поездкой в США в 1942 году и теми обвинениями, которые инкриминировались фигурантам по делу Еврейского антифашистского комитета?

Геннадий Костырченко Пребывание Соломона Михоэлса и Ицика Фефера в США ознаменовалось очень важным событием, роковым образом повлиявшим не только на их личные судьбы, но и на судьбы многих других членов ЕАК. Речь идет о так называемой «крымской истории», которая брала свое начало еще в первые, судьбоносные, месяцы войны, когда в ответ на трагический вызов Холокоста в головах неформальных лидеров советского еврейства стали рождаться различные проекты по его спасению, главным образом путем создания национальной автономии в европейской части СССР. Фефер впоследствии утверждал: «Примерно с 1942 года у нас в ЕАК начались разговоры о том, что все еврейские учреждения ликвидированы, даже в еврейских районах (имеется в виду весь СССР, за исключением Биробиджана. — Г. К.), все, что было создано за 30 лет. Тогда и возник вопрос о Крыме».

АМ Какова была главная предпосылка так называемого «крымского письма», подписанного Михоэлсом, Эпштейном и [footnote text=’Молотов, посчитав «крымский проект» актуальным, посоветовал Михоэлсу, Феферу и Эпштейну: «Пишите письмо, и мы его посмотрим». Письмо о создании «Еврейской Советской Социалистической Республики» в Крыму было написано как частное обращение группы граждан 15 февраля 1944 года. Сталин к проекту отнесся негативно и поручил Кагановичу пресечь «неподобающее» поведение руководителей ЕАК.’]Фефером?[/footnote]

ГК Главной предпосылкой возникновения «крымского письма» стала гипертрофия национальных чувств евреев, порожденная в годы войны реальной угрозой их полного уничтожения, по крайней мере в Европе. Всплеск еврейского (как, впрочем, русского, украинского, татарского и другого) национального самосознания был тогда настолько силен, что многое воспринималось в ином, чем в мирное время, свете. Евреям, пережившим беспрецедентный гитлеровский террор, хотелось верить в то, что их колоссальные жертвы и страдания не напрасны и они вправе надеяться на лучшую жизнь. Один из авторов «крымского письма» Фефер гордо заявил в 1952 году на суде: «Да, вы не найдете такого народа, который столько выстрадал бы, как еврейский народ. Уничтожено 6 млн евреев из 18 млн — одна треть. Это большие жертвы. И мы имели право на слезу и боролись против фашизма».

АМ В 1920-х «Джойнт» инициировал проект создания еврейских сельскохозяйственных предприятий в Крыму, выделил кредиты на миллионы долларов. Как вел себя «Джойнт» в послевоенные месяцы, когда уже было понятно, что разговоры о еврейской респуб­лике в Крыму преждевременны, сократил ли он финансирование советским евреям?

ГК Напротив, в июле 1945 года «Джойнт» нарастил финансирование «советской программы» до 1 млн долларов. И лишь когда в ноябре 1945 года советская сторона не смогла представить доказательства возвращения евреев в Крым и стало ясно, что Кремль не пойдет на организацию там какой-либо еврейской автономии, «Джойнт», окончательно прозрев, переориентировался в оказании помощи на Украину и Белоруссию. И хотя тем самым на «крымском проекте» был поставлен крест, американо-еврейские благотворители только в 1946 году поставили в СССР гуманитарной продукции (главным образом, пенициллина) на сумму 1,5 млн долларов. Впрочем, уже в 1947 году, когда вследствие глобального политического похолодания резко ухудшились советско-американские отношения, «Джойнт» вынужден был полностью свернуть свою деятельность в СССР.

АМ Можно ли сказать, что судьба «крымского проекта» была изначально предрешена Сталиным: ведь не развались этот проект, может быть, и не было бы Государства Израиль?

ГК Сталин, никогда открыто не высказывавшийся по поводу послевоенного урегулирования международной еврейской проблемы, уже с 1941 года начал негласно склоняться к поддержке сионистского плана в Палестине. Имеются данные, что президент эмигрантского Госсовета Чехо­словакии Эдвард Бенеш, в декабре 1943 года встречавшийся в Москве со Сталиным, соответствующим образом агитировал его по просьбе Нахума Гольдмана и других сионистских лидеров. Известно также, что советский дипломат Константин Уманский, который наряду с Максимом Литвиновым и Иваном Майским довольно часто встречался тогда с Хаимом Вейцманом и другими высокопоставленными сионистами, в августе 1944 года признавался им, что Сталин «склоняется в пользу создания еврейского государства в Палестине».

[/part]
[phead]lech265_056[/phead]
[part]

В КРЫМУ ОПРЕДеЛИЛАСЬ СТРАТЕГИЯ ХОЛОКОСТА

Павел Полян

Историк, географ

АМ Уже в 1937 году благодаря участию «Джойнта» в Крым было переселено более 150 тыс. евреев, а потом война… Известны ли точные цифры, сколько евреев-ашкенази, горских евреев и крымчаков было уничтожено в Крыму в годы Великой Отечественной вой­ны? Какое влияние Холокост в Крыму оказал на самосознание уцелевших представителей этих групп?

Павел Полян Полагаю, данные, приведенные в энциклопедии «Холокост на территории СССР», адекватно отражают уровень наших сегодняшних знаний. Так, в статье «Крым» Михаил Тяглый не дает окончательной оценки: читатель сам должен сообразить, что в Крыму погибло наверняка не менее 30 и, скорее всего, не более 35 тыс. ашкеназских евреев, крымчаков и евреев-военнопленных. Если говорить отдельно о числе погибших крымчаков, то и здесь скудость информационной базы ощутима: из 7 тыс. крымчаков 15% было эвакуировано, и под ярмом и прицелом немецкой оккупации оказалось около 6 тыс. крымчаков. В статье того же Тяглого приводятся данные о задокументированных уничтоженных, составляющих лишь немногим больше 2500 человек. Таким образом, мы выходим на цифру в 3 или 4 тыс. убитых крымчаков как минимальную. Что же касается горских евреев, то о них и о жертвах среди них (а это около 1100 человек) писал я [footnote text=’М. Куповецкий, П. Полян. Горские евреи // Холокост на территории СССР: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2009. С. 233–235.’]сам[/footnote]. Эта глава Катастрофы не ограничена Крымом, где погибло не более 20% горских евреев, убитых нацистами, но именно с Крыма — весной 1942 года — она началась: с Феодосии и Порфирьевки под Евпаторией. В горско-еврейских поселках Богдановка и Ганштаковка, что в Восточной Ставропольщине, расстрелы состоялись осенью 1942 года. Но самым большим общинам — горским евреям Нальчика и Моздока — удалось практически полностью спастись. Как видим, та разделительная моральная черта между разными контингентами с еврейской идентичностью, обреченными и не обреченными погибнуть, пролегла по Крыму более чем своеобразно. С одной стороны, даже горские евреи там сполна разделили участь ашкеназов и крымчаков. С другой — немцы практически не тронули караимов (массовые жертвы среди них не исключаются только для района Херсона, что «на материке»). По-своему это как бы подтвердило тот привилегированный статус караимов, что они имели и при царе. Как и все выжившие евреи, караимы после войны столкнулись со смершевским к себе отношением: «И как же это вы, абрамы, живые остались-то?» — но чтобы какие-то камни летели в их сторону со стороны, к примеру, тех же ашкеназов, мне неизвестно. Зато известны случаи, когда ашкеназские евреи, в отчаянных попытках спастись под ложными идентичностями, выдавали себя за караимов: в тех случаях, которые я знаю, это им не помогло.

АМ До Великой Отечественной войны Крым был известен как регион исключительно мультикультурный. Как отнеслось многонациональное население Крыма к уничтожению народов с еврейской идентичностью?

ПП После войны в Крыму смотреть на это этнодемографическое опустошение было почти некому. За военные годы Крым начисто лишился не только всех евреев, но и всех татар, немцев, части греков и болгар («советские депортации возмездия», причем хотели депортировать и караимов — всерьез, по смершевской логике). Сталин как бы продолжил, пусть и без кровожадности, и даже расширил этнодемографический эксперимент Гитлера (тот тоже смотрел на Крым как на «пряник»). Эксперимент этот продолжил и «разоблачитель» Сталина Хрущев, закрывший Крым для крымских татар и иже с ними. К воцарению самого Хрущева этническая палитра Крыма, по сравнению с довоенной ситуацией, была настолько бедной, что хочется поднапрячься и узреть тут хоть какое-то оправдание передачи этого изрядно заплесневевшего без евреев и татар полуострова-«пряника» украинцам в 1954 году.

АМ Отсутствие гетто в Крыму — его устроили, кажется, только в Ялте и на очень короткий срок — ускорило участь евреев и крымчаков?

ПП Безусловно, мало где евреи или крымчаки пережили под оккупацией больше месяца. Их квартиры представляли для оккупантов, как правило, большую ценность, чем их рабочие руки. Все же к Ялте следовало бы добавить и Джанкой. Ибо какое-то время (до первых селекций) рабочий лагерь был тем же гетто, но только в семейно-казарменном, а не в семейно-квартирном варианте. Иными словами, в Крыму определилась та же палаческая стратегия Холокоста, что во второй и последний раз была применена чуть позднее и чуть восточнее — на Северном Кавказе.

АМ В чем различия между проектом осуществления еврейской государственности в Крыму до войны и сразу после нее?

ПП Крым и Биробиджан — это суррогаты Земли обетованной и, стало быть, альтернативы главному сио­нистскому проекту — в Палестине. Поэтому главное отличие — в разном типе конкуренции с Палестиной: до войны, когда Эрец-Исраэль и не пахло, притягательная сила и конкурентная способность Крыма была повыше. После вой­ны, когда в воздухе обозначились контуры, а затем, уже на земле, и границы Государства Израиль, эта его привлекательность резко ослабла. В том же направлении — то есть против еврейской республики в Крыму — работала после опустошительной войны и «внутрисоветская конкуренция». А после антисемитского угара периода издыхающего Сталина и пущенного слуха о предстоящей тотальной еврейской депортации, такой «пряник», как Крым, отданный евреям, мог выглядеть как признание не столько немецкой, сколько советской вины перед ними, что, конечно, было неприемлемо.

 

Времена изменились, мы давно не черпаем суждений из «газет времен очаковских и покоренья Крыма», мы опутаны социальными сетями, в которых самовыражаемся до хрипоты, не замечая, как становимся порой непримиримыми к «свободной жизни». Да и многоликий полуостров Крым на этот раз не покоряли — сам пришел, как приходят старые истории, которые в силу их незавершенности нельзя ни переписать, ни сокрыть, ни забыть, можно лишь продолжить. Историю евреев в Крыму в том числе.

[/part]
[/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Надо рисовать так, чтобы было видно, что это сделано евреем!»

Весна в Еврейском музее и центре толерантности началась с открытия новой выставки. «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» рассказывает о ярком и коротком, как вспышка, периоде существования объединения «Культур‑Лига» и демонстрирует свыше сотни живописных и графических произведений из десятка музеев

Пятый пункт: дом, который построил Яаков

Какие уроки можно сегодня извлечь из прочтения Пасхальной агады? Почему несчастья стали неотделимы от судьбы еврейского народа? И какое отношение к празднику Песах имеет известное стихотворение Самуила Маршака? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин читает Агаду в свете последних событий.

Четверо детей

Возможно, проблема еврейских общинных институтов — не в отсутствии интереса к этим институтам, а в том, что проблемы людей более масштабны, чем рамки, в которые их пытаются втиснуть. Если 63% американских евреев высказывают мнение, что Америка на неверном пути, не означает ли это, что их сложные отношения со своей общественной группой и религией напрямую связаны с нарастающим ощущением нестабильности американской жизни и общества?