старый свет

Евреи Йорка разбогатели после погрома, учиненного крестоносцами

Подготовил Семен Чарный 23 августа 2023
Поделиться

Историки из Йоркского университета (Великобритания) на основании архивных данных выполнили онлайн-реконструкцию домов, в которых в начале 13 века жили евреи Йорка, пишет журналистка Naked Science Алиса Гаджиева. 

Эту работу проводили в рамках проекта Heritage360 Streetlife, направленного на изучение средневековой истории Йорка. После нормандского завоевания Англии в 1066 году из французского города Руана сюда прибыло множество евреев. Нормандские короли нуждались в заемных средствах для строительства замков и обеспечения безопасности своего королевства, но кредитование было запрещено христианам католической церковью. Евреев в этом вопросе их религия не ограничивала. В результате они пользовались покровительством короны и со временем создали общины в большинстве городов Англии. Во второй половине 12 века члены еврейской общины Линкольна поселились в Йорке.

“Дом еврея” 12 века в линкольне. такие же дома были на Кони-стрит в средневековом йорке

Понятно, что католическую церковь такое положение дел не радовало. И при активном участии духовенства в Англии росла враждебность к еврейскому населению. Отчасти это было связано с публичными разногласиями в области теологии между еврейскими учеными и христианскими церковными деятелями. В середине 12 века было распространено несколько историй, ложно обвинявших евреев в убийстве христианских детей.

Впрочем, вплоть до 1189 года неприязнь христиан к иудеям не переходила в резню. Все началось на коронации Ричарда I (позднее известного как Львиное Сердце), нового короля Англии. Так как коронация проходила в Вестминстерском аббатстве, формально присутствие глав еврейских общин здесь было запрещено. На практике же самые богатые и знатные иудеи обычно присутствовали, выражая таким образом свое уважение новому королю.

Ричард Львиное Сердце категорически запретил этот визит вежливости, но несколько глав общин из Лондона и Йорка все же явились. По мнению некоторых историков, пришли они вовсе не для того, чтобы выразить почтение королю. Напротив, они были возмущены новыми налогами и сборами — эти деньги требовались короне для организации Третьего крестового похода.

Стража не пропустила иудеев, начались беспорядки, которые закончились первыми еврейскими погромами в Англии, пока только в Лондоне. Еврейская община в Йорке жила мирно, чему способствовали ее связи с городским главой.

В следующем, 1190 году Ричард Львиное Сердце стал одним из предводителей Третьего крестового похода. Вместе с ним в Святую землю отправился и глава Йорка. Но некоторая часть крестоносцев еще оставалась в городе — довооружалась на свои деньги, так как королевских на всех не хватило. Они попробовали получить дополнительные средства с еврейской общины, но неудачно.

И когда в городе по неизвестной причине вспыхнул пожар, будущие освободители Гроба Господня решили, что это отличный способ поживиться. Поджигателями объявили евреев, которые обратились за защитой к хранителю Йоркского замка. Тот предложил им укрыться в донжоне (главной башне средневекового замка), сейчас называемом башней Клиффорда.

Из документов не вполне ясно, что стало причиной гибели евреев, укрывшихся в замке. Согласно одной гипотезе, крестоносцы захватили башню Клиффорда и всех перерезали, по другой — члены общины сами убили свои семьи и себя, предварительно устроив поджог башни.

Ныне историки пришли к выводу, что всего через 20 лет после этой резни, начиная примерно с 1210 года, в городе вновь уже существовала процветающая еврейская община, жившая в нормальных отношениях с соседями-христианами.

Главой общины был Аарон из Линкольна. Он же выступал в качестве главного представителя всей еврейской общины Англии, а в 1230-1240-х годах Аарон считался самым богатым человеком в стране. 

Журналист Jewish News Ли Харпин цитирует смотрителя Йоркской синагоги Говарда  Дакворта, который заявляет: «Объем новой информации, обнаруженной командой исследователей, действительно вдохновляет. Мы открыли для себя совершенно новую историю евреев Йорка, которая на протяжении многих лет была омрачена повествованием о резне в башне Клиффорда. Нынешнее исследование – нечто большее, это реальная история, к которой может прикоснуться каждый. Когда вы прогуливаетесь по Йорку, вы видите его теперь другими глазами, и спасибо команде за эту работу».

Дома, первоначально построенные христианскими землевладельцами, сдавались в аренду евреям и были неотличимы от других домов на улице, на которой жили главные христиане Йорка.

На заднем дворе дома Аарона находилась синагога, но с улицы ее было не видно.

Кони-стрит – важная торговая улица, ассортимент находившихся там лавок включает суконщика, кожевенника, винодела, ювелира, пекаря и аптекаря.

Документы из архива Даремского собора демонстрируют, как Аарон Йоркский сотрудничал с духовенством Йоркского собора в приобретении большого каменного здания, ставшего впоследствии городской ратушей, обеспечивая городу, таким образом, место для собраний и внося большой вклад в историю Йорка.

Примечательно, что исследование впервые определило точное местоположение домов двух ведущих членов еврейской общины до 1190 года – Джосса и Бенедикта: на Фоссгейт и Коллиергейт соответственно. Это изменило представление о том, где должна была находиться первая в городе синагога и где должен был учить Торе известный раввин Йом-Тов – скорее всего на южной стороне Фоссгейта.

Руководитель проекта в Йоркском университете Луиза Хэмпсон говорит: «Онлайн-реконструкции предлагают доступную визуальную интерпретацию того, как еврейская община жила бок о бок со своими соседями-христианами, в том числе на самой престижной средневековой улице Йорка».

Историк Джон Дженкинс добавляет: «Исследование выявило способы сотрудничества евреев и христиан в работе на общее благо города. Эта деятельность сыграла ключевую роль в приобретении здания Гражданской гильдии, а также в восстановлении Йоркского собора – важнейших гражданских объектов по сей день».

Все эти сведения подтверждают, что как минимум в Йорке никакого противостояния между иудеями и христианами в первой половине 13 века не было, несмотря на ранее произошедший кровавый погром. Между тем в Лондоне младший брат короля Ричарда принц Джон (позднее его коронуют под именем Иоанна Безземельного) опять повысил налоги для еврейского населения.

Кроме того, на Четвертом Латеранском соборе (1215) евреям предписали носить особую одежду, не выходить на улицу во время христианских праздников, а также разрешили христианам не платить ростовщикам-евреям по долговым обязательствам.

В 1253 году король Генрих III выпустил «Статут о еврействе», в котором рекомендовал всем евреям старше семи лет носить на одежде желтую звезду — за несколько веков до германских нацистов. Позднее эта рекомендация стала обязательной для исполнения в Англии.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Иллюзии Оливера Кромвеля

Мистическая идея Кромвеля о том, что возвращение евреев и гуманное отношение к ним необходимы как для царства Б-жьего на земле, так и для решения многих экономических проблем страны, как ни странно нашла отклик у нового короля. Карл II, находясь в изгнании, получил большую материальную поддержку от некоторых богатых евреев Франции и, помня об этом, наконец-то разрешил стародавнюю проблему. И заслуга Оливера Кромвеля в последующем полноправном возвращении сынов Израиля на берега Альбиона несомненна и неподвластна зигзагам истории.

Times of Israel: Невероятное возвращение евреев Йорка

В ресторане на набережной, прямо за углом от самой ранней известной йоркской синагоги на Кони‑стрит — ныне магазина одежды «Next», Сара Рис Джонс, профессор средневековой истории в Йоркском университете, своим рассказом добавляет колорита, контекста и немного путаницы к историческим сведениям о евреях Йорка.Она объясняет, что история, закончившаяся резней в Йорке, началась еще на коронации Ричарда I в Лондоне, за шесть месяцев до того, когда евреев не пустили в церковь и дворец.

The Jerusalem Post: Лондонский Тауэр и его еврейская история

В конце XII–XIII столетий лондонские евреи приходили в Тауэр и в поисках правосудия. «Королевская “собственность” на евреев означала, что корона использовала Тауэр и сидящих там чиновников для осуществления прямого контроля над евреями, — объясняет Диксон‑Смит. — Евреи считались имуществом короля они находились под прямой юрисдикцией комендантов». Поэтому еврейская община обладала привилегией доступа в королевские суды, которые размещались в крепости.