трансляция

The Jerusalem Post: Лондонский Тауэр и его еврейская история

Иланит Черник 13 августа 2018
Поделиться

Богатая история лондонского Тауэра — это история крепости, история дворца и история места, где на всем протяжении британского средневековья вершили закон, пытали и держали в мрачном узилище.

Но недавние исследования показали, что лондонский Тауэр служил еще и убежищем для членов еврейской общины во время жестоких погромов, а также тюрьмой для них же, когда они отказывались платить налоги, и даже портом отправки в изгнание, когда в 1290 году они вынуждены были покинуть Англию.

Из прочитанного недавно в Тауэре доклада «Новые данные о Тауэре и средневековой еврейской общине» следует, что связи евреев с этим памятником гораздо глубже, чем считалось до сих пор.

Лондонский Тауэр. Гравюра Уильяма Миллера. 1831

Куратор музейных коллекций Тауэра Салли Диксон‑Смит из «Historic Royal Palaces» — независимой организации, которая управляет некоторыми незанятыми королевскими дворцами Соединенного королевства, — провела три месяца, изучая документы казначейства и выискивая связи между этой крепостью и еврейской общиной.

Она обнаружила, что первые еврейские обитатели Лондона прятались в Тауэре в ходе самых жестоких погромов 1189, 1264 и 1272 годов.

В 1189 году, во время коронации Ричарда I, более известного как Ричард Львиное Сердце, евреи сделали попытку преподнести королю дар, что привело к началу антисемитских беспорядков. Многие евреи были убиты, оставшиеся в живых укрылись в Тауэре.

Позднее, в 1216 году, Тауэр стал местом превентивной защиты для евреев на период коронации Генриха III.

Во время одного из самых кровавых погромов середины XIII века евреи прятались в крепости несколько месяцев.

«Тауэр должен получить более широкую известность как важная точка еврейского средневекового наследия Англии, — считает Диксон‑Смит. — Средневековая еврейская история и история Тауэра неразрывно связаны <…> Без понимания статуса еврейской общины невозможно понять» средневековую Англию.

В конце XII–XIII столетий лондонские евреи приходили в Тауэр и в поисках правосудия. «Королевская “собственность” на евреев означала, что корона использовала Тауэр и сидящих там чиновников для осуществления прямого контроля над евреями, — объясняет Диксон‑Смит. — Евреи считались имуществом короля <…> они находились под прямой юрисдикцией комендантов». Поэтому еврейская община обладала привилегией доступа в королевские суды, которые размещались в крепости.

В 1238 году, когда лондонские шерифы расследовали убийства, к которым были причастны евреи, эти дела рассматривались сразу в королевском суде в Тауэре. Это говорит о том, насколько корона ценила в то время жизнь евреев.

Но в то же время в течение этого периода налогообложение евреев и христиан различалось, и, по словам Диксон‑Смит, «королевская защита и доступ в королевский суд имели свою цену». Евреи платили больше налогов, и изрядная часть собранных у них средств шла на расширение Тауэра, в том числе сооружение рва и строительство ворот.

В любой момент у евреев могли конфисковать треть состояния, а тех, кто не мог или не хотел платить, бросали в Тауэр, рассказывает Диксон‑Смит. За два столетия здесь томились в заключении немало евреев.

Позднее в XIII веке, в эпоху кровавых наветов, в Тауэре находился под арестом 91 еврей. Во время «скандала с порчей монеты» 1278 года, когда с монет по краям обрезали серебро, сюда посадили 600 глав еврейских семейств, большинство из которых были невиновны. Впоследствии некоторых из них казнили.

В июле 1290 года, когда Эдуард I объявил, что к ноябрю все евреи должны быть изгнаны из королевства, евреи уезжали из Англии по Темзе, пускаясь в путь из Тауэра. Как будто бы самого изгнания было недостаточно, комендант взимал с изгнанников пошлину за депортацию.

С этого момента евреям больше не разрешалось жить в Англии, пока в 1650‑е годы Оливер Кромвель не позволил им вернуться.

После публикации этого исследования президент «Historic Royal Palaces» Руперт Гэвин объявил, что теперь лондонский Тауэр будет рассматриваться как «ключевой пункт» еврейской средневековой истории и его организация включит недавно обнаруженную информацию о еврейской стороне жизни крепости в экскурсии, а также в образовательные программы для школ.

Лондонский Тауэр

«Школьники со всей страны могут приехать и узнать о том, как небольшая группа продуктивно работала в средневековой Англии, и, я думаю, это поможет нам многое понять в функционировании сегодняшнего общества», — уверен Гэвин.

Он говорит, что ищет возможности для того, чтобы в Тауэре появилось «живое воплощение еврейского присутствия».

«Это важная академическая деятельность, но она имеет и практическую сторону. Раньше, рассказывая историю Тауэра, мы забывали об этом важном аспекте, — говорит Гэвин. — Значение этой работы в том, что теперь она позволяет нам расширить знания о богатой истории этого сооружения». 

Оригинальная публикация: THE TOWER OF LONDON AND ITS JEWISH HISTORY

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Викторианский снимок

Эта картина — такой оммаж еврейству, который, кажется, никто больше никогда не снимал. И достойный ответ британским антисемитам, еще недавно, каких-нибудь двадцать-тридцать лет назад скрытым, но в последнее время все чаще поднимающим голову и открывающим рот.

«Раввин» Джон Селден и возвращение евреев в Англию

Не будучи раввином и вообще евреем, Селден стал первым англичанином, написавшим книгу о Талмуде, свободно владел древнееврейским и арамейским языками (среди многих других) и сочинил тысячестраничный «Мидраш». И еще он был одним из величайших английских историков и, возможно, лучшим теоретиком права. У Англии не было своего Маймонида, у нее не было Раши; зато у нее был Селден.

Мой Шейлок

Не волновало великого барда положение евреев в современной ему Англии (тем более, считалось, что их и нет в Англии уже несколько веков). И никакого скрытого смысла в монологе Шейлока не было. Его вычитали те, кому хотелось, чтобы он, этот второй, «юдофильский», смысл, был. Но, увы…