Евгений Сатановский: «“Убей еврея” — это мейнстрим»

Беседу ведет Михаил Эдельштейн 19 ноября 2014
Поделиться

Михаил Эдельштейн Новая волна терактов в Израиле — что это: начало новой интифады или просто кратковременная вспышка насилия, которая через несколько дней сойдет на нет? (Беседа состоялась за несколько дней до иерусалимского теракта. — Ред.)

Евгений Сатановский Это вполне можно считать началом новой интифады. Давайте посмотрим на происходящее с точки зрения организаторов. Ваша задача — уничтожить Израиль. Вы энное количество десятилетий пытаетесь сделать это при помощи войн, но они приносят все меньше результата. Наконец израильский ВПК достигает такого уровня, при котором страна может уничтожить всех своих соседей, не особо напрягаясь.

Если войны не работают, начинает работать интифада. Радикальное крыло берет власть на палестинских территориях и уничтожает умеренных, попутно провоцируя евреев. Расчет строится на том, что Израиль начнет бить из всех стволов, будут десятки тысяч погибших, появятся миротворцы, под которыми так удобно развернуться, — то есть югославский сценарий. Когда выясняется, что и это не срабатывает, интифада вырождается в гражданскую войну между «Хамас» и «Фатх».

Но в запасе есть еще политический сценарий, и вы включаете механизм уничтожения Израиля руками израильтян. Есть левые, они не любят правых и ради того, чтобы удавить своих политических противников, готовы идти на союз с любым врагом Израиля. Но выясняется, что израильский избиратель, паразит этакий, не любит, когда его режут или забрасывают камнями, взрывают и обстреливают, и он упорно голосует не за тех.

И тогда у вас остаются только две опции. Первая — это добиваться признания палестинского государства, строить которое по‑настоящему при этом никто не собирается. А вторая — начать интифаду руками израильских арабов, потому что те, которые «снаружи», уже более или менее выдохлись.

МЭ Люди, совершающие теракты, — маргиналы или же это мейнстрим арабской улицы?

ЕС Арабская улица, в том числе депутаты кнессета, называет террористов героями. Тех арабов, которые позволяют себе осуждать теракты, попросту убивают. Семьи террористов получают большие деньги от руководства Палестинской национальной администрации. Естественно, при таких условиях мейнстрим — это «убей еврея, и твоя семья будет процветать, а ты останешься в истории как герой». Если бы, выжив при теракте, вы пожизненно сели в тюрьму, ваш дом снесли, ваша семья потеряла бы все — тогда люди задумались бы.

Египет строит зону безопасности 14 км на полкилометра ширины вдоль границы сектора Газа и в 48‑часовой срок выкидывает более 1100 семей и разрушает почти 900 домов. И это не потому, что генерал Ас‑Сиси заботится о судьбе Израиля — просто он думает о безопасности своих войск на Синае. Так надо действовать и Израилю. Да, будут истерики, все будут осуждать — ну и Б‑г с ними. Когда вы на фронте — а Израиль на фронте, — правила поведения в тылу никого не волнуют.

Надо лишать потенциальных террористов возможности ходить по одним улицам с потенциальными жертвами, уничтожать пропагандистские сайты, уничтожать систему, позволяющую воспитывать поколение за поколением в ненависти. Надо взять под контроль арабские СМИ, систему воспитания и образования в детских садах и школах. Только так можно отключить этот механизм.

МЭ Насколько новая волна террора в Израиле связана с общей ситуацией на Ближнем Востоке: с гражданской войной в Сирии, укреплением «ИГИЛ», процессами, происходящими вокруг Ирана?

ЕС Почему израильские арабы должны отличаться от всех прочих — они что, в интернете не сидят? Кто‑то из них присоединяется к боевикам, убивающим неверных в Сирии и в Ираке, а кто‑то делает то же самое на территории Израиля. Но ситуация с «ИГИЛ» и прочим в этом роде влияет не только на Израиль — она влияет на весь мир. А на Канаду, где исламист идет в парламент и открывает стрельбу, она разве не влияет?

Демонстрация в поддержку Йеуды Глика. Иерусалим. 6 ноября 2014

Демонстрация в поддержку Йеуды Глика. Иерусалим. 6 ноября 2014

МЭ Почему все началось с покушения на Йеуду Глика?

ЕС Евреям осточертело жевание соплей израильским руководством, осточертели ультраортодоксы, которые, с одной стороны, говорят: «Не заходите на Храмовую гору, вы нарушите законы, принятые нашими мудрецами», а с другой — заигрывают с леваками, осточертело то, что люди, вопреки интересам государства, осложняют гиюр, осточертела их монополия на власть. И сегодня значительное число религиозных авторитетов, общественников, просто верующих людей говорят: «Это наша Храмовая гора, и мы будем на нее подниматься. Если вам это не нравится — это ваши проблемы». Это совершенно новое явление, его раньше не было. Слишком долго палестинцы давили израильтян и слишком мало получали адекватных ответов. Но это не могло длиться вечно, коса в конце концов нашла на камень. Глик стал символом этого движения, поэтому по нему нанесен удар.

МЭ А есть какое‑то объяснение, почему все началось именно сейчас?

ЕС Рассыпаются одно за другим арабские государства, завтра развалятся Саудовская Аравия, Иордания — кого тогда эта мелкая, никого не интересующая территория будет вообще заботить? Кто о ней вспомнит? И понимание того, что завтра вы никто и звать вас никак, без союзников и спонсоров, — это мощный импульс продолжать шоу.

МЭ А чем обусловлена новая тактика: нападения с ножом, наезды на остановки? Почему не смертники, скажем?

ЕС Потому что давно ясно, что смертника выловят, взрывника задержат. В ход пущена стандартная практика индивидуального джихада, то, что сейчас работает в Лондоне, Брюсселе, Оттаве. Человек вышел из дома с ножом, он не связан с террористами, он просто принял такое решение. Да, его зомбировали, накачали — его среда общения, интернет, средства массовой информации. Но он не входит ни в какую структуру — да четких структур сейчас и нет. И эта тактика гораздо разумнее с точки зрения организаторов террора. Такого террориста практически нельзя выловить заранее, единственный шанс обезвредить его — это застрелить на месте теракта до того, как он добежал до кого‑то с ножом или врезался в остановку.

МЭ Допустим, человеку, который возле Алон‑Швута нападает с ножом на женщину, никто не отдавал приказ убить именно ее и именно в это время. Но более общего приказа — выйти из дома с ножом и напасть на какого‑нибудь еврея — он тоже не получал?

ЕС Нет. Ваша задача — довести дело до того, чтобы максимальное число ваших последователей были готовы убивать в любой момент, чтобы их трясло от ненависти. При этом вы не обязаны знать, когда и в какой именно форме взорвется эта ненависть. Террорист может выйти на дело не сегодня, а завтра, может взять не нож, а камень и разбить прохожему голову, ему никто не дает конкретных инструкций.

МЭ То есть ни в Саудовской Аравии, ни в Катаре, ни в Иране никто не знал, что третья интифада начнется именно 29 октября?

ЕС Никто из нас не знает, когда он встретит любовь всей своей жизни, свою вторую половину, — но мы всегда к этому морально готовы.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»