Зрительный зал

Двое переживших Холокост воссоединились после 80 лет разлуки

Подготовил Семен Чарный 20 декабря 2023
Поделиться

В марте 2022 года Джеку Ваксалу показалось, что он узнал Сэма Рона, основного докладчика на ежегодном ужине Мемориального музея Холокоста США в Южной Флориде (Бока-Ратон), пишет журналистка New York Jewish Week Джулия Гергели. Но он не мог быть уверен: за свои 97 лет Ваксал повстречал тысячи людей.

актриса Джулианна Маргулис (слева) и режиссер Джордан-Мэтью Горовиц (справа) на обсуждении фильма «Джек и Сэм» в Музее еврейского наследия в Нью-Йорке. 3 Декабря 2023

Но когда Рон произнес слово «Пионки», на Джека нахлынули воспоминания. 

Рон, урожденный Шмуэль Раковски, и Джек Ваксал были лучшими друзьями в подростковом возрасте, когда в течение года бок о бок работали над изготовлением пороха в трудовом лагере Пионки в Польше во время Второй мировой войны.

Ваксал был потрясен совпадением, когда встретил Рона на мероприятии спустя почти 79 лет после того, как они впервые стали друзьями на другом конце света. После речи Рона Ваксал подошел к его столу. В новой документальной ленте, снятой об этой возродившейся дружбе, под названием «Джек и Сэм» Ваксал вспоминает первые слова, которые сказал Рону спустя 80 лет: «Я сказал ему: “Ты мой брат!”»

«Это такая красивая история дружбы, — рассказывает режиссер Джордан-Мэтью Горовиц после показа фильма, состоявшегося 3 декабря в Музее еврейского наследия — нью-йоркском музее Холокоста. — Прекрасная история дружбы, пережившая столько всего за долгий период времени…»

Показ состоялся с целью представить фильм членам документального отделения американской Академии кинематографических искусств и наук, которые будут голосовать за шорт-лист короткометражных документальных фильмов, номинированных на «Оскар». 

Премьера ленты «Джек и Сэм» состоялась на Международном кинофестивале в Провинстауне (США) в июне, с тех пор его показали на шести кинофестивалях по всему миру, в том числе на DocNYC в ноябре. В октябре исполнительными продюсерами фильма стали актрисы-еврейки Сара Сильверман и Джулианна Маргулис.

«Я хочу, чтобы этот фильм увидели все, особенно сейчас. Думаю, ученикам с шестого по двенадцатый класс этот фильм должен быть обязательным к просмотру», — заявила Маргулис после показа. Актриса, снявшаяся в телесериале «Скорая помощь», в последние годы публично высказывалась о росте антисемитизма и еврейском представительстве в Голливуде.

Маргулис, член правления Музея еврейского наследия, рассказала, что дружит с внучкой Ваксала и считает, что сюжет этого фильма имеет решающее значение, учитывая антисемитизм, который наблюдается после 7 октября, когда ХАМАС напал на Израиль. Она также принесла свои извинения после некоторых пренебрежительных комментариев о чернокожих американцах, которые не поддержали евреев после 7 октября.

«Сейчас наступил острый момент. С точки зрения образования и проблемы дезинформации, мы, взрослые люди, несем полную ответственность за то, чтобы подобные фильмы увидели, — заявляет она. — Сейчас необычное время. Мы должны изо всех сил стараться продемонстрировать доказательства того, во что люди отказываются верить».

«Наличие таких свидетельств истории очень важно, — поддерживает ее генеральный директор музея Джек Клигер. – Горовиц много добавил к этой работе, которая будет жить долгие годы, и я очень ценю это».

Горовиц отмечает, поскольку людей, переживших Холокост, становится все меньше, история этих двух мужчин была важна и до 7 октября, а теперь еще более актуальна: «Я понятия не имел, что мир может так быстро измениться», — говорит он.

Фильм начинается с того, что Ваксал и Рон рассказывают историю своего детства в Польше. Их рассказ сопровождается документальными кадрами еврейской жизни до Холокоста в городах и гетто. Оба они родились в 1924 году: Ваксал в Едлинске, а Рон недалеко от Кракова. Оба помнят «Хрустальную ночь» — погром 1938 года, организованный нацистами, и оба жили в гетто, прежде чем их отправили в трудовые лагеря.

Горовиц пригласил художника-аниматора Лукаса Шранка, чтобы тот воссоздал изображения Ваксала и Рона, которых перевозили в вагонах для скота в трудовые лагеря, а также подробности их жизни там, включая мучительные воспоминания о том, как впервые за несколько недель они принимали душ, но не знали, пойдет ли из кранов вода или газ…  

В фильме воссоздана история Ваксала о побеге из трудового лагеря после того, как он узнал, что некоторых его обитателей перевезут в Аушвиц. Он и группа из 15 человек сбежали и прожили в близлежащем лесу более шести месяцев, прежде чем война закончилась. Только шестеро из группы в 16 человек пережили зиму.

В фильме не рассказывается, почему Рон не присоединился к ним. Горовиц цитирует интервью с Роном, который объяснял, что и остаться, и уйти было сопряжено с риском, и он считал, что это невыносимый выбор. В результате его перевели в Заксенхаузен, другой концентрационный лагерь, а затем отправили в марш смерти, во время которого он не ел больше недели. И он был на марше, когда весной 1945 года американская армия освободила его.

После войны Ваксал переехал в Дейтон (штат Огайо, США), где прожил до 1992 года, будучи владельцем свалки металлолома. Рон присоединился к подпольной организации «Бриха», помогавшей еврейским сиротам бежать в Палестину. Ненадолго он переехал в Израиль, а в 1956 году поселился в Кантоне (штат Огайо, США), примерно в 320 километрах от своего товарища по лагерю.

Выйдя на пенсию, оба мужчины переехали в Южную Флориду, даже не подозревая до ужина Музея Холокоста в марте 2022 года, что живут рядом друг с другом. 

После этого ужина Ваксал и Рон снова сблизились, стали часто навещать друг друга, рассказывая друг другу о последних восьми десятилетиях своей жизни и делясь своей историей в местных средних школах.

«Это похоже на чудо», — говорит Рон в фильме о своих возобновленных отношениях с Ваксалом.

Горовиц рассказывает, что начал работать над фильмом полтора года назад, несколько недель спустя после воссоединения Рона и Ваксала.

«Я не думал, что когда-либо сниму фильм на тему Холокоста, — заявляет он. — Я просто не чувствовал, что что-то могу добавить к этому разговору, чего бы не было сказано много раз раньше. Но потом, когда услышал об их истории, я был так тронут ею…»

Горовиц провел обширные интервью с обоими мужчинами в течение 2022 года. Они оба выступили на показе фильма в Атлантическом университете Флориды в августе – по словам Горовица, это стало «одним из самых ярких моментов в моей личной и профессиональной карьере».

Рон умер 11 октября в возрасте 99 лет. Ваксалу сейчас 99 лет, и недавно он поучаствовал в Марше за Израиль в Вашингтоне вместе со своей дочерью и внучкой.

«Мы пытаемся привлечь к этому как можно больше внимания, — отмечает Горовиц. — Джек хочет этого больше всего на свете. Он очень обеспокоен положением в мире и чувствует, что у него есть веские аргументы на этот счет, он хочет представить их как можно большему числу людей».

«По его словам, он и выжил для того, чтобы рассказать эту историю», — говорит Маргулис.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выставка писем британских евреев показывает, как разворачивался Холокост

«Спасите моих родителей, пока не началась война», — пророчески писал один из еврейских корреспондентов в мае 1939 года. Германия «скатывается к какой-то катастрофе», предупреждал другой в январе 1940-го. В письме из концлагеря Лихтенбург в конце декабря 1938 года Хедвиг Лейбетседер сообщала своей семье: «Я знаю, что однажды жизнь придет снова. Я готова. Я люблю вас, целую и обнимаю. Оставайтесь смелыми и здоровыми». Заканчивает она двумя простыми, но выразительными командами: «Эмигрируйте. И пишите».

«Холокост и геноцид начинаются не с бомб, а со слов»

Бен выжил после двух гетто, девяти концлагерей и двух маршей смерти. Все члены семьи Сэма, за исключением двух сестер, были депортированы в Треблинку и убиты. На глазах у Джудит — ей было тогда пять лет — ее родителей затолкали в товарный вагон, направлявшийся в лагерь смерти; больше она их не видела. Рут спрятала у себя соседка, но до этого девочка два года провела в Виленском гетто, а ее отца депортировали в Дахау

Выжили, или Как в 1940 году моя семья совершила, казалось бы, невозможное 

Мне было всего четыре года, когда мои родители спланировали и осуществили наш побег из Европы, поэтому не буду делать вид, что сыграла хоть мало-мальскую роль в этом деле. Если бы тогда, летом 1940 года, им не удалось бежать, от меня осталась бы всего лишь трогательная фотокарточка в каком-нибудь из мемориальных музеев Холокоста. Как мы говорим на идише, мойхл тойвес — избавь меня от такой чести.