Трансляция

Commentary: Кровопролитие в Питтсбурге

Джон Подгорец 30 октября 2018
Поделиться

Виноват убийца

Синагога в Питтсбурге называется «Древо жизни». Это перевод ивритского словосочетания «эц хаим». Мы поем эти слова каждую субботу, когда убирают свиток Торы. Это стих из книги Притчей: «Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее» (Притч., 3:18). В этом стихе «она» — это мудрость, а предшествующий стих — в свете того, что произошло, — и вовсе звучит как злая ирония: «Пути ее — пути приятные, и все стези ее мирные» (Притч., 3:17). И вот на наших глазах эти мирные стези были осквернены антисемитским чудовищем, ворвавшимся в «Древо жизни» с криками о том, что евреи должны умереть, и убившим многих молившихся там евреев, и заодно ранившим нескольких полицейских для ровного счета.

В каждом поколении они поднимаются против нас, чтобы уничтожить нас. В классическом акте антисемитского насилия, каким является стрельба в синагоге, евреи слышат отголоски всех прочих антисемитских нападений, каких было немало в истории. Мы слышим эти отголоски, потому что они действительно слышны. Причина, вызывающая ненависть к евреям сегодня, вызывала ее с незапамятных времен. Это токсичная, но для многих привлекательная идея, будто евреев нужно истребить, ибо само их существование являет угрозу существующему порядку вещей. К счастью, в Америке эту идею разделяли лишь отбросы общества, от которых теперь и поднимается это зло. При том, что большинство преступлений на почве ненависти в Америке направлено на евреев, на самом деле их число крайне невелико — по сравнению, скажем, с Францией, откуда евреи сейчас бегут, или Англией, где Лейбористскую партию возглавляет самый настоящий юдофоб.

Наша политическая культура так извращенно устроена, что мы привыкли анализировать каждое одиозное происшествие так, чтобы подтвердить наши априорные ожидания. И вот сейчас, всего пару дней спустя после изуверского преступления в Питтсбурге, мы уже погрузились в тошнотворную дискуссию о том, в какой мере в происшедшем виновен президент Трамп. Очевидный ответ: ни в какой. Дональда Трампа не следовало бы обвинять, даже если бы убийца был президентом фан‑клуба Дональда Трампа, потому что сам Трамп не нажимал на курок и не совершал никакого преступления. Точка. Перекладывать вину на Трампа — значит, оправдывать само преступление и снимать ответственность с преступника, превращая его в робота, управляемого злонамеренным коллективным бессознательным.

Согласно имеющимся уже сведениям, питтсбургский стрелок испытывал не только ненависть к евреям, но и своего рода насмешливое презрение к Трампу на том основании, что президент якобы был, по сути, еврейским агентом и еврейским угодником. Обвинять Трампа в преступлении, совершенном человеком, который так о нем думал, могут лишь люди, настолько захваченные ненавистью к Трампу, что они готовы обвинить его в чем угодно.

Посмотрите на мгновенную реакцию в Твиттере тех, кто слушал слова Трампа о вооруженной охране в синагоге, которая могла бы предотвратить стрельбу. Разумеется, это не самое уместное и тактичное высказывание, которое можно было сделать сразу после трагедии. Но отвращение, которое выражали люди в Твиттере по поводу самой идеи вооруженной охраны в синагоге, — это уже что‑то неадекватное. Да как он смеет! Почему люди должны молиться в окружении вооруженных охранников!

Единственный логичный ответ на эти вопли: ребята, вы вообще в своем уме? Повсюду существует вооруженная охрана внутри синагог, вокруг синагог и при других еврейских учреждениях. В еврейских школах есть вооруженные охранники. Наконец, многие из нас работают в зданиях, охраняемых вооруженными людьми.

Хорошо ли, что мы нуждаемся в охране, здоровое ли это явление? Нет. Но что спорить с мыслью о том, что такая охрана нужна, чтобы всякие сумасшедшие не устраивали бойню? Или же эта мысль плоха только тем — в глазах поносящих ее в Твиттере, — что ее высказал Трамп? Да, это так.

Вот в чем я действительно вижу вину Трампа, так это в том, что он ничего не делает, дабы успокоить политическую обстановку, а скорее пытается получить с нее какие‑то дивиденды. Он должен был бы поступать лучше, как и любой на его месте, но он поступает так, как поступает, и это одновременно печально и плохо. Просто он не есть хороший человек, а бывают времена, например, такие, как сегодня, когда стране очень бы пригодился на этом посту человек получше. В третьей главе книги Притчей, откуда стих про «древо жизни», есть также следующие стихи, над которыми президенту Трампу не помешало бы поразмыслить: «Храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется» (Притч., 3:21–23).

В страшные времена мы должны искать благословенной мудрости — она единственная способна спасти нас от морального слабоумия, в которое мы все можем впасть, даже не заметив этого.

«Мудрые наследуют славу, — говорит книга Притчей, — а глупые — бесславие». 

Оригинальная публикация: The Slaughter in Pittsburgh

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New Yorker: Стрельба в синагоге «Древо жизни» и возвращение антисемитизма в американскую жизнь

Начиная с президентской кампании Трампа в 2016 году, желчь антисемитизма разлилась в американском интернете. Неонацисты постят свастики и карикатуры в стилистике 1930‑х годов: зловеще ухмыляющиеся горбоносые раввины. Отрицатели Холокоста у всех на виду обсуждают «Протоколы сионских мудрецов». Еврейские журналисты и общественные деятели сделали себе новые аватарки: фото на абажуре или на куске мыла. Имя Джорджа Сороса используется уже не как тонкий намек для своих сторонников, а как сирена скорой помощи.