Колонка редактора

Чужие слова своими буквами

Борух Горин 3 августа 2022
Поделиться

Дело Еврейского антифашистского комитета — это апофеоз сталинского антисемитизма. Вернее, сталинистского, без обязательной привязки к личности Отца народов. Потому что именно сталинистская политика тотальной унификации несовместима с любыми формами национального самосознания «малых наций». Не должно было быть никаких других самоидентификаций, кроме «советского человека».

12 августа 70 лет назад расстреляли не только еврейских поэтов — на скамье подсудимых были и те, кто вовсе не имел отношения к еврейской культуре. А эту самоидентификацию отлично выразил как раз избежавший репрессий Эренбург: «Я вырос в русском городе, в Москве. Мой родной язык русский. Я русский писатель. Сейчас, как все русские, я защищаю мою родину. Но гитлеровцы мне напомнили и другое: мать мою звали Ханой. Я — еврей».

И это скорее был некий крюк истории. Советские евреи после революции ассимилировались семимильными шагами — необязательно насильственно, и вовсе необязательно советские. Вырвавшиеся из черты оседлости — этой закупоренной Идишландии — евреи с аппетитом блокадников набросились на яства мировой культуры в США и Великобритании, Аргентине и Франции, везде.

Но, оказывается, легче еврею покинуть Идишландию, чем идишу покинуть еврея. После Гитлера и Сталина, после бурного романа с языками вольного мира, все еще существуют сотни тысяч евреев, для которых идиш — мамелошн, материнский язык. И это потрясает. Язык без своего государства, уничтожаемый и, казалось, уничтоженный, оказался живее многих других.

Мы собрали в этом номере, приуроченном к 70-летию казни советского еврейства, материалы о «бытовании» идиша: тогда — и сейчас, здесь — и там.

Каково будущее идиша?.. Как говорит одна из самых ярких героинь этого номера: «Аз мэ лэбт, дерлэбт мэн», «Когда живешь — переживешь!»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Требуем самой суровой кары презренным убийцам…»

Евреев выбрали на роль новых врагов потому, что население было готово к этому. Постепенное вытеснение евреев из всех сфер жизни началось вскоре после войны и особенно расцвело в период «борьбы с космополитизмом», начавшейся в 1948 году. Все это осложнялось тем, что к концу жизни у Сталина развилась паранойя, и он сам стал верить в фабрикуемые по его приказанию заговоры.

Еврейскому печальнику Илье Эренбургу – 130

Его отец, держа в уме неизбежную в России ассимиляцию, не дал своим детям еврейского образования и отправил их учиться в московские гимназии. Тем не менее неместечковый еврейский мир вошел в Илью Эренбурга через киевских дедушек-бабушек и через нежно любимую им мать, дорожившую старыми еврейскими традициями. В его стихах, прозе и публицистике еврейская тема то громко, то приглушенно звучала во все времена, а в день своего 70-летия Эренбург без обиняков сказал по советскому радио о собственном еврействе: «Я русский писатель. А покуда на свете будет существовать хотя бы один антисемит, я буду с гордостью отвечать на вопрос о национальности – “еврей”»

Пока они были живы

В «Большом концерте…» был впервые показан универсальный механизм раскручивания репрессий, подробно расписана стратегия преступной власти, рассказана, наконец, правда не только в документах — хотя и в них тоже, но прежде всего, в показаниях свидетелей, которые 25 лет назад были еще живы. Не все, конечно, но хоть кто‑то из них.