Выставки

Что значит «защищенные евреи»?

Подготовил Семен Чарный 22 марта 2024
Поделиться

Что такое «защищенные» еврейские общины? Само слово «защищенный» перегружено современными ассоциациями. Что же это может означать для еврейских общин и каковы последствия незащищенности?

Эти вопросы приходят на ум в свете недавно обнаруженных материалов, показанных на выставке «Шева Кехилот»: Семь еврейских общин под властью князей Эстерхази (1612–1848)» во дворце Эстерхази в Айзенштадте, в Австрии. Об этом пишет журналистка The Jerusalem Post Хедди Брейер-Абрамовиц.

дворец Эстерхази в Айзенштадте, Австрия

Выставка посвящена жизни еврейской общины под патронажем княжеского рода Эстерхази. Она включает как малоизвестные, так и исследованные аспекты еврейской истории. Также представлены редкие исторические документы и публикации, планы, карты и объекты.

Экспозиция дает возможность заглянуть в повседневную жизнь евреев в общинах, которые стали известны как Бургенланд: это те места в Австро-Венгерской империи, где разрешено было жить евреям. Ныне расположенный на юго-востоке Австрии и граничащий с западной Венгрией, Бургенланд изначально находился в составе Венгрии. Семь здешних общин были известны своими выдающимися ешивами и блистательными раввинами.

Выставка «Шева Кехилот» открылась в июне 2022 года и была представлена как ежегодная. Однако она вызвала столь значительный интерес, что Фонд Эстерхази решил сделать ее постоянной.

Выставка создана на основе хорошо организованной канцелярии имений в Айзенштадте и документов центрального управления имениями в Вене. Отобрано было множество предметов, которые отвечают «разнообразным бюрократическим требованиям <…> включая официальные протоколы, земельные книги и отчеты княжеских аудиторских контор».

Также включены описания из призывных списков, контракты между поместьем и общинами или отдельными лицами, затрагивающие особенности жизни, такие как планы строительства, просьбы об увеличении кладбищ, заявления о разрешении на вступление в брак и другие аспекты повседневной жизни, которые дают «яркую картину еврейских общин на территории современного Бургенланда».

Каталог выставки показывает истоки княжеского патроната над общинами Западной Венгрии в первой половине 1600-х годов. Тогда будущий граф Николаус признал хорошие отношения с еврейскими общинами имеющими «важное значение для экономической жизни его имений» (в частности впервые это отмечено в 1618 году, в связи с его владениями в Ландзее-Лакенбахе). В 1627 году граф Николаус официально оформил статус покровителя Айзенштадта и Маттерсдорфа (известного после 1924 года как Маттерсбург) в Schutzbrief (охранном письме).

С приобретением князем Паулем I Эстерахази небольшой общины Коберсдорф в 1704 году он стал защитником восьми еврейских общин. На фоне свирепствовавшей в 1739 году чумы протекторат Нойфельд был распущен, а его члены распределены между оставшимися семью охраняемыми еврейскими общинами, известными по-немецки как Зибен-Гемейнден.

Это начало взаимовыгодных отношений защиты и регулирования еврейской общинной жизни претерпело впоследствии многочисленные изменения в княжеской преемственности. Евреи – плательщики налогов – были объектом капризов и неудобств, как крупных, так и мелких, со стороны всемогущих членов княжеской семьи.

Каталог выставки разделен на девять частей и отображает карту региона Бургенланд того периода, включая семь общин, 10 биографий выдающихся деятелей, а также временную шкалу, которая начинается с упоминания еврейского присутствия в городе Айзенштадт в 1373 году.

Археологические доказательства еврейского присутствия в Австрии еще в 3 веке н. э. были обнаружены в виде амулета с молитвой «Шма», найденного в 2013 году.

Временная шкала заканчивается в 1848 году: с окончанием феодального периода и наступлением эпохи Просвещения государство взяло на себя некоторые меры защиты – такие, например, как провозглашение свободы религии.

дворец Эстерхази в Айзенштадте, Австрия

 

Обретение защиты и жизнь в ее рамках

Раздел выставки под названием «Плата за защиту» описывает процесс подачи заявки на вступление в защищенную общину группой евреев. Представители заявителей и поместья Эстерхази должны встретиться. В случае принятия выдается охранное письмо с перечислением согласованных пунктов, особенно в отношении сборов и платежей.

Например, в 1690 году группа из 20 еврейских семей из моравского города Никольсбурга подала заявление на проживание в Айзенштадте; каждая семья должна была заплатить шесть гульденов в качестве платы за защиту. По стоимости одного гульдена в то время на него можно было купить 17 килограммов хлеба. Это была значительная сумма для семей, пытавшихся заработать на жизнь в то время, когда евреи были очень ограничены в выборе профессии.

В разделе, посвященном экономике, каталог описывает спектр ограничений. Со времен средневековья евреям запрещалось заниматься различными промыслами: они не могли ни вступать в ремесленные цеха, ни обрабатывать землю. Евреи могли зарабатывать себе на жизнь только профессиями, которые считались необходимыми для общества: портные, сапожники, пекари, мясники, стекольщики, пивовары или винокуры, – или выступать в качестве ростовщиков. В охраняемых общинах ситуация различалась немногим, за некоторыми индивидуальными исключениями.

Преимущества для еврейских защищенных городов включали возможность жить в соответствии со своими убеждениями. Вся инфраструктура, необходимая для поддержания религиозной жизни, находилась в ведении еврейской общины. В каждом городе были синагога, миква, школы (богатые евреи нанимали наставников), а также кладбища.

В крупных общинах были шпиталеры – дома престарелых и ухода за больными – и приюты для бедных. Княжеские поместья утверждали решения о стройках для нужд общины, участие в определении земельных наделов и надзоре за тем, кому выданы разрешения.

Разрешение на строительство веревочного ограждения для шабата в целом давалось, хотя для возведения уже требовался специальный сбор. В 17 веке во Фрауэнкирхене в таком разрешении было отказано, чтобы избежать неудобств христианским паломникам со знаменами, которые пришлось бы опустить, чтобы пройти под ограждением. Кошерные мясники обеспечивали нужды еврейской общины, распространено было сотрудничество с мясниками-неевреями, которые использовали те части животного, которые не подлежали кашерованию и в противном случае отправились бы в отходы.

С 1739 года в каждой из семи общин – Китзее, Фрауэнкирхене, Айзенштадте, Маттерсдорфе, Коберсдорфе, Лакенбахе и Дойчкройце – существовала своя ешива. Еврейская община обязана была обеспечивать иногородних студентов жильем и питанием. Известные раввины привлекли множество студентов, которых таким образом поддержали сородичи.

Отмечалась напряженность между евреями и христианами в торговле вином и кожей, в практике содержания пунктов взимания платы за проезд, в сфере аренды жилья, а также при введении ограничений на еврейские браки.

Многолетний обычай Семи общин дарить подарки княжеской семье и другим высшим чиновникам на Новый год, Пасху и Дни Святого Мартина отмечен правителем (князем Николаусом I Эстерхази в 1777 году), который отказался от даров и не повышал налоги во все время своего правления.

КНЯЗЬ НИКОЛАУС I, ЭСТЕРХАЗИ (1714–1790). Портрет после 1759 года

Это было ответом на прошение еврейской общины, которой нужно было собрать 425 гульденов на покрытие этих даров в 1776 году – буквально «много хлеба».

Еврейская жизнь в Семи общинах, похоже, представляла собой деликатную прогулку по канату. Заключенная сделка означала, что евреи могли придерживаться своих религиозных ограничений и сохранять свои убеждения, в то время как были вынуждены зарабатывать на жизнь для самообеспечения и достаточного количества средств для дополнительных сборов. Кроме того, евреям приходилось проявлять осторожность, чтобы не вызвать гнев соседей, которые могли бы спровоцировать нежелательные судебные разбирательства.

Возьмем, к примеру, любопытный случай расследования 1819 года и конфискации шести ванн для миквы. После того, как были сделаны заключения о том, что ванны предназначались для ритуального, а не коммерческого использования, они были установлены на место. Интересно, однако, как это повлияло на семейную жизнь в семи общинах…

Выставка заставляет задуматься, в чем заключались преимущества защищенного статуса. На факсимиле литографии 1848 года под названием «Ужасное жестокое обращение и преследование евреев в Прессбурге 24 апреля 1848 года» изображены мужчины и мальчики, избивающие бородатых евреев, а также женщина в головном уборе, защищающая лежащего на улице ребенка. Литография выполнена художником Б. Бохманном-Гоманом и предоставлена во временное пользование венским музеем.

На гравюре изображено насилие, произошедшее на следующий день после пасхального воскресенья 1848 года. Для христиан Пасха ассоциируется с изображением Страстей Иисуса. Это нередко вызывало антисемитские настроения и выступления против евреев, которых считали «христоубийцами». Связь между Пасхой и возможностью насилия в отношении евреев известна еще и в 20 веке: евреям всегда напоминали о необходимости проявлять особую осторожность в это время.

ПИСЬМО о защите еврейской общины Лакенбаха, 1800

 

Женщины и защищенные сообщества

В одном из немногих упоминаний еврейских женщин на выставке речь идет о несчастном случае на кухне из-за горячего жира, пролитого Барбарой Риш в 1830 году. Это вызвало крупный пожар. Наказанием за «преступные действия и халатность» стало изгнание ее самой и семьи ее мужа из охраняемой общины Китзее.

Из 10 избранных личностей, представленных на выставке, следует выделить баронессу Фанни фон Арнштейн: представительница богатой еврейской берлинской семьи, она поселилась в Вене в 1777 году после замужества, вместе со своим мужем-финансистом. В духе Просвещения она была первой еврейкой, открывшей литературный салон, в котором интересовались политикой, социальными вопросами и культурой, особенно музыкой. В духе времени и своего круга общения она не носила головного убора.

Арнштейн была обеспокоена перенаселенностью Семи общин в результате политики, которую пытался вести князь Николаус II Эстерхази, стремившийся отделить еврейских жителей от христианских соседей. Она пыталась заступиться за своих соплеменников, особенно в деле Маттерсдорфа: в экспозиции представлено ее трехстраничное письмо от 1815 года с просьбой к князю снять запрет на проживание евреев в христианских домах.

Ей удалось получить разрешение на строительство 12 новых зданий на сегодняшней Ангергассе, тем самым несколько облегчив тесноту жилого пространства в Маттерсдорфе. Впрочем, она умерла, не успев увидеть реализацию проекта.

Богатая еврейка, активная в высших венских социальных кругах – в то время, когда многие евреи предпочитали преуменьшать свое наследие, а обращение в христианство воспринимали как шаг к более высокому социальному положению, – она всегда заступалась за своих собратьев-евреев, и это очень ее выделяло.

Каталог, хотя и посвящен еврейской жизни за столетие до прихода Гитлера и злодеяний нацизма, затрагивает более позднюю суровую реальность. Арнштейн умерла в 1818 году и была похоронена на еврейском кладбище в Веринге, в Вене.

Семьи Арнштейн и Эскелес (сестры ее мужа) подверглись преследованиям даже после смерти, когда их могилы оказались осквернены во время Второй мировой войны. Их кости были извлечены и переданы в Музей естественной истории в Вене для «научных целей», говорится в каталоге.

Лишь в 1947 году музейные скелеты вернули еврейской общине для перезахоронения на семейных участках. К тому времени уже невозможно было идентифицировать их для индивидуального перезахоронения.

Основная часть представленных предметов принадлежит Фонду Эстерхази. На выставке также присутствуют изображения и артефакты, предоставленные Еврейским объединенным колледжем Цинциннати, Историческим музеем города Вены, Венским музеем, Австрийской национальной библиотекой, коллекцией гравюр Тоблера, частной коллекцией Эстерхази дворца Айзенштадт и замком Форхтенштейн. Некоторые из выставленных экспонатов являются факсимиле.

Любители портретной живописи найдут на выставке прекрасные образцы. В экспозицию включены тщательно детализированные иллюстрации, гравюры и литографии.

Поклонники элегантной каллиграфии, например, причудливых изображений карт, которые служили путеводителями для градостроителей, также найдут здесь много интересного. Теперь, когда мы рассматриваем их в том числе с точки зрения проектов, созданных искусственным интеллектом, и компьютеризированной точности, используемой в помощь архитекторам и инженерам, наши глаза могут найти эти карты и документы весьма примечательными и напомнить, откуда мы пришли, исторически и технологически.

 

Реакция на выставку и ее влияние

Куратор выставки – Феликс Тоблер, который после 30 лет исследований в этой области и множества публикаций стал «идеальным историком для создания контента», как написала о нем сокуратор Маргит Копп. Тоблер написал текст каталога. А дополнил команду сокуратор Флориан Т. Байер. По словам Копп, еврейские общины всего мира проявили большой интерес к этому проекту: «Мы смогли принять здесь гостей из Австрии, Германии, Дании, Израиля, Америки», а также «гостей из разных стран, которые увидели коллекцию во время посещения замка».

Каждый куратор описал реакцию посетителей, которую наблюдал. Тоблер описал воздействие выставки как проявление «интереса и удивления». Сокуратор Копп чувствовала, что зрители «тронуты», а сокуратор Байер сказала, что посетители «задавали вопросы, искали и молчали».

Выставку посетило не так много школьных классов, что объяснимо, если учесть «необходимый длительный этап предварительного планирования» для включения этого проекта в образовательную систему. Как отметила Копп, «выставка работает только два года». Ощущалась и нехватка посетителей из ближайших регионов.

Копп продолжает: «Именно поэтому Частный фонд Эстерхази решил превратить выставку, которая фактически планировалась на четыре месяца в 2022 году, в постоянную экспозицию. Частный фонд также ищет музеи-партнеры за рубежом, например, в США, Израиле и Венгрии, чтобы иметь возможность показать ее широкой публике».

 

Семь общин и местные связи

Удалось обнаружить связи Семи общин с Иерусалимом. Прадедом родственника Хедди Брейер-Абрамовиц, Давида Цвебнера, был раввин Авраам Шааг-Цвебнер, известный как рабби из Коберсдорфа.

Раввин родился в 1801 году во Фрайштадте, в Венгрии, и был учеником знаменитого Хатама Софера. Опытный раввин, он построил значительную общину в Коберсдорфе, освятил синагогу в 1860 году и выступал за укрепление еврейских общин в Венгрии и Австрии.

«Говорят, что он всю свою жизнь стремился жить в святости Иерусалима, — говорит Давид Цвебнер. – Когда моему прадеду было уже за 70, политическая ситуация изменилась, и это позволило некоторым евреям проникнуть в регион (в Палестину)».

В то время Святая Земля находилась под управлением Османской империи. Из-за изменений, произошедших в результате Крымской войны, окно, через которое евреи могли проникнуть в Землю Израиля, стало очень узким. В то время как раз сюда приехали Шааг, его семья и его ученик раввин Йосеф-Хаим Зонненфельд, также из Коберсдорфа.

В 1873 году они прибыли в Иерусалим и, желая быть как можно ближе к святейшему месту, Храмовой горе, Шааг отправился молиться в синагогу «Хурва» старого ишува в Иерусалиме. В завещании Зонненфельд просил, чтобы его похоронили рядом со своим учтелем.

«Могилы их содержались в хорошем состоянии, когда я впервые увидел их с двоюродным братом после Шестидневной войны 1967 года; в отличие от многих других», — рассказывает Цвебнер.

Шааг жил в мусульманском квартале и пользовался большим уважением среди соседей-мусульман.

Каждый год в Тиша бе-Ав (день поста в память о разрушении храмов и других катастрофах) Цвебнер берет своих внуков, чтобы посетить могилы этих двоих, которые похоронены бок о бок на горе Сион. Цвебнер говорит: «Они были соседями несколько поколений назад, а теперь и навечно».

Отмечая свадьбу своего сына в Праге в 2003 году, Цвебнер и его жена Ронит посетили и город своих предков. Несколько телефонных звонков в Айзенштадте привели их к хранителю ключей здания синагоги Коберсдорфа.

Коберсдорфская синагога — одна из двух и единственная отдельно стоящая в Бургенланде, сохранившаяся после аншлюса 1938 года (насильственного присоединения Австрии к Германии). Интерьер ее был разрушен, как это произошло и во многих других синагогах в Германии и Австрии во время «Хрустальной ночи» в ноябре 1938 года.

Синагога в КОберсдорфе, 2006 

Во время своего визита Цвебнеры узнали, что синагогу купила нееврейская организация под названием «Ассоциация по сохранению и культурному использованию синагоги в Коберсдорфе», которая намеревалась ее восстановить.

Поскольку годы войны вовсе уничтожили еврейскую общину, то, хотя синагога была восстановлена и обновлена, сейчас она используется для проведения культурных мероприятий, а не для богослужений. Несмотря на то, что в деталях Ковчега Торы можно увидеть остатки его первоначальной славы, в нем нет оригинальной коллекции из 13 свитков Торы, которыми пользовалась некогда энергичная община.

Ценной семейной реликвией Цвебнера является шкатулка для этрога его прадеда, она передавалась в семье из поколения в поколение. Каждый год шкатулка занимает почетное место в его сукке.

Поддержка Цвебнером синагогальной жизни в Австрии сопровождается его интересом к синагогам в Бейт-Шемеше и Ашкелоне, где у него также есть дом. Он углубился в историю своей общины и недавно написал книгу «Основание современного Ашкелона южноафриканскими евреями».

У Могилы раввина Авраама Шаага-Цвебнера и РАввина ЙосефА-ХАИМА ЗОнненфельда, Масличная гора, Иерусалим

 

Маттерсдорф переехал в Иерусалим через Нью-Йорк

Многие выходцы из семи общин Бургенланда возобновили свою жизнь в Израиле. Среди самых известных анклавов членов этих общин — ультраортодоксальный район Маттерсдорф в Иерусалиме.

Кирьят Маттерсдорф расположен на северной окраине иерусалимских холмов. Он назван в честь Маттерсбурга/Маттерсдорфа – австрийского города с еврейской историей, уходящей корнями в 11 век.

Он был основан в 1958 году раввином Маттерсдорфером – Шмуэлем Эренфельдом, чьи предки служили раввинами австрийского города Надьмартон (позже Маттерсдорф, ныне Маттерсбург) на протяжении веков, начиная с его прапрадеда, упомянутого выше Хатама Софера.

Кирьят-Маттерсдорф, Иерусалим

После аншлюса 1938 года община была выселена. По словам Ицхока Коэна из его статьи в журнале HaModia за 2009 год, 12 марта 1938 года немецкие солдаты ворвались в синагогу Маттерсдорфа во время богослужения и сорвали с верующих талиты. Немецкий командующий предупредил Эренфельда, что, если 4000 евреев района немедленно не покинут его, все будут убиты.

После переселения членов общины в безопасное место сам Эренфельд уехал с семьей в США. Туда они прибыли 13 сентября 1938 года.

Раввин Маттерсдорфер восстановил ешиву в Нью-Йорке – сначала в Нижнем Ист-Сайде, а затем в Боро-парке в Бруклине.

В 1958 году в сопровождении раввина Аврума Майера-Исраэля он купил землю в Иерусалиме и основал район в память о Семи общинах Бургенланда, в том числе в память о Маттерсдорфе, который был разрушен нацистами. Это случилось в 10-ю годовщину создания Израиля.

Кирьят Маттерсдорф был первым районом, построенным в северном Иерусалиме, на северной границе города, который располагался напротив иорданских опорных пунктов в современном Рамоте. Первые квартиры были готовы к заселению в мае 1965 года.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Европейский антисемитизм: борьба без конца или осторожные надежды на позитивные перемены?

В 1946 году исследование армии США показало, что 18% немцев продолжали быть «радикальными антисемитами», 21% был просто «антисемитами», а еще 22% были «умеренными расистами». Опрос 1947 года показал, что треть немцев не хотели, чтобы евреи жили в Германии. С конца 1960-х годов немецкое государство заняло более жесткую позицию в отношении антисемитизма. Канцлер Вилли Брандт, как известно, преклонил колени на месте Варшавского гетто. Позже преуменьшение или прославление преступлений нацистов стало уголовным преступлением.

Позднее Средневековье и эра европейской экспансии (1200–1650): на окраинах империи

Люксембург в Средние века привлекал сравнительно немного евреев. Для Карла IV, однако, еврейское присутствие было достаточно значительным; 24 июля 1349 года он приказал сановникам главного города герцогства защищать жизнь и имущество евреев. Приказ не был выполнен, о чем свидетельствует включение этого города вместе с соседним Эхтернахом в длинный список пострадавших общин, которые впоследствии поминали евреи разных городов Германии.