Материал любезно предоставлен Tablet
Новое широкомасштабное социологическое исследование показало, что американское еврейство сейчас разделяется по новым «линиям разлома». Опрос подтвердил ряд ранее отмеченных тенденций и опроверг другие.
Опрос, спонсором которого стал фонд «Керен Кешет» , принял эстафету у широко цитируемого исследования американского еврейства, проведенного Центром Пью в 2020 году. Многие вопросы, заданные в новом опросе 1500 евреям из США, остались прежними, но их разнообразили добавочными, приглашавшими более подробно высказаться о еврейском воспитании, участии в общинной жизни и политических взглядах. Результаты опроса свидетельствуют: в сообществе, как всегда, полно противоречий, а концепции касательно того, что значит быть евреем, меняются.
«Тех, кто самоидентифицируется как евреи, прибавилось, — заключают авторы исследования, — но очень многие из них едва‑едва активны и только номинально привержены еврейству». Верно, что смешанные браки с неевреями, как и прежде, снижают вовлеченность в еврейскую общинную жизнь повсюду, кроме ортодоксального сообщества, но состав еврейских домохозяйств — лишь один из нескольких факторов, из‑за которых все меньше американских евреев принимает активное участие в общинной жизни. Продолжающееся сокращение численности реформистских и консервативных конгрегаций, усиливающаяся политизация прежде аполитичных еврейских общественных организаций, — все это только подстегивает спад.
Бросаются в глаза несколько цифр: 41% американских евреев полагают, что в Америке религиозные организации «приносят больше вреда, чем пользы», а значительная доля американских евреев — примерно шестая часть — считают препоной денежные траты, которых требует участие в общинной жизни.
В исследовании сделаны и другие примечательные выводы, отражающие серьезные заботы и тревоги американских евреев вне зависимости от их возраста и от того, насколько они близки, если вообще близки, к общине. 70% американских евреев считают, что за последние пять лет антисемитизм усилился. А одним из сакральных мест становится кухня: 64% американских евреев говорят, что готовят сами или заказывают блюда по традиционным еврейским рецептам, видя в этом способ сохранить связь с еврейством.
Сообразно тому, как они смотрят на еврейскую идентичность и устоявшуюся общинную жизнь, респондентов можно подразделить на четыре новые описательные категории: «активные», «присоединившиеся», «колеблющиеся» и «отпавшие».
«Активные евреи» (таких около 16% от всего еврейского населения Америки) — костяк еврейской общинной и религиозной жизни. У «присоединившихся евреев» (таких 34%) еврейская идентичность ярко выражена, даже если традиционные или общинные обряды в их жизни не на главном месте. «Колеблющиеся евреи» (таких тоже 34% от всего американского еврейства) — на распутье между интересом к общинной жизни и равнодушием к ней. А «отпавшие евреи» (среди респондентов их 16%) вообще мало связаны с еврейством.
Это разделение на группы заставляет вспомнить о легендарном разделе Пасхальной агады «Четыре сына», где выведены четыре архетипических отпрыска, олицетворяющие разные подходы к седеру и к вопросам веры вообще. Собственно, наше излюбленное занятие — определять, к какой категории относимся мы (и другие), а заодно с негодованием оспаривать и отвергать упрощенную классификацию. Как и в случае с «четырьмя сыновьями», легко видеть, что архетипы, выведенные в новом исследовании, не заданы раз и навсегда: эволюция происходит не только внутри категорий, но и во внутренней жизни отдельного человека. (Многие евреи временами бывают то активными, то отпавшими, как колеблющимися, так и присоединившимися.)
Результаты нового исследования во многом повторяют ключевые выводы Центра «Пью». Например, в 2020 году 75% евреев заявили, что быть евреями для них очень важно или довольно важно; в 2023 году эта цифра осталась почти прежней — 72%. Другой показатель из опроса 2023 года (81% евреев глубоко или в определенной степени чувствуют свою причастность к еврейскому народу) тоже перекликается с результатом исследования «Пью»: тогда более 80% евреев сообщили, что, как минимум, такую причастность чувствуют.
Собственно, один из главных итогов исследования «Керен Кешет»: тенденции, зафиксированные в 2020 году Центром «Пью», стали глубже и отчетливее. Респонденты по‑прежнему привязаны к своей еврейской идентичности и чувствуют причастность к еврейскому народу, но в то же время говорят, что все больше теряют связь и с религиозными, и с культурными институтами. В 2020 году 52% евреев посещали религиозные служения редко, если посещали вообще; в 2023 году так ответили 56% евреев. В 2020 году шабат не был значимым событием для 61% евреев; в 2023 году их число возросло до 75%.
Некоторые руководители еврейских институтов, возможно, объяснят этот неуклонный спад общинной активности увеличением числа евреев, которые больше не относят себя ни к одному течению — ни к консервативному иудаизму, ни к реформистскому, ни к какому‑либо еще. Однако у ортодоксальных евреев такой проблемы не было. Ортодоксальные евреи постоянно и с совершенно нетипичным для текущей ситуации рвением участвуют в общинной деятельности, а их пропорциональная численность в еврейском сообществе остается неизменной — их 10%. В 2013 году, отвечая на вопрос «Пью» о конфессиональной принадлежности, 10% евреев назвали себя ортодоксами, в 2020‑м — 9%, а в опросе «Кешет» 2023 года так ответили 10%. Другие течения могут лишь надеяться на такое постоянство своих членов. Если в 2020 году к крупнейшим течениям принадлежало в совокупности 54% евреев: 37% к реформистскому и 17% к консервативному, то менее чем за три года их совокупная доля снизилась до 42%. Теперь лишь 28% называют себя реформистами, а 14% — консервативными. Причем эти перемены по части конфессиональной принадлежности не вылились в рост популярности реконструктивистского иудаизма и других течений помельче. Напротив, если в 2020‑м 32% респондентов заявили, что не принадлежат к какому‑либо течению, то сегодня таких уже 43%.
Тем не менее можем ли мы заключить, что это разделение американского еврейского сообщества — всего‑навсего одно из следствий проживания в секуляризованной стране, где, согласно недавнему исследованию Американского института предпринимательства (AEI), каждый четвертый американец не связан ни с одной религией? Вдобавок между опросом «Пью» от 2020 года и опросом «Керен Кешет» случилась пандемия ковида, и годы карантинов и ношения масок, разумеется, сильно повлияли на ситуацию в наших молитвенных домах. Согласно тому же исследованию AEI, если до пандемии 25% респондентов никогда не посещали религиозные службы, то после пандемии таких стало 33%. Самый значительный спад наблюдался среди американцев не старше 30 лет, что соответствует результату предыдущего опроса AEI, когда выяснилось, что четверо из 10 американцев в возрасте 18–29 лет никогда не посещали религиозные службы.
В книге «Боулинг в одиночку» — бестселлере 2000 года— Роберт Патнэм отметил спад активности чуть ли не во всех общественных организациях — например, посещаемость лож Ордена лосей и ротари‑клубов к тому времени упала на 57% по сравнению с цифрами 25‑летней давности. За два десятка лет после первого издания книги посещаемость подобных клубов продолжала снижаться; также с 2000 по 2016 год число членов франкмасонских лож уменьшилось на 76%, а в «Клубе лосей», где в разное время состояли не менее шести американских президентов, спад был сопоставимым: в 1980‑м в Ордене лосей было 1 млн 600 тыс. членов, а к 2012 году — почти в два раза меньше.
Собственно, руководители американских еврейских институтов часто называют снижение численности и посещаемости лишь очередным витком в развитии общеамериканской проблемы, существующей уже десятки лет. В 2000 году в среднестатистической конгрегации насчитывалось 137 человек, а спустя 20 лет — более чем вдвое меньше, то есть 65 человек в 2020 году.
Но тот факт, что американские евреи реже посещают служения и состоят в конгрегациях, вовсе не означает, что они не задумываются над религиозными или духовными вопросами и не хотят найти еврейскую общину, непохожую на те, которые им предлагают. Да, согласно опросу «Кешет», лишь 21% респондентов за последние три месяца посещали синагогу, но тех, кто молился Б‑гу, оказалось 46%. 55% респондентов сказали, что уделяют огромное или умеренное внимание духовным поискам, а 62% американских евреев как минимум в некоторой мере религиозны. Численные расхождения свидетельствуют не об отсутствии религиозности, а об отсутствии интереса к существующим еврейским институтам и неучастии в деятельности этих институтов. Судя по результатам этого, самого свежего, опроса, значительная доля американского еврейства предается духовным и религиозным исканиям, но, по‑видимому, не может найти, куда бы направить эти устремления бескомпромиссно и действенно.
Американцы — одни по собственной воле, другие по воле обстоятельств — сегодня стали гораздо больше времени проводить в одиночестве. С 2014‑го по 2019 год количество времени, которое американцы проводят с друзьями, сократилось просто поразительно — на целых 37%. Несомненно, отчасти это происходит оттого, что они проводят больше времени в интернете. В 2014 году, когда американцы впервые стали проводить заметно меньше времени с друзьями, смартфоны были у доброй половины американских потребителей. К 2019 году смартфоны заняли 71% американского рынка. И вот что примечательно — даже если включить в дружеский круг коллег и соседей, картина та же: в 2012 году американцы проводили с людьми из этой расширенной группы по 15 часов в неделю, в 2019‑м — лишь 12 часов в неделю, а в 2021‑м — 10 часов в неделю. В эти освободившиеся часы, вне зависимости от классовой, расовой и этнической принадлежности, американцы не стремились общаться со своими детьми или спутниками жизни, а просто проводили больше времени в одиночестве.
По‑видимому, вне интернета единственные общественные ассоциации, куда сейчас потянулось много новых членов — или, лучше сказать, «пользователей», — это светские клубы, предлагающие состоятельной клиентуре роскошь и уют. Количество членов клуба «Сохо хауз», в котором кандидатам из финансово‑банковских кругов обычно отказывают в приеме, а с людей творческих берут по 2100–3200 долларов в год, с 2021 по 2022 год увеличилось на 44%. Столь же бурно в последние годы, невзирая на пандемию, разрослись коворкинги в фешенебельных городских кварталах, где можно вращаться среди людей своего круга. В 2022 году примерно 1 млн 100 тыс. американцев работали в 6200 коворкингах по всей стране — прирост составил 55% от цифр пятилетней давности.
Пожалуй, для еврейских организаций всего интереснее (или всего тревожнее) тот факт, что вовлеченность в общинную жизнь неуклонно ослабевает вопреки титаническим усилиям прекрасно финансируемых организаций, противостоящих этой тенденции. Например, программа «Еврейство по рождению» — за время своего существования с 1999 года организовала поездки в Израиль для более чем 800 тыс. молодых евреев — что равняется 20% всех американских евреев в возрасте 25–34 лет. И, хотя 85% этих участников «Еврейства по рождению» чаще других говорят, что привязаны к Израилю в некоторой степени или даже очень сильно, сегодня 46% всех евреев, отвечая на опрос «Кешет» заявили, что не слишком сильно привязаны или вовсе не привязаны к Израилю.
Все это, видимо, не внушает оптимизма касательно вовлеченности людей в еврейскую жизнь, не говоря уже об их вовлеченности в хотя бы базовую гражданскую активность или дружеские отношения не по интернету. И последствия этих тенденций тоже пугают. Как заметил Алексис де Токвиль, путешествуя в 30‑х годах ХIX века по Америке, в демократических странах граждане поодиночке независимы и слабы; они «почти ничего не могут добиться… если не научатся добровольно помогать друг другу». Возможно, именно поэтому примерно 65% американских евреев, несмотря на их неоднозначное отношение к религии и общинной жизни, выражают желание, чтобы их дети и внуки не теряли связь с иудаизмом.
Возможно, проблема еврейских общинных институтов — не в отсутствии интереса к этим институтам, а в том, что проблемы людей более масштабны, чем рамки, в которые их пытаются втиснуть. Если 63% американских евреев высказывают мнение, что Америка на неверном пути, не означает ли это, что их сложные отношения со своей общественной группой и религией напрямую связаны с нарастающим ощущением нестабильности американской жизни и общества?
Оригинальная публикация: The Four Children