«Чего хочет женщина»: Взгляд на женщину Амоса Гитая vs женский взгляд Рамы Бурштейн

Светлана Пахомова 28 августа 2015
Поделиться

Картина Амоса Гитая, самого признанного в мире и самого европейского режиссера Израиля, «Кадош» (1999) положила начало серьезной работе кинематографа с темой еврейской религии. До этого случаи обращения к внутренней жизни харедим были единичными, причем зачастую изображалась не современная ситуация, а ортодоксальные общины прошедших эпох. Хотя сам фильм «Кадош» и его создатель подверглись многочисленным нападкам со стороны ультраортодоксальной общественности за откровенно критический взгляд на иудаизм в целом и положение в нем женщины в частности, этот опыт не только стимулировал создание картин на похожую тематику, но и заставил саму общину задуматься о включении кинематографа в арсенал средств коммуникации, пусть и опосредованной, с окружающим миром.

Безусловный успех фильма 2004 года «Ушпизин», снятого при участии кинематографистов‑ультраортодоксов и представляющего религиозную общину в положительном свете, проложил дорогу для следующей картины. Именно она стала своеобразным ответом Амосу Гитаю и прочим критикам угнетенного положения личности, особенно женской, в рамках замкнутой, почти герметичной хасидской общины. Закономерно, что автором «антикадоша» стала женщина, которая, как и создатели «Ушпизина», сделала самостоятельный выбор в пользу религии. Рама Бурштейн родилась в Нью‑Йорке, выросла в Тель‑Авиве, училась в иерусалимской Киношколе им. Сэма Шпигеля, по окончании которой полностью оставила светскую жизнь. Ее картина «Заполнить пустоту» (2012) становится аутентичным женским высказыванием на тему положения женщины в ультраортодоксальном мире, ее свободы и самостоятельности в принятии решений.

Кадр из фильма «Кадош»  1999

Кадр из фильма «Кадош» 1999

It’s a Man’s World

В центре сюжета обеих картин фигуры двух сестер (старшая замужем, младшая — в ожидании [footnote text=’В «Кадоше» сложное положение двух сестер Ривки и Малки усугублено отсутствием в их доме отца. В израильском кино вообще частотен мотив уязвимости женщины, потерявшей мужа, оставшейся одной с детьми. ‘]свадьбы[/footnote]) и заботливой матери. В «Кадоше» вполне счастливый брак старшей сестры Ривки омрачен отсутствием детей. Именно вокруг трудностей бездетной пары строился и сюжет «Ушпизина». В картине Бурштейн хотя старшая сестра Эстер и ждет ребенка, но зритель понимает, что пара жената уже очень давно, а это их первый ребенок.

Как отмечала Нава Души в своей статье о женщинах и религиозном подавлении в [footnote text=’Dushi N. Seeking the Local, Engaging the Global: Women and Religious Oppression in a Minor Film // Israeli Cinema: Identities in Motion / Edited by Miri Talmon and Yaron Peleg. University of Texas Press, 2011. Р. 217.’]кино[/footnote], в «Кадоше» мы находим структуру вложенных друг в друга трех концентрических кругов: ультраортодоксальная община в центре современного столичного города; женщины внутри общины; бездетная женщина внутри этого сообщества.

У Гитая община в лице раввина, а по совместительству — отца Меира, мужа Ривки, сильной, властной фигуры, воплощающей патриархат и подавление женщин, вынуждает мужа развестись с женой после 10 лет брака на основании отсутствия детей. Если Ривка разводится, то ее младшая сестра Малка, напротив, выходит замуж, но такое впечатление, что решение принимается без ее непосредственного участия: «Знаешь, что говорят? Что я выхожу замуж на следующей неделе за Йосефа. Вот что говорят».

Женщина не имеет возможности распоряжаться своей судьбой — будь то свадьба, развод или интимная жизнь. Мужской контроль тотален, всепроникающ. Он не только вокруг женщины, но и внутри нее. Он включает строгую регламентацию допустимых поз и форм соития и предписывает процедуру, подтверждающую окончание «нечистых дней». Сама категория «нечистоты», применимая ко всем женщинам, ставится режиссером под вопрос в возмущенном возгласе Малки: «Посмотри законы о месячных. Запрещено к нам прикасаться! Все, чего мы касаемся, становится нечистым! Нельзя даже подать им чашку. Это есть в Талмуде?» Интересно, что именно в женские уста автор вкладывает критику религиозных практик харедим, обвиняя их в искажении первоисточника, то есть Талмуда.

Закон в фильме Гитая — это выражение мужской власти, пытающейся превратить женское тело в «послушное тело» — контролируемое и проверяемое. Мать Ривки и Малки, работающая в микве, не может повлиять на тот факт, что ее заставляют окунуть в микву Хаю — потенциальную невесту своего бывшего зятя. Ее личные чувства и переживания игнорируются не только раввином, но и религией в целом.

У Гитая чувства и чувственность являются сущностными характеристиками женского, а мужское, воплощенное в строгом законе, действует на них омертвляюще. Ривке не удается реализовать свою сексуальность в браке. После развода она приходит к бывшему мужу и проявляет свое желание, направляя действия мужчины и меняя позицию вечного подчинения — нижнюю — на верхнюю. Но уже через несколько мгновений мы обнаруживаем ее бездыханной. Живая женщина, переполненная желаниями, просто невозможна в клаустрофобичном пространстве религии, по Гитаю.

Режиссер подчеркивает эту замкнутость и ограниченность женского положения почти в каждом кадре, помещая своих героинь в тесные, душные комнаты с зарешеченными окнами, закрытыми ставнями, глухими стенами. И тогда главный символ современного иудаизма — Стена Плача — превращается в «Кадоше» в символ женской изоляции и вечной скорби.

Женщина не существует внутри религиозного уклада как самостоятельный и самодостаточный субъект. Акторами являются только мужчины: они веселятся, молятся, спорят, они получают максимум репрезентации. У женщин абсолютно страдательный образ — они всегда плачут: когда режут лук, когда выходят замуж, когда разводятся и даже когда спят. «Женщины плачут даже во сне, у них чувствительные глаза», — говорит Ривка.

Мужчины постепенно вытесняют, замалчивают, маргинализируют женщин, ограничивая их функции вынашиванием и воспитанием детей, помощью мужу. Бездетная женщина в такой ситуации оказывается лишена права голоса и действия. Изгнанная после развода Ривка замолкает и совершает минимум движений в кадре. Она оказывается в коммуникационном вакууме, пустоте, она сама есть пустота.

Незаметность, бессилие, небытие женщин в ортодоксальной общине автор обнаруживает в слове. Когда Малка приходит к своему возлюбленному Яакову в клуб, то неортодоксальный еврей за кассой, которого играет сам режиссер, говорит ей: «Не знал, что есть не только хасидим, но и хасидот».

Кадр из фильма режиссера Рамы Бурштейн «Заполнить пустоту» (2012)

Кадр из фильма режиссера Рамы Бурштейн «Заполнить пустоту» (2012)

Возвращение женщины

Именно эту пустоту и пытается заполнить Рама Бурштейн в своей картине, получившей семь «Офиров» и удостоенной Кубка Вольпи за лучшую женскую роль.

По своему сюжету фильм Бурштейн близок к «Кадошу», это своеобразная женская вариация на тему левиратного брака: вместо женитьбы младшего брата на вдове старшего здесь происходит свадьба младшей сестры с вдовцом старшей. И это переворачивание привычных, гендерно закрепленных ролей сразу и точно характеризует картину.

Фильм открывает сцена в супермаркете, где мать с дочерью — Ривка и Шира — пытаются подыскать жениха последней. Выбор мужа здесь практически приравнен к выбору кухонного комбайна или пылесоса. «Придется много стирать», — брезгливо замечает мать. И хотя подобный женский консьюмеризм будет в картине развенчан неудачной помолвкой дочери, режиссеру важно показать женщину в роли субъекта, а не объекта выбора, женщину, принимающую решение и подбирающую себе мужчину.

Мужчины у Рамы Бурштейн предстают эмоциональными и крайне уязвимыми. Они открыто выражают свои чувства: «Я люблю тебя. Ты моя Тора», — говорит муж своей жене. «Я не справлюсь, я разваливаюсь», — жалуется отцу Ширы подавленный болезнью жены хасид. «Как бороться со страхом?» — вопрошает Аарон после смерти старшей дочери Эстер. «Я смущен», — признается Йохай на свидании с сестрой умершей жены.

Смущение, страх, отчаяние, ориентация на чувства в момент принятия решений — для Рамы Бурштейн это всё мужские характеристики. Пассивность мужчин даже в отношении собственной судьбы может сравниться только с пассивностью женщин в фильме Гитая. На ком женится Йохай после смерти Эстер, решает его мать, теща, будущая невеста — кто угодно, но не он сам. «У него нет выбора», — говорят про него женщины. Сват, который не может найти рыжей Фриде мужа, должен жениться на ней сам. Нельзя стоять на пути женского желания — его нужно выполнять.

Женщины, напротив, призывают к рассудительности, рациональности, сдержанности. «Во‑первых, сохраняй спокойствие», — учит Эстер младшую сестру, говоря о помолвке. Именно мужчины убеждают девушку, что чувствам есть место в религиозной жизни. «Это не дело чувств», — говорит Шира ребе о свадьбе с мужем сестры. «Это только вопрос чувств», — отвечает ей старый ребе.

Если вспомнить знаменитый лакановский вопрос «чего хочет женщина?», то у Гитая это, строго говоря, никого не интересует. Более того, женщина вообще не субъект и не должна испытывать никаких особенных желаний. Радость она получает, служа мужу и рожая ему детей. Ведь сам раввин говорит: «Какая еще есть для женщины радость, кроме как воспитывать своих детей?»

Но у Гитая женщина не становится и объектом мужского желания. Воли — да, но не желания. Причем мужская воля замаскирована под Б‑жественную. Кажется, что причина развода, на котором настаивает раввин, это не бездетность Ривки, а то, что Меир почитает жену больше отца, а значит, больше закона, представителем которого тот является. И тогда уже сам закон начинает препятствовать осуществлению женского желания.

Рама Бурштейн, напротив, легитимирует интенсивное женское желание. В ее интерпретации: чего хочет женщина, то угодно Б‑гу. И если это желание сильное, самостоятельное и искреннее, то все получится: даже потерявшая надежду женщина сможет выйти замуж, настойчивая просительница прорвется на прием к ребе, муж умершей старшей дочери вдруг влюбится в младшую, а старый ребе тут же прибежит в дом к девушке устраивать немедленную свадьбу.

Переклички и пересечения

Между двумя картинами — при всей их полемичности друг другу — много художественных параллелей. Можно сказать, что Бурштейн ведет последовательный диалог с Гитаем, отвечая ему в его же стилистике, пытаясь переиграть его на выбранном поле.

Гитай выбирает медленно текущее действие, чистоту, аскетичность кадра и абсолютно статичную камеру. Бурштейн также использует статичную камеру. Примечательно, что у нее камера переходит в ручной режим, начинает двигаться, действовать, участвовать в происходящем с момента свадьбы. Обретение героиней полноты ее статуса делает ее свободной, и это выражается в свободе камеры.

Обе картины много и подробно показывают повседневную жизнь ортодоксальной семьи и общины. Если Гитая обвиняли в разного рода неточностях и искажениях, то Бурштейн исключительно педантична в деталях, их обилие создает ощущение полной достоверности.

Почти 90% фильма Бурштейн снято в помещении. Даже балкон отгорожен от внешнего мира. Когда герои проходят по тель‑авивскому бульвару, других прохожих мы практически не видим. Камера сфокусирована только на персонажах, остальное либо размыто, либо попадает в кадр фрагментарно. Целостностью в кадре обладают только религиозные герои.

Бурштейн стремится показать жизнь общины в специфически женском ракурсе — например, в съемке с женской галереи в синагоге. Женщина находится наверху (привет сексуальной нереализованности героинь Гитая), и ее взгляд сходен со взглядом Б‑га, наблюдающего за людьми сверху. И это не единственная сцена, где утверждаются особые отношения между женщиной и Б‑гом. Например, Шира, видя слабость и отчаяние Йохая, который не в состоянии разгадать Б‑жественные знамения, говорит ему: «Знай, Г‑сподь любит тебя». Благодаря особой связи с Б‑гом женщина обладает высшим знанием: «Я просто знаю, что это он».

Вторжение внешнего в мир, изображаемый Бурштейн, катастрофично. Светская музыка, которая проникает с улицы в дом родителей Ширы во время Пурима, просто сотрясает стены. И в этом видится причина трагедии с Эстер, а также намек на возлюбленного Малки в «Кадоше». Яаков — музыкант, который отвержен общиной из‑за своего желания служить в армии и заниматься музыкой. Бурштейн подвергает сомнению безобидность подобных светских занятий.

Это не единственное музыкальное пересечение у Гитая и Бурштейн. В «Кадоше» нигун «Аще забуду тебя, Иерусалиме», исполняемый во время свадьбы Малки и Йосефа, приобретает угрожающее звучание. Следующая за этим сцена насилия над Малкой усиливает это ощущение. Бурштейн же делает этот псалом музыкальным лейтмотивом композиции своего фильма, и исполняется он лирично и нежно.

Гитай акцентирует внимание на тексте псалма. «Аще забуду тебя, Иерусалиме, — поют хасиды, находясь в самом сердце Святого города. — Аще не возведу тебя на вершину веселия моего». В финале картины Малка, покинувшая общину, долго смотрит на Старый город. При этом она, как кажется, меняет приоритеты, «возводя на вершину» не Сион, а себя и свои желания.

Съемки серого, промозглого Иерусалима — важная составляющая картины Гитая. Город такой же участник и виновник происходящего — разделенный на части, обнесенный глухой стеной, наполненный новой архитектурой, притворяющейся древ­ней. В этом читается скрытый упрек, который автор бросает хасидизму, возникшему лишь в XVIII веке, но претендующему на статус наследника и хранителя древнего иудаизма, единственного знающего, как должно.

 

В картинах перекликаются и отдельные персонажи (внешнее сходство служки в синагоге у Гитая с помощником старого ребе у Бурштейн), и отдельные сцены. Например, в «Кадоше» два героя спорят о том, как заваривать чай в шабат, чтобы случайно не допустить процесса готовки: сначала лить воду или класть сахар. Получается, что хотя готовят женщины, правила им придумывают мужчины. Бурштейн шлет иронический привет этой сцене. К ребе прорывается кричащая старушка, которой нужен совет по покупке плиты, — и ребе оказывается знатным специалистом в устройстве и дизайне плит. Но он не диктует женщине, а помогает ей.

Если в «Кадоше» женский голос вытесняется, то Рама Бурштейн, наоборот, возвращает женщинам голос. Герои Гитая не хотели разговаривать со своими женщинами, презрительно игнорируя их страстные призывы, герои Бурштейн только этого и будут ждать от женщины — самостоятельных слов, желаний, решений. Йохай напрямую спрашивает: «Шира, чего ты хочешь?», и на все вопросы Ширы о том, что ей делать, ответов не дается — решать должна только она.

У Гитая мужчины тонули в бесконечном цитировании, чужая речь — их главная речевая характеристика. Мертвое слово боролось со словом живым, собственным, присутствовавшим только у героинь. Старшей сестре Ривке подбросили анонимную записку о том, что бездетная женщина все равно что мертвая. Она спросила у мужа, тот объяснил, что это цитата из Талмуда. На что младшая сестра Малка заметила, что женщины не изучают Талмуд, то есть автор — мужчина. В ответ у Бурштейн Йохай просит Ширу, подменяющую свою мотивацию чужими потребностями: «Не исчезай!» — то есть: не исчезай за чужими словами и желаниями.

Общий знаменатель

При всех этих различиях в основе обоих фильмов лежит общая гипотеза — о том, что сила женского превышает силу мужского. И это относится ко всему — к страсти, любви, желанию, вере.

В картине Гитая религия призвана лишить женщину этой феноменальной силы, превратив ее в инструмент мужчин, инструмент служения Б‑жественной воле или тому, что мужчины под ней понимают. Именно за счет усмирения, подчинения женщины мужчина, как он думает, может приблизиться к Всевышнему, существование которого для Гитая тоже под вопросом.

А в фильме Бурштейн именно в религии женщина способна достичь максимальной степени целостности, реализованности и единения с Б‑гом. Мужчина не в состоянии общаться с Б‑гом без женского участия. Женщина — краеугольный камень религиозного уклада и религиозной общины. Картина «Заполнить пустоту» одновременно утверждает женскую субъектность и женскую близость к Б‑гу, это феминистское высказывание, вписанное в рамки ортодоксальной картины мира.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»