Древности

Были ли гладиаторы-евреи в Римской империи?

Подготовил Семен Чарный 11 июля 2023
Поделиться

Быть гладиатором – вооруженным бойцом, который развлекал публику в Римской империи в жестоких сражениях, включающих языческие ритуалы и противостояние другим гладиаторам, осужденным преступникам и диким животным, – казалось бы, неподходящая профессия для еврейского мальчика, пишет журналистка The Jerusalem Post Джуди Зигель-Ицкович.

На самом деле большинство тех, кто на арене, были не мускулистыми Шварценеггерами, а тощими рабами, вынужденными идти в бой. Гладиаторские игры продолжались почти 1000 лет, достигнув наивысшей точки своей популярности между 1 веком до н.э. и 2 веком н.э., прежде чем исчезли.

Высказывалось предположение, что евреи были как участниками, так и зрителями этих игр. Тем не менее, все материалы, представленные для доказательства существования гладиаторов-евреев, кажутся менее убедительными, чем считают их авторы.

Новая статья, опубликованная в онлайн-журнале Atiqot, издаваемом Израильским управлением древностей, озаглавлена так: «Были ли гладиаторы-евреи? Переоценка доступных археологических и текстовых свидетельств». Написана она Хаггаем Ольшанецким, который изучал участие евреев в древнеримской армии.

Автор, который учился в Университете Бар-Илан в Рамат-Гане, в настоящее время занимается исследованиями на кафедре древних цивилизаций Базельского университета в Швейцарии.

«Участию евреев на арене, особенно в качестве гладиаторов, уделяется относительно мало внимания. Несколько статей, написанных по этому вопросу, предполагают, что евреи были и зрителями, и участниками, – сообщает он. – Настоящая статья касается всех ранее предложенных указаний на существование гладиаторов-евреев, а также вводит новые. Хотя нельзя полностью исключить возможность того, что гладиаторы-евреи были активны в 1-4 веках н.э., свидетельства остаются неубедительными, предполагая, что их число было в лучшем случае очень ограниченным».

 

Роли евреев в боях на арене

Также предполагается, что если евреи участвовали в играх, они, возможно, предпочитали сражаться со зверями, а не с людьми. 

Арена и представления на ней были неотъемлемой частью повседневной жизни в римских городах в большинстве частей империи. Самым известным зрелищем на арене, несомненно, являются гладиаторские игры. «Однако некоторые евреи хотели ассимилироваться в римское общество, поэтому они пытались участвовать практически во всех аспектах тамошней жизни», – заявляет Ольшанецкий.

Это было справедливо не только для римского периода, «поскольку евреи составляли значительный процент населения по всей Римской империи: вопрос о том, принимали ли евреи участие в играх и даже сражались ли в качестве гладиаторов, является очевидным, его затрагивали и в прошлом».

Число евреев, живших в римский период, оценивалось от 4,5 до 7 млн. Ранее высказывались предположения о существовании  гладиаторов-евреев, особенно в регионе Иудеи. При Тите евреев заставляли сражаться с дикими зверями. Иерусалимский Талмуд запрещает принимать участие в гладиаторских поединках и смотреть их и называет некоего человека, который присутствовал на матче на стадионе, «пролившим кровь».

Статья Ольшанецкого охватывает все доступные археологические и текстовые свидетельства, относящиеся к роли евреев на арене, – как в качестве гладиаторов, так и в других качествах. Автор исследует феномен гладиатора-еврея при изучении различных находок, некоторые из которых обсуждались в прошлом, а некоторые – новые. 

Его главным вопросом был такой: существовало ли когда-либо подобное явление, и если да, то насколько оно было распространено. Чтобы полностью ответить на этот вопрос, автор подчеркивает разницу между гладиаторами и мужчинами, приговоренными к смерти на арене. Он приводит различные аргументы в поддержку и в отрицание идеи гладиаторов-евреев, включая службу евреев в римской армии в контексте отношения общины к сражениям и пролитию крови на арене и за ее пределами.

Ольшанецкий считает: хотя евреи меньше стремились сражаться с другими мужчинами в качестве гладиаторов, у них было меньше угрызений совести, когда они сражались. «Из текстов ясно, что на арене были две разные группы… Первая состояла из людей, которых, как считалось, казнили в развлекательных целях – это не были гладиаторы, но, поскольку они прибыли с территорий, находившихся под контролем царя Ирода, они, возможно, были евреями. Во время его правления игры проводились в городах, где евреи составляли меньшинство».

Вторая группа была гладиаторами, путешествующими во имя удачи и славы. «Тот факт, что они прибыли со всех концов империи, означает, что они не обязательно были евреями. Роль обеих групп заключалась в том, чтобы развлекать массы; но разница между этими двумя классами на арене была существенна. Мужчины первой группы принадлежали к маргиналам – наказанные рабы, военнопленные и преступники, приговоренные к смертной казни, жестокая кончина должна была позабавить публику». 

«Жизнь гладиатора считалась дорогой из-за долгого и дорогостоящего обучения, что делало сохранение их жизней интересом хозяев. Поэтому гладиатор гордился своей профессией, и, похоже, большое количество свободных мужчин добровольно вызывались сражаться на арене, причем их число быстро росло, достигнув пика в период Поздней Республики и Ранней Империи», – сообщает автор.

«Гладиаторы получали питательную и в основном вегетарианскую пищу, а также добавки, которые обеспечивали кальцием их кости и предотвращали переломы. Одна из теорий заключается в том, что эта диета позволяла гладиаторам поддерживать здоровый слой жира, что помогало предотвратить опасные для жизни травмы и допускало появление кровавых, поверхностных повреждений, которые делали зрелище более ярким и привлекательным для зрителей. Другое предположение состоит в том, что эта диета, которой гладиаторы были известны еще в древности, подчинялась экономическим соображениям.

Вегетарианская диета была значительно дешевле, чем богатая мясом. Тем не менее, отсутствие больших порций мяса в рационе гладиаторов не мешало им иметь худощавое телосложение: они сжигали углеводы во время тренировок и, следовательно, развивали мышцы и телосложение, сходное с нынешними спортсменами-веганами». 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еще раз об Иосифе Флавии и его лжеинтерпретаторах

Без его произведений мы знали бы крайне мало о той формативной эпохе в еврейской истории, которая обычно именуется периодом Второго храма, в особенности об ее второй части — греко-римской. Поэтому неудивительно, что при написании обзоров еврейской истории в этот период ученые неизбежно предлагают читателям перефразировку Флавия с добавлением ссылок на научную литературу.

Менора Святого Петра

Арка Тита была для римских евреев двойным напоминанием об их подчиненном положении: во‑первых, как бы говорила она им, они были народом, покоренным римлянами, а во‑вторых, сейчас они община, находящаяся под властью римского папы. В XVI веке евреи больше не должны были дарить новому папе свиток Торы, зато у них появилась обязанность пышно украшать путь папской процессии, в том числе декорировать арку Тита стягами и занавесями. Неудивительно, что эти унижения породили известный обычай: у евреев Рима было запрещено проходить под аркой Тита.

Береника, еврейская царица Рима, и происхождение теории замены

История Береники — это история еврейской замены через одного человека — женщину, которая могла сама заменить династию Флавиев династией еврейских императоров. Мысль о том, что одна еврейка может превратить западное общество в еврейское царство, стала источником непрекращающегося страха. Даже реальная трансформация Римской империи путем превращения в государственную религию христианства не положила конец обвинениям в иудействовании.