Трансляция

The Times of Israel: Британский художник‑бунтарь, видевший свет в Иерусалиме

Энн Джозеф 5 января 2018
Поделиться

Британский художник Дэвид Бомберг говорил, что, пока он не побывал в Иерусалиме в 1923 году, «он никогда не видел солнечного света».

«Бедный мальчик из лондонского Ист‑Энда», как он сам себя называл, Бомберг был пленен удивительным светом, ландшафтом и архитектурой Старого города и впоследствии отразил свои впечатления в серии топографических панорам, в том числе, картине 1925 года «Иерусалим: Старый город и Масличная гора».

Дэвид Бомберг. Иерусалим: Старый город и Масличная гора

Это был также для Бомберга первый опыт работы на пленэре, и он с особой тонкостью выразил свою любовь к иерусалимскому свету и белому камню в вариациях на тему «Бассейна Езекии».

За четыре года, проведенных на Ближнем Востоке — в Иерусалиме, а также в Иерихоне и Петре, Бомберг создал немало реалистических, изобилующих деталями пейзажей. Но его кисть умела изображать не только виды. В 1925 году, во время пасхальной недели, он проник в армянскую церковь Святого Иакова и спрятался там, чтобы увидеть церемонию омовения ног и затем запечатлеть ее.

Эти картины представлены на выставке «Бомберг» — небольшой, но хорошо подобранной ретроспективе жизни и творчества Дэвида Бомберга — первой в своем роде за десять с лишним лет, которая проходит в галерее Паллант Хаус в Чичестере.

Хенни Хэндлер. Портрет Дэвида Бомберга за работой

Выставка продлится до 4 февраля, после чего переедет в художественную галерею Лэнг в Ньюкасле, а затем, следующим летом, — в галерею и музей Бен Ури в Лондоне. Она приурочена к 60‑летию со дня смерти художника. Экспозиция занимает всего пять залов и включает чуть более 70 картин, расположенных преимущественно в хронологическом порядке; она призвана проиллюстрировать творческий путь и необычайное разнообразие работ этого значительного модернистского художника.

У входа на выставку с раннего автопортрета на вас глядит с вызовом молодой Бомберг. Его прямой, неколебимый взгляд полон уверенности и честолюбия. Сейчас Бомберг считается одним из основных британских художников ХХ столетия, его работы собирают как музеи, так и частные коллекционеры, но при жизни художника критики его не замечали, и умер он в 1957 году нищим и почти безвестным.

Дэвид Бомберг. Вечер в лондонском Сити

Бомберг родился в Бирмингеме в 1890 году. Он был пятым из одиннадцати детей в семье польско‑еврейских иммигрантов. В 1895 году семья переехала в район Уайтчепел в лондонском Ист‑Энде. Там он примкнул к группе англо‑еврейских художников и писателей, детей иммигрантов из Восточной Европы. Группа называла себя «уайтчепельские мальчики» и включала Джейкоба Крамера, Марка Гертлера и единственную «уайтчепельскую девочку» — Клэр Винстен.

Бомберг сначала ходил на вечерние занятия с Уолтером Сикертом, а потом учился в престижной Школе искусств Слейда при финансовой поддержке Общества вспомоществования еврейскому образованию.

Преподаватели Школы не одобряли его радикализм и считали, что он оказывает «возмутительное влияние» на других. Он не был членом движения, но был близок к вортицизму — авангардистскому течению в английском искусстве, находившемуся под некоторым влиянием кубизма и стремившемуся передать в живописи и поэзии энергию и прогресс современного мира.

Живопись Бомберга этого периода стилистически была близка вортицистам и в то же время отражала его еврейское и ист‑эндское культурное наследие. Пожалуй, лучше всего это сочетание видно в его динамичной абстрактной картине «Джиу‑джитсу», вдохновленной японским боевым искусством, которое в ист‑эндском спортзале преподавал брат Бомберга Мо.

Эта картина — сетка из 64 квадратов, каждый из которых поделен на четыре треугольника, — завораживающий, разноцветный взрыв фигуративности.

Дэвид Бомберг. Джиу‑джитсу

Его карьера художника начиналась успешно, критика одобрительно отзывалась о его первой индивидуальной выставке, где одной из главных представленных работ была как раз «Джиу‑джитсу», но тут началась Первая мировая война, и Бомберга отправили в армию.

От отчаяния он решил умышленно повредить себе ногу, и за его травматичной военной службой последовал неудачный опыт службы военным художником. Свое разочарование Бомберг выразил после войны в смелой, почти брутальной знаменитой картине «Театр гетто», которая на выставке впервые представлена вместе с эскизом. Но в окончательной версии картины вместо кислотно‑желтого, использованного в эскизе, доминируют темно‑красные и коричневые тона, и картина буквально сочится усталостью.

Художник фокусируется не на сцене, а на бедно одетой публике. Сгорбленные и напряженные тела зрителей, их лишенные выражения лица с плотно сжатыми губами говорят о серьезной культурной неудовлетворенности общества, считают сокураторы выставки Сара МакДугал и Рейчел Диксон.

Дэвид Бомберг. Театр в гетто. 1920

Уайтчепельские мальчики часто ходили в идишский театр, и эти картины служат подтверждением глубокой связи Бомберга с его еврейской идентичностью и культурным наследием.

Его связь с еврейством также несомненно видна в не покидавшем его мольберт рисунке углем «Семейная утрата», ответе художника на неожиданную кончину его матери. В темном помещении горит поминальная свеча, вокруг нее несколько фигур, одна из них, предположительно, сам Бомберг.

В 1920‑х годах шотландский художник сэр Мьюрхед Боун от лица Сионистской организации пригласил Бомберга в Палестину — запечатлеть деятельность еврейских поселенцев. Бомберг не был сионистом. Он принял приглашение по другой причине — чтобы спастись от бедности.

После войны Бомбергу с трудом удавалось заработать на жизнь; он работал художником‑оформителем в идишских журналах, а также рисовал плакаты и рекламу. По мнению МакДугал и Диксон, профессиональные возможности, которые открывались перед ним в поездке на Ближний Восток, так и остались по большей части нереализованными из‑за его темпераментной натуры и неспособности к репортажному рисунку.

Бомберг продолжал писать пейзажи и уличные сценки и впоследствии, когда в конце 1920‑х, а затем вновь в середине 1930‑х побывал на юге Испании. Он создал серию картин, изображающих ночные процессии во время Страстной недели, работая при этом в полной темноте, при свете колеблющегося пламени факелов.

Процессия со статуей Богоматери на улицах Ронды. Страстная неделя. 1935

Но начавшаяся в Испании Гражданская война вынудила Бомберга вернуться в Лондон, где его ждали очередные разочарования на профессиональном фронте. Он не смог обеспечить себя заказами и сосредоточился на совершенствовании своих навыков в портрете; натурщиками выступали его ближайшие родственники или друзья.

Время было тяжелое, и «взрывной», по словам Джозефа Лефтвича, одного из уайтчепельских мальчиков, характер Бомберга не облегчал ему жизнь. Много времени во второй половине своего творческого пути он уделял преподаванию, и у него были верные ученики, в том числе такие художники, как Франк Ауэрбах и Леон Кософф, но даже тогда, как объясняют МакДугал и Диксон, он не следовал стандартным педагогическим методам и поэтому руководство его не любило.

Его жажда солнечного света завела его на Кипр на короткое время, после чего он вернулся в свою любимую Ронду в Испании, планируя открыть там художественную школу. Но этот проект тоже постигла неудача, и свои последние годы Бомберг провел, рисуя впечатляющие портреты и пейзажи, некоторые из них отражали авторское погружение в себя, в особенности огненный, оранжевый «Талмудист». Хотя в картине нет очевидных еврейских символов, ее герой находится в состоянии глубокой концентрации, как религиозный ученый.

Дэвид Бомберг. Мост в Ронде. 1935

Выставка заканчивается западающим в память, драматическим последним автопортретом Бомберга в черно‑красных и оранжево‑коричневых тонах, который является разительной противоположностью молодому самоуверенному художнику, глядящему на нас с его раннего автопортрета, висящего в первом зале.

Считается, что Бомберг изобразил себя в погребальном саване, — он был очень болен в то время и, по словам Сары МакДугал, вероятно, осознавал близость смерти. Его лицо почти полностью замазано, но видно, что он держит свои кисти.

Последний автопортрет Дэвида Бомберга

Он умер от цирроза печени в больнице Св. Фомы в Лондоне в сравнительной безвестности и бедности. Но уже на следующий день газета «Таймс» опубликовала некролог, восхваляющий художника за его «независимый взгляд».

После смерти Бомберга его имя быстро обрело блестящую репутацию, и год спустя Британский совет по искусству организовал его ретроспективу.

МакДугал и Диксон объясняют его прижизненный конфликт с истеблишментом в мире искусства и неудачи несколькими факторами, в том числе «его сварливым характером и нежеланием присоединяться ни к какому движению».

Бомберг был художником большого таланта, он работал в разных стилях и оказал значительное влияние. Эта своевременная и отлично сделанная выставка в очередной раз убедительно демонстрирует бесспорный вклад Бомберга в английское современное искусство. 

Оригинальная публикация: Exhibit lauds UK iconoclast artist who saw the light in Jerusalem

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Три Юдовина и еще четвертый

В нем справедливо увидели одного из главных художников старых местечек — их синагог, их стариков, их ремесленников и, главное, пышных орнаментов на украшенных резьбой надгробиях. Юдовин по существу стал неоакадемической альтернативой экспрессивно‑недостоверному Шагалу, числившемуся в постсоветской России главным «еврейским художником». Так Юдовин и Шагал, конфликтовавшие когда‑то в Витебске, снова оказались «конкурентами».

Swissinfo: Базель под давлением: речь идет о произведениях искусства, принадлежавших евреям

Базель пока настаивает на своем решении от 2008 года: ответить отказом на претензии наследников. Тогда городские власти утверждали, что на аукционе 1933 года музей заплатил рыночную стоимость произведений и не мог знать о том, что они принадлежали Глазеру. Однако появившаяся с тех пор информация свидетельствует о том, что эти утверждения не соответствуют действительности.