7 сентября в столице Еврейской автономной области открылся международный проект «Биробиджан». Художники из Австрии, Израиля, США и России, приглашенные посетить город, вдохновившись историей и хрониками этого места, создали работы, выставленные сегодня в Биробиджанской областной филармонии.
Выставка продлится месяц — 25 сентября прошла ее презентация в Москве, в Еврейском музее и центре толерантности. А затеял «Биробиджан» Симон Мраз, директор Австрийского культурного форума в России, который любит устраивать подобные проекты в экзотических местах. Тут как раз случились год туризма Австрии–России и 500‑летие дипломатической миссии Сигизмунда фон Герберштейна, первого австрийского посланника в нашей стране. Симон, на счету которого выставки на ледоколе «Ленин» и в обсерватории в Архызе, обратил внимание на один из самых отдаленных регион. И вывез туда внушительный артдесант.
«В основе потрясающей истории Еврейской автономной области, — признается Мраз, — лежат вера и тяжкие испытания, через которые прошли люди из самых разных стран. Художникам предстояло изучить эту историю и осознать уникальное место, которое не описать никакими статистическими данными или фактами, и то, как его осваивал и в каких условиях существовал здесь еврейский народ».
Статистика действительно не показательна: после большой алии начала 1990‑х евреев здесь мало. Но они заметны. Даже не так — заметно, что они были. Очень по‑еврейски — даже по‑одесски — звучат реплики прохожих. («Вам на Пионерскую? А что вам там надо?») На идише дублированы названия улиц. В школьном хоре дети со славянскими лицами выводят: «Чирибим‑чирибом». Когда закончился концерт оберкантора Вены Шмуэля Барзилаи, ставший частью австрийской программы (а она, в свою очередь, явилась сегментом программы XIII Международного фестиваля еврейской культуры и искусства в ЕАО, и вместе с остальными в Биробиджан прилетела директор Еврейского музея Вены Даниэла Спера), хор преподнес гостям свое музыкальное приношение.
Выставка же продемонстрировала осмысление самого Биробиджана, его настоящего, которое может показаться безнадежным и как будто замершим, как на фотографиях Юрия Пальмина и в эстетском фильме Антона Гинзбурга, где мы видим бывшие производственные цеха, освобожденные от станков и людей. Симптомы депрессивного города в фильме Хаима Сокола сменяет жизнеутверждающий проект Татьяны Эфрусси, размотавшей из фотографии, обнаруженной в краеведческом музее, сюжет про «Цех пролетарского авангарда». Это была группа, придуманная в перестройку тремя молодыми художниками. «Цех…» просуществовал недолго — распался, видимо, в связи с отъездом в Израиль одного из участников, живущего сегодня в Тель‑Авиве художника Сергея Бунькова. Они успели выпустить четыре номера рукотворного журнала «Труба» с рисованными обложками и картинками, некоторые из которых напечатаны, как у Пригова, на машинке.
Видеоарт — основной жанр выставки. В нем сделали свои проекты Екатерина Анохина, Нир Эврон и Омер Кригер из Израиля, живущая в Австрии Екатерина Шапиро‑Обермаир — она сделала интервью с учениками школы № 23 Биробиджана, в которой дети учат идиш, даже не имея еврейских корней.
Американский проект Евгения Фикса, Срджана Йовановича Вайсса и Сео Хи Ли — несколько видеоинтервью со специалистами, рассказывающими о втором директоре Баухауса Ханнесе Майере — швейцарском архитекторе, коммунисте, разработавшем в 1928–1930‑х план Биробиджана. Строить, правда, стали не там и не так, и в раскрытых чемоданах мы видим трехмерные модели того, что есть, и того, что могло бы быть.
Ощущение неслучившегося счастья — главное, от которого здесь трудно отделаться. И щемящая тоска по родине, которая, против нашей воли, могла бы ею стать. Дело не только в почти не дожившем до наших дней местном баухаусе и уехавших евреях. Дело в самом месте, не евреями выбранном. Хотя вроде синагогу и старую восстановили, и новую построили, и даже открыли мемориальную доску Тиунэ Сигухарэ — японскому консулу в Каунасе, который в 1940 году давал визы евреям и спас тысячи человек.