Еще посмотрим

Детство Ингера в Музее Востока

27 февраля 2019
Поделиться

С 28 февраля по 31 марта Государственный музей Востока представляет выставку Григория Ингера «Мое детство». В рамках проекта будут показаны работы Ингера из цикла «Мое детство», который он создавал на протяжении всей жизни; иллюстрации к произведениям писателя Шолом-Алейхема, – ставшие мировой классикой рисунки к повестям «Мальчик Мотл», «Заколдованный портной». А также впервые будет представлен «Библейский цикл» – одна из самых ярких серий художника, посвященная истории Ветхого Завета, которая для Ингера оказывается частью актуальной истории XX века. На выставке будет экспонировано более 50 работ художника.

Из серии «Мое детство». «Скрипка» 1991 г. Бумага, тушь, гуашь. 51,7х36,7

Григорий Ингер (1910-1995) родился под Уманью, недалеко от Черкасс. Учился в Киевской еврейской индустриально-художественной промышленной школе в классе скульптора и графика Марка Эпштейна. В Москве прошел школу блестящего рисовальщика Петра Митурича на отделении повышения квалификации Суриковского института.

Ингер практически полностью потерял слух еще в раннем детстве, из-за чего не участвовал в Великой Отечественной войне. Однако художник очень остро переживал трагедию своего народа, – уничтожение местечек, людей и самой истории. Тогда, еще находясь в эвакуации в Чувашии, Ингер начал свои знаменитые антифашистские циклы «Бабий Яр», «Камни Треблинки» и «Последний путь», создание которых продолжалось несколько десятилетий. После войны сотрудничал с издательствами.

Иллюстрация к повести Шолом Алейхема «Мальчик Мотл». «Наш обед» 1975 г. Бумага, акварель, гуашь. 42,8х30,7

В 1970-е художник начал серию графических произведений, посвященных детству, воссоздавая в нем уничтоженный войной мир еврейского местечка. Этот цикл длился больше двадцати лет, со временем «теряя» цвет (последние работы «Моего детства» выполнены черной гуашью), но набирая при этом остроту эмоционального наполнения. По сути, и герои Шолом-Алейхема, и созданный в 1980-е Дон Кихот – родом из тех ранних лет художника, из этой трагичной, но в то же время полной иронии, любимой художником жизни.

Григорий Ингер сумел, соединив классическое мастерство и художественные открытия начала XX века, ярко описать мир российской еврейской культуры. Он известен, прежде всего, как один из самых ярких иллюстраторов еврейской литературы и как художник, создавший на национальной почве универсальный художественный язык.

Иллюстрация к рассказу Шолом Алейхема «Заколдованный портной» 1970 г. Бумага, тушь. 43х30,5

Работы Григория Ингера хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Российском национальном музее музыки, Ярославском художественном музее-заповеднике, Музее истории евреев в России (Москва), Музее искусства и истории иудаизма (Париж) и многих других музейных и частных собраниях в России и за рубежом.

В рамках открывающейся в Москве выставки будет представлен альбом произведений Григория Ингера с наиболее полным изданием его работ. Куратором выставки выступила Мария Гадас.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Лицо не установлено». Об Александре Моисеевиче Беркенгейме

Плохой человек не может быть хорошим кооператором, — писал Ц. Пинес, работавший под руководством Биркенгейма в еврейском кооперативном Союзе в Польше, — так же, как плохой человек не может быть хорошим врачом. Беркенгейм был кооператором, каких редко можно отыскать, и такого же рода людей он старался привлечь в кооперативное движение. Подобно Диогену, он искал человека, чтобы обрести в нем кооператора.