Алексей Мокроусов 4 августа 2015
Поделиться

[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true” type=”seealso”]
[phead]Карикатурная открытка. 1905. Коллекция Александра Коробова[/phead]
[part]

Миф Галиции

Вена, Городской музей

до 30.8

Когда в 1772 году Галиция вошла в состав Австро‑Венгрии, никто не мог предвидеть последствий для населения этого мультинационального края, где соседствовали поляки, украинцы и евреи.

Новая власть стремилась соответствовать новым веяниям: так, одним из первых ее решений стал декрет о свободе вероисповедания. Правда, свободу напрямую увязали с обязанностями военной службы, где не церемонились с религиозными обычаями, зато требовали поменять еврейские имена на немецкие. Тем не менее Галиция стала одним из центров хасидизма, здесь жили знаменитые цадики и раввины, зарождался сионизм. Со временем евреи получали все больше гражданских и экономических прав, а в 1867 году император Франц‑Иосиф полностью уравнял их с другими подданными. По переписи 1910 года, в Галиции жили 873 тыс. евреев — почти 11% всего населения.

Выставка напоминает о мифах разного рода, порой похожих на предубеждения — например, что евреи в те времена были главными контрабандистами спиртного (современные исследователи говорят, скорее, об интернациональных преступных группах с участием поляков и украинцев).

Антисемитизму уделено немало внимания: здесь и открытка, изображающая двух карикатурного вида евреев в вагоне поезда прямого сообщения Львов—Вена, и напоминания о погромах 1881–1882 годов в южных областях России, что привело к появлению многочисленных беженцев в Галиции.

Большая часть евреев жила в штетлах и городах Восточной Галиции, где они составляли до трети населения. Главным занятием была торговля, многие работали в сельском хозяйстве или промышленности. Со временем возникли еврейские союзы, от спортивных до политических, во Львове стали выходить журналы и газеты на идише. Литературная жизнь была активна и после раздела Галиции между Польшей и Украиной, в каталоге упоминается множество польских литераторов, писавших о еврейской Галиции уже в 1950‑х годах.

[/part]
[phead]Костантин Сомов. Портрет Генриетты Леопольдовны Гиршман. 1928. Собрание А. Володчинского[/phead]
[part]

Русское искусство XIX–XX веков из собрания Александра Володчинского

Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина

до 6.9

Для первого публичного показа коллекции Александра Володчинского отобрали более ста произведений русской живописи XIX–XX веков, от Василия Перова и Виктора Васнецова до Александра Бенуа и Мстислава Добужинского. Натан Альтман представлен «Весной», Исаак Левитан — поздним «Парусником», а Константин Сомов — портретом Генриетты Гиршман (1885–1970), жены фабриканта и известного коллекционера Владимира Гиршмана. Собственно, и родители Генриетты Леопольдовны собирали искусство, а сама она занималась живописью, пока тоже не увлеклась коллекционированием.

Среди других выставок на Волхонке — ретроспектива венгерского классика XIX века, мастера салонной живописи Михая Мункачи (до 23 августа). Привезенная из Будапешта коллекция дополнена работами из собрания ГМИИ, в том числе полотном Макса Либермана «Дорога в школу в Эдаме», специально отреставрированным к выставке (см.: Алексей Мокроусов. Жить и умереть в Берлине // Лехаим. 2011. № 9).

Стоит посмотреть и очередную экспозицию проекта Бориса Фридмана «Книга художника» — на этот раз показывают иллюстрации Жоана Миро к поэме Рафаэля Альберти и Антони Тапиеса к стихам Иосифа Бродского (до 30 августа).

А на выставке американского скульптора Александра Кольдера (до 30 августа) показаны эскиз и макет скульптуры «Посвящение Иерусалиму» (1975), установленной на горе Герцля. В Иерусалиме же, в квартале Тальпиот Мизрах, находится скульптура Кольдера «Красная корова».

[/part]
[phead]Фото спектакля «Имярек». Костюмер Оливера Гаджич. Зальцбург. 2014. © Salzburger Festspiele / Forster[/phead]
[part]

Театральный костюм на рубеже веков

Москва, Театральный музей им. Бахрушина

до 23.8

Тысяча двести костюмов, 200 художников из 31 страны, от Австралии и Бельгии до Франции и Японии, — ради огромного проекта Бахрушинский музей впервые освободил все свои выставочные залы, чтобы разместить в них эскизы, фотографии и костюмы, а также видеоэкраны. Среди экспонатов — костюмы Фабриции Мильаратти к спектаклю Мореля Жульена «Пруст» (2005, Театро Индиа, Театр ди Рома), Зака Брауна к балету Джона Номайера «Увольнение в город» на музыку Леонарда Бернстайна, фотографии с костюмами Оливеры Гаджич к «Имяреку» Гофмансталя на зальцбургском фестивале (см.: Алексей Мокроусов. Придумать Зальцбург // Лехаим. 2010. № 10).

А в Каретном сарае, где открыта вторая часть выставки, показывают подаренные музею работы из наследия Олега Шейнциса («Любовь к трем апельсинам» в Большом театре, 1998), Давида Боровского («Шарашка» в Театре на Таганке, 1998), Валерия Левенталя («Лоренцаччо», омский Театр драмы, 2002).

[/part]
[phead]Херб Ритц. Водопад IV. Голливуд, 1988. © Herb Ritts Foundation[/phead]
[part]

Херб Ритц

<Москва, МАММ (Дом фотографии)/p>

до 6.9

Немногим фотографам рубежа веков удавалось так успешно сочетать занятия коммерческой и художественной фотографией, как Хербу Ритцу (1952–2002). Выходец из богатой еврейской семьи в Лос‑Анджелесе, он стал известен и работами для мира моды, и запоминающимися портретами, в том числе Тины Тернер и Джека Николсона, Михаила Горбачева и Ричарда Гира. Последний во многом Ритцу обязан стартом своей кинокарьеры в 1978‑м. Тогда же Ритц сфотографировал и Джона Войта на съемках «Чемпиона» Франко Дзеффирелли — снимок опубликовал «Ньюсуик».

На Остоженке показывают, в частности, двойной портрет Чарльза Буковски и Шона Пенна (Сан‑Педро, 1987), а также Уильяма Берроуза с корзинкой (Канзас, 1990).

[/part]
[phead]Татьяна Купервассер. Натюрморт с белой вазой. Конец 1920‑х[/phead]
[part]

Русский авангард: от рассвета до заката

Москва, МВЦ «Рабочий и колхозница»

до 6.9

В цоколе одной из самых знаменитых скульптур в мире выставили собрание Ю. М. Носова. Среди 250 произведений — живопись и графика русского авангарда и художников парижской школы, от 1910‑х до начала 1940‑х годов. В залах на двух этажах показывают все основные течения и объединения эпохи, включая «Союз молодежи» (Натан Альтман, Петр Львов, Надежда Лермонтова), «Бубновый валет» (в том числе Аристарх Лентулов, Илья Машков и Петр Кончаловский), Общество художников‑станковистов (ОСТ: Константин Вялов с замечательными «Лыжниками» и Давид Штеренберг с портретом Асеевой) и группу «Маковец».

Парижская школа представлена, в частности, работами Дмитрия Бушена, Бориса Григорьева (его‑то можно в разные разделы включить), Натальи Гончаровой, Лазаря Воловика и Константина Терешковича. Сюда же относится и «Женщина в интерьере» Якова Шапиро (1897–1972).

Можно увидеть и скульптуры Георгия Мотовилова и Меера Айзенштадта, произведения Роберта Фалька, композиции Якова Чернихова из серии «Аристография» и несколько работ Георгия Рублева, включая гуашь «Сталин в кресле» — ее живописная версия находится в Третьяковской галерее.

В собрании Носова много картин Владимира Гринберга (1896–1942), мастера, примыкавшего к кругу «ленинградских маркистов», куда входили Николай Лапшин и Александр Ведерников. «Маркистами» их прозвали из‑за восхищения творчеством Альбера Марке. Тот даже побывал с визитом в СССР, встречался с художниками в Ленинграде, но, кажется, так и не понял, что именно здесь обрел своих последователей.

Среди культурно‑исторических курьезов выставки — эскиз проекта совместного памятника Ленину и Сталину работы Иосифа Чуйкова (1930‑е годы).

[/part]
[/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: сирийская рулетка, суд над Биби, левый Папа, погромщики, арт-детектив

Что значит для Израиля падение режима Асада? Почему Нетаньяху дает показания в суде? И чем папа римский разочаровал евреев? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели.

Правнук Ирода развлекался в пещере на Голанах в стиле римских императоров

Согласно Иосифу Флавию, после того как Второй храм в Иерусалиме был разрушен в 70 г. н. э. Титом и его легионами, римский полководец «отправился в Баниас, и Агриппа устроил ему игры, на которых казнили пленных». Это произошло в Кесарии Филипповой, вероятно, в 70 г. н. э., может быть, годом позже»,

Польская полиция во время Холокоста убивала евреев даже без приказа нацистов 

«Я читал ужасающие вещи в дневниках польских полицейских, описывающих, сколько евреев они убили каждый день. Рассказывали анекдоты о том, как полицейский просил стакан водки, прежде чем застрелить еврея, или как он использовал горячую воду, чтобы смыть кровь с рук. Они убивали друзей и одноклассников без угрызений совести, и даже в таких местах, куда не заходил ни один немец, чтобы проверить их»