Вторая половинка
Недельная глава начинается с указания о переписи евреев — каждый должен дать полшекеля «выкупа души» в дар Б-гу.
Этому подушному налогу предстояло больше тысячелетия быть символом принадлежности к народу Израиля: сохранились свидетельства того, что и в диаспоре евреи собирали его в пользу Храма.
Именно из этого налога формировался бюджет храмовых жертвоприношений.
«Выкуп души». Алтер Ребе, рабби Шнеур-Залман в «Тора ор» очень подробно обсуждает эту концепцию — каким образом полшекеля, идущие на жертвоприношения, выкупают душу. Душа находится в плену у телесности, у материи. Но во время молитвы, постхрамового аналога жертвоприношений, она возносится, освобождается от пут бренного мира. Приносит в жертву животное начало. И, подобно небесному огню, пожиравшему жертвоприношение в Иерусалиме, наши души охватывает огонь «великой любви» к Творцу, и этот огонь очищает душу от всего наносного.
Поэтому, говорит Алтер Ребе, «богатый не должен давать больше, а бедный меньше» — на уровне очищенной души все равны, все «половинки шекеля», а вторая половинка каждого — Всевышний.
Молитва должна очищать душу огнём веры. Это двустороннее движение — человек открывает свою душу, а Небеса в ответ пронизывают ее великой любовью и трепетом, крыльями, дающими ей взлететь на бесконечную высоту. Шабат шалом!