Впереди история еврейского народа
Нашей недельной главой мы прощаемся — с первой книгой Торы, с праотцами, с патриархом еврейского народа Яаковом, aka Израиль, сынами которого мы называемся. Впереди — история еврейского народа, позади — его корни.
На смертном одре патриарх благословляет своих сынов. И — двоих внуков. Избранные дети избранного сына, Эфраим и Менаше Иосифовичи. Первые дети Израиля в изгнании, они уже уроженцы Египта. Диалог изгнания и отцовского дома закодирован даже в их именах: первенец, Менаше, плод «забвения дома отца своего», второй, Эфраим, «расплодил меня Г-сподь». Так их отец выплескивал свою тоску по дому — Менаше будет ему всегда парадоксально напоминать то, что естественно стирается из памяти, а Эфраим будет символом крепкого стояния на ногах, пусть и вдали от родины.
Благословляя внуков, Яаков опять смешал все карты — он никогда не стремился скрывать предпочтения за маской «всех вас я люблю одинаково». Возложив правую руку на стоящего «ошую» Эфраима, а левую на Менаше, приготовленного для благословения первенца «одесную», патриарх не внял просьбе сына исправить нарушенный порядок. И с Менаше, говорит, всё будет хорошо, но Эфраим получит главное благословение.
Патриарху лучше знать, что важнее. Тоска по отцовскому дому, ностальгия и воспоминания Менаше — это достойно и необходимо, но главное — расти, укрепляться, быть здесь и сейчас. И завтра. Эфраим.
Хорошего завтра нам всем и нашим потомкам! Шабат шалом!