Двар Тора. Ваякгель: Кто раньше встал, того и мицва
Какую заповедь важнее всего исполнить? Что общего у заповеди с мацой? И когда хороша спешка? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ваякгель.
Принцип расторопности в исполнении заповедей и его проявления в традиции
Духовный смысл расторопности: почему важно не откладывать добро?
Есть моменты в жизни, когда нужно действовать без промедления. Мы видим несправедливость — и должны вмешаться. Мы замечаем возможность помочь другому — и должны воспользоваться ею. Мы ощущаем вдохновение сделать доброе дело — и не должны позволить сомнениям или лени нас остановить.
В еврейской традиции этому учат на примере заповеди: «Усердные опережают в исполнении заповедей» (Талмуд, Псахим 4а).
Этот принцип говорит о том, что исполнение заповеди — это не просто обязанность, а момент духовного роста. Когда человек тянет с добрым делом, он рискует его упустить. Но если он действует без промедления, это становится не просто актом послушания, а проявлением его души, его внутреннего горения.
Пример из истории: главы колен и их запоздалое пожертвование
Когда народ Израиля собирал пожертвования для Скинии, главы колен решили не спешить. Они хотели посмотреть, сколько принесёт народ, а потом восполнить недостающее. Но когда увидели, что народ дал больше, чем требовалось, они осознали, что упустили свою возможность. В знак этого их титул записан в Торе с пропущенной буквой йуд «והנשאם» вместо «והנשאים» (Шмот 35:27).
Этот эпизод показывает, что, даже имея самые благие намерения, можно допустить ошибку, если не действовать вовремя. Мы не всегда знаем, какая возможность будет у нас завтра, но то, что есть сегодня, — это шанс, который нельзя упускать.
Разные взгляды на их поведение
Рабби Моше Софер (Хатам Софер) объясняет, что главы колен поступили так не из-за безразличия, а потому что хотели получить особую награду — завершить заповедь. В Талмуде (Кидушин 40а) сказано:
«Заповедь называется только по имени того, кто её завершил».
Их мотив был понятен: они хотели завершить великое дело. Но это не оправдало их промедления.
Рабби Цви Гирш Ашкенази (Хахам Цви) не согласен с этим подходом. Он приводит галахический случай: если заключённому разрешили выйти из тюрьмы на один день, должен ли он ждать важной заповеди (например, чтения отрывка о Амалеке в Шаббат Захор) или воспользоваться первой же возможностью исполнить любую заповедь?
Он отвечает, что он должен исполнить первую же доступную заповедь, потому что действует принцип:
«Усердные опережают в исполнении заповедей» (Псахим 4а).
Вывод ясен: откладывание заповеди в надежде на что-то лучшее может привести к тому, что человек не сделает ничего.
Спешка не всегда хороша
В Псахим 4а обсуждается вопрос о проверке хамеца перед Песахом:
«Если хамец запрещён с шестого часа, то почему бы не проверять его тогда? Если скажешь: “Усердные опережают в исполнении заповедей” — то проверяли бы с утра!»
Почему же проверку проводят ночью? Рабби Нахман бар Ицхак объясняет:
«Поскольку ночью люди находятся в своих домах, и свет свечи хорош для проверки, мы предпочитаем проверять хамец в ночь на 14-е число».
Этот отрывок показывает, что, хотя заповедь надо исполнять без промедления, иногда важнее учитывать практическую пользу. Быстрота хороша, но не во вред эффективности.
Разные грани расторопности в заповедях
Принцип «Усердные опережают в исполнении заповедей» не единственный, который учит о быстроте в добрых делах. В еврейской традиции есть несколько схожих, но всё же отличающихся принципов, которые раскрывают разные аспекты отношения к заповедям.
1. Не упускают заповеди — необходимость действовать вовремя
Этот принцип говорит о том, что если у человека есть возможность выполнить заповедь, он должен это сделать немедленно. Его источник находится в Мехильте (Бо 9), комментарии к Торе, где обсуждается стих:
«И храните мацу» (Шмот 12:17).
Рабби Йошия объясняет:
«Не читай “мацу”, а “заповеди” — как не дают тесту закваситься, так нельзя упускать заповеди. Если представилась возможность исполнить заповедь, делай это немедленно.»
Этот комментарий намекает на то, что если слишком долго тянуть с выполнением заповеди, можно потерять момент.
2. Не проходят мимо заповедей — нельзя игнорировать заповедь, с которой столкнулся
Этот принцип означает, что когда человек сталкивается с возможностью выполнить заповедь, он не имеет права её игнорировать в пользу другой.
В Талмуде (Йома 33а) обсуждается порядок служения коэна в Храме. Вопрос ставится так:
Почему при входе в Храм очищение жертвенника предшествует очистке меноры?
Ответ:
«Не проходят мимо заповедей».
То есть коэн, войдя в Храм, сначала встречает жертвенник, а уже потом менору.
3. Пусть человек стремится первым исполнить заповедь — быть не просто участником, а инициатором
В Талмуде (Назир 23б) рассказывается история о дочерях Лота. После разрушения Содома и Гоморры они решили, что на земле не осталось мужчин, и вступили в связь со своим отцом, чтобы продолжить род.
Старшая дочь сделала это первой, младшая последовала её примеру на следующий день.
Талмуд замечает, что потомки старшей дочери (моавитяне) раньше получили разрешение присоединиться к народу Израиля, а потомки младшей дочери (аммонитяне) получили это право намного позже.
Раши объясняет, что старшая дочь проявила инициативу первой, и поэтому её потомки удостоились более раннего милосердия от Всевышнего.
4. Пусть человек бежит к исполнению заповеди — спешка во имя добра
В Талмуде (Брахот 6б) сказано:
«Всегда пусть человек бежит к исполнению заповеди, даже в субботу».
Эта фраза говорит о том, что хотя в Шаббат запрещено быстро ходить, если человек бежит, чтобы выполнить заповедь, это не только дозволено, но и приветствуется.
Вывод: почему это так важно?
Рабби Пинхас бен Яир (Авода Зара 20б) приводит лестницу духовного роста:
«Рвение приводит к чистоте, чистота — к воздержанию, воздержание — к ритуальной чистоте, ритуальная чистота — к Святому Духу».
Расторопность в исполнении заповедей — не просто техническое правило, а ключевой элемент духовного роста.
И в нашей жизни…
Мы живём в мире, где откладывание стало привычкой. Нам кажется, что у нас есть бесконечно много времени, чтобы сделать доброе дело завтра. Но Тора учит нас иначе:
Когда у нас есть возможность сделать добро, мы должны действовать.
Когда перед нами стоит заповедь, мы должны её исполнить.
Когда у нас появляется шанс изменить мир к лучшему — нельзя ждать.
Ибо тот, кто откладывает, рискует никогда не сделать. А тот, кто действует вовремя, становится частью великой истории.