Двар Тора. Хаей Сара: Мгновенный ответ
Какие молитвы исполняются мгновенно? Что символизирует брак Ицхака и Ривки? И как Божественное проявление нисходит в мир? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Хаей Сара.
Когда Бог отвечает мгновенно
Краткое содержание
Сара умирает в возрасте 127 лет и погребена в пещере Махпела в Хевроне, которую Авраам покупает у Эфрона хеттеянина за четыреста шекелей серебра.
Слуга Авраама, Элиэзер, отправляется в Харан, чтобы найти жену для Ицхака. Элиэзер просит у Бога знамение: когда девушки города придут черпать воду из колодца, он попросит немного воды, чтобы напиться; та женщина, которая не только даст ему пить, но и сама предложит напоить его верблюдов, — именно она предназначена быть женой сына его господина.
Ривка, дочь племянника Авраама Бетуэля, появляется у колодца и проявляет ту самую доброту, которую искал Элиэзер. Элиэзера приглашают в дом, где он пересказывает историю событий того дня. Ривка возвращается вместе с Элиэзером в землю Кнаан и встречает Ицхака, молящегося в поле. Ицхак женится на Ривке, любит ее и находит утешение после смерти своей матери.
Авраам берет новую жену — Кетуру — и у него рождаются еще шесть сыновей, но наследником назначен Ицхак. Авраам умирает в исполненной лет старости — в 175 лет — и погребен рядом с Сарой в пещере Махпела. Глава завершается рассказом о потомках Ишмаэля и о продолжительности его жизни.
Введение
Большая часть главы Хаей Сары — 67 из 105 стихов — посвящена истории путешествия Элиэзера в Харан в поисках жены для Ицхака.
Мудрецы удивляются тому, что Тора, которая нередко излагает сложнейшие законы одним дополнительным словом или даже буквой, уделяет десятки стихов миссии Элиэзера.
Причем история эта повторяется дважды: сначала Тора рассказывает о миссии Элиэзера и его встрече с Ривкой у колодца, а затем она же пересказывается самим Элиэзером — подробно, со всеми деталями, когда он рассказывает о случившемся семье Ривки. Берешит Раба заключает:
«Разговор слуг праотцев выше, чем изучение Торы их потомков».
Что делает рассказ Элиэзера столь особенным? Чем слуга превосходит сына и в каком смысле «разговор» выше «учения»?
На первом, внешнем уровне речь Элиэзера — это трактат об искусстве дипломатии. Две версии его рассказа почти совпадают, но не полностью: между наставлениями Авраама и пересказом Элиэзера есть тонкие различия. Незначительные, но смысловые изменения — то, как он излагает события у колодца, и то, как затем рассказывает о них семье Ривки, — показывают Элиэзера искусным шадханом (сватом): где-то он опускает фразу, которая могла бы вызвать недоразумение, где-то выбирает мягкое выражение вместо прямого, а где-то добавляет более лестное слово — не из желания польстить, а из такта и рассудительности.
Элиэзер также знает свой секрет: чтобы совершать великие дела, нужно забыть о себе. Он — прообраз шалиаха (посланника), который становится, в юридическом и духовном смысле, тем самым человеком, от имени которого действует. Он не меряет миссию своей мудростью и честолюбием; напротив, вкладывает их все в выполнение поручения, приписывая весь успех не себе, а господину. И потому его миссия завершается успехом.
Это особенно видно из того, что, хотя он главный действующий персонаж рассказа, имя Элиэзера не упомянуто в главе Хаей Сары ни разу. Он обозначен лишь как «слуга». И представляет себя словами: «Я — раб Авраама».
Вот ключ к его успеху: не позволяя своему эго и предвзятости мешать делу, Элиэзер черпает силу из видения и заслуг своего великого господина — и выполняет «самое трудное задание» с безупречным результатом.
Но здесь есть нечто более глубокое. Речь Элиэзера касается самой сути человеческой уникальности — нашего дара общения и способности рассказывать.
Мы используем речь не только для передачи информации, не только чтобы предупредить или сказать о чем-то, но и чтобы выразить свое видение реальности и передать его другим.
Рассказать историю — значит соединить ряд событий в повествование, придавая им смысл и значение. Без рассказчика мир был бы хаотичным набором фактов и переживаний. Используя силу слова, мы становимся «партнерами Бога в творении»: придаем форму и цель необработанному опыту, создаем реальность — как Бог создает ее, произнося слово.
Рассказ Элиэзера — классический пример того, как слово превращает случай в смысл. Ряд событий — встреча у колодца, знакомство, свадьба — может показаться цепью случайностей. Но Элиэзер превращает это в историю — цельное, осмысленное повествование, где все происходящее осознается как деяние Бога, а не как игра случая.
Когда он просит у Бога знамение и видит его исполнение, он рассказывает об этом Бетуэлю и Лавану так, что становится ясно: «это дело устроено Богом».
В восприятии Элиэзера, а затем и в его рассказе, часть повседневного мира становится проявлением Божественного замысла, свидетельством участия Творца в Своем творении.
Именно это делает «разговор слуг праотцев» выше «учения сыновей». Изучая Тору, мы объединяем свой разум и речь с Божественной мудростью; но когда мы, как Элиэзер, вплетаем Божественное присутствие в ткань своей повседневной жизни, Бог получает особую радость — радость от того, что Его слуги превращают жизнь в живой рассказ о святости.
Три молитвы
24:15
«Не успел он еще закончить говорить…»
Три человека были услышаны Богом в тот самый момент, когда слова исходили из их уст:
Элиэзер, слуга Авраама; Моше; и царь Шломо.
Об Элиэзере сказано: «Он еще не закончил говорить, как вот — выходит Ривка».
О Моше сказано: «Когда он окончил произносить все эти слова, земля разверзлась…» (Бемидбар 16:34).
О Шломо сказано: «Когда Шломо окончил молитву, спустился огонь с небес…» (Диврей а-Ямим II 7:1).
— Рабби Шимон бар Йохай
Что общего у этих трех молящихся?
Мы все молимся. Иногда мы видим, что наши молитвы исполняются в этом мире. Однако обычно между нашей просьбой и видимым ответом проходит некоторое время.
Наши мудрецы приводят три исключения, когда этого промежутка не было вовсе: Бог ответил мгновенно. Это — молитвы Элиэзера, Моше и царя Шломо.
На первый взгляд, можно подумать, что дело в личных достоинствах этих трех. Но тогда как объяснить, что Элиэзер — простой слуга — был услышан даже быстрее, чем Моше и Шломо? Его молитва исполнилась еще до завершения слов!
Кстати, зачем? Почему была необходима такая срочность? Ведь понимая текст на буквальном уровне, можно не согласиться с тем, что внезапное появление Ривки на деле являлось результатом молитвы Элиэзера — ведь она должна была покинуть свой дом до того, как Элиэзер начал молиться. Что же тогда означало ее появление во время его молитвы?
В своей беседе в т. 1 Ребе объясняет это так:
Когда Авраам послал Элиэзера с миссией найти жену для Ицхака, он сказал:
«Господь, Бог небес, <…> пошлет перед тобой Своего ангела, и ты возьмешь оттуда жену моему сыну» (стих 7).
Обратите внимание: Бог не говорит, что пошлет ангела с Элиэзером, что могло бы означать просто Божественную помощь, которую Он посылает в некоторых случаях.
Бог сказал, что ангел будет послан перед тобой, а это подразумевает другое — Божественное вмешательство, предвосхищающее успех.
Молитва Элиэзера и обеспеченный ему успех — это проявление того, как помощь свыше стала очевидной во время самой молитвы. То, что его просьбе ответили еще до того, как он закончил молиться, означает следующее: Бог упорядочил события в пользу Элиэзера еще до того, как он начал молиться. Это показывает, что обещание Авраама об ангеле, идущем «перед тобой», исполнилось на деле.
Божественное провидение, устроившее появление Ривки еще до того, как Элиэзер завершил молитву, было не просто знаком — это было явное указание, что именно эта девушка станет будущей женой Ицхака.
Но все же, вернемся к нашей дилемме: почему этих троих «услышали» быстрее всех? Похоже, дело не в личных заслугах, а в сути того, о чем они молились. Их просьбы касались явления самой Шхины — Божественного присутствия в мире.
Чтобы понять, почему их молитвы были услышаны мгновенно, Ребе обращается к словам Рамбама о раскаянии.
Рамбам пишет:
«Как велика сила тшувы! Еще вчера грешник был далек от Бога, Господа Израиля… он взывал — и не был услышан. Теперь же он связан с Божественным присутствием, и когда он взывает — ответ приходит немедленно».
Он говорит о двух уровнях тшувы:
1. Первый уровень — приближение к Шхине. Грешник становится «любим и желанен, близок и дорог» Богу.
2. Второй, более высокий уровень — не просто близость, а слияние. Человек становится соединенным с Шхиной, единым с Божественным присутствием.
Именно этот второй уровень раскрывается в словах:
«Он взывает к Богу — и Бог отвечает ему немедленно».
Мгновенный ответ не есть внешняя награда. Он — естественное следствие единства. Там, где нет разрыва между источником и получателем, не может быть задержки.
Эта мгновенность — не случайна. Она вытекает из внутреннего состояния двейкут — слияния с Божественностью. Когда дающий и получающий соединены, между ними нет расстояния — и потому нет и задержки.
То же верно и для самой цели молитвы: если предмет молитвы полностью един с волей Бога, ответ приходит сразу.
Если ответ приходит не сразу, это означает, что между человеком и Богом все еще существует некоторая дистанция.
Когда человек лишь «близок» к Богу, его просьба будет услышана, но не обязательно немедленно.
Когда же человек «соединен с Шхиной» — то есть его воля совпадает с волей Бога, — то ответ приходит в тот же миг, ибо в действительности нет уже двух сторон, а есть одно целое.
Три раскрытия Шхины
Этот принцип справедлив не только для молящегося, но и для самой темы молитвы. Три молитвы, о которых говорит мидраш, касаются трех аспектов проявления Божественного присутствия:
1. Молитва Шломо — о раскрытии Шхины в Храме, чтобы Божье обещание «Я пребуду среди них» осуществилось на земле. Это — проявление Божественности в мире как таковом.
2. Молитва Моше — о том, чтобы подтвердить, что пророчество есть подлинное проявление Шхины в человеке.
3. Молитва Элиэзера — о соединении Ицхака и Ривки, браке, который символизирует раскрытие Шхины в Торе.
Миссия Элиэзера и путь к Синаю
Наши мудрецы говорят:
«Беседы слуг праотцев приятнее Богу, чем сама Тора их потомков».
Хасидизм объясняет: слова Элиэзера, приведшие к браку Ицхака и Ривки, связаны с самой сутью Торы и заповедей. Этот союз стал подготовкой к дарованию Торы — соединению высших миров с нижними.
До Синая существовал духовный барьер: «Высшие миры не нисходили в нижние, и нижние не восходили к высшим».
Дарование Торы разрушило этот барьер: материальное стало сосудом для духовного, а физические предметы, используемые в заповедях, обретают святость и становятся едиными с Божественным.
Но подготовка к этому началась раньше. Первая «репетиция» такого соединения — брак Ицхака и Ривки.
Ицхак, «совершенная жертва», — воплощение чистейшей святости. Ривка — дочь и сестра идолопоклонников, жившая в изгнании. Их брак соединил святое и земное, небеса и землю.
И именно потому молитва Элиэзера, ведущая к этому союзу, стала прообразом Синая.
Превосходство Торы над пророчеством и Храмом
Теперь становится понятно, почему молитва Элиэзера была услышана даже быстрее, чем молитвы Моше и Шломо.
Раскрытие Божественности в пророчестве или в Храме — это соединение двух сущностей: Творца и творения. Такое единство может проявляться по ступеням, постепенно. Пророчество имело разные уровни; Храм тоже — от Первого до Второго — терял сияние, пока не был разрушен.
Но Тора — едина с Богом по своей сути. Как сказано в Зоаре:
«Тора и Святой, благословен Он, — одно».
Тора вечна и неизменна. Через нее единство Бога и мира становится не временным явлением, а сущностью самого бытия.
Брак Ицхака и Ривки, как корень этого единства, был не просто отражением связи с Божественным — он был самим этим единством. Поэтому ответ на молитву Элиэзера пришел еще до завершения слов.
Когда Божественное слово «бежит быстро»
Хасидизм объясняет стих в Тегилим:
«Он посылает Свое слово на землю — слово Его бежит быстро» (147:15).
Есть два способа, которыми Божественное проявление нисходит в мир.
Первый — постепенный: оно проходит через последовательные ступени миров, от высших к низшим.
Второй — мгновенный: когда свет бесконечности перескакивает через все ступени и проявляется прямо, без промежутков.
Так же и с молитвами трех праведников. Их просьбы достигли уровня Божественного света, который превосходит всю систему миров. Поэтому ответ был мгновенным: «слово Его бежит быстро».
Но у Элиэзера было еще одно преимущество: он молился о невесте Ицхака, который олицетворяет качество гвура — силы, интенсивности. И потому ответ проявился не просто быстро, а стремительно, как вспышка:
«Он еще не успел договорить — и вот выходит Ривка».
Эта сиха раскрывает удивительную истину: мгновенный ответ — не чудо, а отражение состояния абсолютного единства.
Когда человек или его дело полностью соединено с Божественной волей, нет ни пространства, ни времени между просьбой и ее исполнением.
Таков урок трех молитв:
Шломо — о присутствии Бога в мире,
Моше — о присутствии Бога в человеке,
Элиэзера — о единстве Бога и Торы, где небесное и земное навсегда сливаются в одно.
Всех их объединяет соединение противоположностей.
Молитва Моше была направлена на утверждение истинности пророчества (которое оспаривал Корах) — на принцип того, что Бог говорит с человеком.
Молитва Шломо вызвала откровение Божественного присутствия в здании Храма в Иерусалиме — единственном месте на земле, где единство Творца и творения стало видимой реальностью.
А миссия Элиэзера состояла в содействии первому браку, описанному в Торе.
Это был архетипический брак: Ицхак — «совершенная жертва», зачатый и рожденный в святости, — женится на Ривке, рожденной и воспитанной среди идолопоклонства и развращенности.
Этот союз предвосхитил и сделал возможным космический брак на Синае — союз неба и земли.
Поэтому все трое получили ответ мгновенно.
Пока послание должно пройти путь от источника к получателю, оно требует времени.
Мгновенный ответ указывает на состояние полного единства между источником и адресатом послания.
(На основе Ликутей Сихот, т. 20, с. 91 и далее)
