Быть «соработником» Бога
Недельная глава рассказывает, среди прочего, о праздниках. Формула на редкость мудреная: «Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время». Перевод — весьма приблизительный, буквалистика и вовсе сделает текст нечитаемым.
Так или иначе, но этот стих говорит об обязанности бейт-дина, раввинского суда, устанавливать новолуния, високосные года и т.п. То есть — в отличие от шабата, никак не зависящего от воли людей, праздники будут тогда, когда раввины скажут.
И это такой узаконенный волюнтаризм. Удивительно, учитывая любовь евреев к спорам и природный скептицизм по отношению к авторитетам, что календарные войны были кратковременными и бескровными. Но интереснее сам подход — исчисление священных, «Господних» дат отдано на откуп людям. Это они определят, они разделят — что будни, а что праздники.
Мне в этом видится нечто большее, чем календарный казус — фундаментальная основа предназначения человека. Быть «соработником» Бога, изменяя не только реальность нашего низменного мира, но и высший порядок небесных светил. Мы можем! Шабат шалом!