«Авраам породил Исаака»
«Исаак сын Авраама, Авраам породил Исаака».
Всё в этих словах первого предложения из недельной главы взывает к комментарию.
Зачем этот странный повтор — раз Исаак сын Авраама, стало быть, Авраам отец Исаака?
И комментарии — в изобилии. На поверхности: сын может и не быть продолжением отца, а быть Абрамом-непомнящим-отца, но Исаак был не таким.
Но дело в том, что Исаак б ы л , на первый взгляд, сыном, чей жизненный путь, чей характер очень не похож на отцовский. Авраам был странником, Ицхак всю жизнь прожил в Кнаане. Авраам был человеком миссии, «провозглашал Имя Всевышнего» пред всеми, Исаак «копал колодцы», не очень-то с людьми пересекаясь. На языке Кабалы — Авраам олицетворял «хесед», распространение на окружающих, а Исаак — «гвуру», сокращение контактов с миром.
Вот из-за этой видимой непохожести Тора и говорит: «Авраам породил Исаака» — на самом деле путь Исаака это продолжение пути Авраама. Пусть и другими методами, внешне несхожими, но Исаак добивается исполнения миссии Авраама. И к нему пришёл Авимелех, и сказал: «Мы убедились воочию, что с тобою Господь!». Имя Господа было провозглашено.
Строгость без доброты это жестокость, доброта без строгости это распутство. Одно немыслимо без другого. Этому учит нас недельная глава: «Авраам породил Исаака». Шабат шалом!