Историко-этнографический выпуск номер два.
Обычаи Пурима в разных общинах.
Во время чтения Свитка в городке Мекнес (Марокко), когда чтец доходил до момента повешенья Амана, он делал паузу, брал ремешок, которым весь год Свиток был подвязан, и завязывал его на одном из столбиков, что вокруг бимы.
Порой к пуримскому застолью автора «Минхас Элозор» из Мункача(?) заявлялись и неевреи, танцуя и играя на музыкальных инструментах. Он одарял их деньгами, а домашним считал необходимым всякий раз объяснить, что это как козёл отпущения.
В Чернобыле за пуримским столом нарезали большую халу вдоль. А были места, где двое хватались за халу и раздирали ее; память о том, как пророк Шмуэль поступил с Агагом.
Рабби Хаим Паладжи рекомендует раздобыть к Пуриму две ветки мирта, чтобы благословить на их запах. Ибо Эстер звалась Адасса, и Мордехай, как праведник, подобен мирту.
А бельзе реббе, будучи в гетто, велел своему хассиду сготовить два вида рыбы к Пуриму. Почему, — неизвестно.
Рабби Элимейлех Сегаль-Лави имел особую пару тфилинн специально для чтения Свитка Эстер. Они были огромны.
Автор «Коль арье» целовал «мишлоах» перед вручением.
В трактате «Софрим», 14:18, приведен обычай читать Свиток на исходе первой и второй суббот адара. И было несколько общин, делающих так.
Также известна мне одна община (автора «Хакаль Ицхак»), где читали (без брахи) Свиток и в Шушан Пурим. Был также обычай в некоторых местах делать полноценную трапезу в этот день, а об одном из адмуров Комарно известно, что он в молитве (בלחש) упоминал и в этот день על הניסים.
Ури Суперфин
9 марта 2016,
16:08
КОММЕНТАРИИ
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить